Учить творчеству? Невозможно! Создать условия, но не учить! Учить, но не собственно творчеству…»
видеоурок по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Татьяна Николаевна

Дать элементарные экологические знания о дереве, лесе. Учить выявлять и разре¬шать противоречия, проблемные ситуа¬ции. Закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz_zanyatie_les_s_ispolzovaniem_sistemnogo_operatora.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

 с детьми старшей группы по теме

«Лес»

с использованием «волшебного телевизора» системного оператора

(ТРИЗ – теория решения изобретательских задач)

Конспект составил:

Кузнецова Т.Н.,

воспитатель

МАДОУ «Сказка»

Программное содержание. Дать элементарные экологические знания о дереве, лесе. Учить выявлять и разрешать противоречия, проблемные ситуации. Закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы.

Ход занятия

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Дети (Д.)- Это дерево.

П. Докажите, что вы дали правильный ответ.

Д. Весной дерево цветет, благоухает, радует нас своей красотой. Летом в тени дерева прохладно. Осенью на многих деревьях (на фруктовых: на яблонях, грушах, сливах и т.д.) поспевают плоды. Зимой в деревянном доме тепло, дровами топят печи.

Загорается первый экран- появляется дерево.

П. Поиграем в игру «Хорошо-плохо»? Выросло высокое дерево. Это хорошо?

Д. Хорошо - прохлада, чистота, свежий воздух, красота, здоровье и т.д.

П. А может, плохо?

Д. Закрывает свет солнца, во время сильного ветра высокое дерево может упасть, что-нибудь разрушить...

П. Как же быть? Мы любим деревья, хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными для людей. Каков же идеальный конечный результат (ИКР);

Д. Деревья надо обрезать, старые, гнилые вырубать, сажать и выращивать новые.

П. {открывая второй экран). Что вы видите?

Д. Части дерева.

П. Назовите их и опишите.

Д. Ствол дерева- внизу толстый, вверху тоньше, покрыт корой. От ствола  идут ветки, на них иголки или листья, и плодах семена. Корни находятся глубоко в земле, их не видно.

П. Что случится, если у дерева повредить кору?

Вспоминаем рассказ ЛН. Толстого «Яблони».

Д. Дерево может погибнугь, а болеть будет обязательно.

П. А что будет, если у дерева подрезать ветки?

Д. Если не очень коротко, то крона  станет еще гуще.

II. Может дерево жить без корней?

Д. Нет, корнями дерево крепко держится в земле, корни «берут» из почвы воду, минеральные вещества.

П. Хотите, чтобы загорелся третий экран? Тогда отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем!

Д. Может быть, это лес?

П. Давайте поразмышляем.

Д. В лес можно зайти с любой стороны: у него нет дверей. В лесу растет много деревьев, летом они все зеленые, поэтому дом зеленый. Раз деревьев много, то, если пойдет дождь, можно спрятаться в лесу, как под крышей.

П. А чудеса?

Д. В лесу живут разные звери, птицы, растут грибы, ягоды, цветы и т.д. Разве это не чудо?

П. Поиграем еще раз в «Хорошо-плохо». Ходить в лес хорошо?

Д. В лесу свежий воздух, там прохладно, много кислорода, красиво. В лесу хорошо отдыхать, слушать пение птиц, собирать грибы, ягоды, цветы и т.д.

П. А может быть в лесу плохо?

Д. Может закружиться голова от свежего воздуха, можно поцарапаться о ветки деревьев. Можно заблудиться, испугаться, встретить змею, может укусить клещ, можно споткнуться о корни старых деревьев, упасть, удариться и т.д.

П. Так надо ли ходить детям в лес?

Дети вместе с педагогом находят ответ: надо, но не одним, а с взрослыми, слушаться их, не отставать, кричать «а-у», быть очень внимательными, осторожными и т.д.

П. Всегда ли дерево такое? (Показывает на первый экран.)

Д. Нет, раньше оно было тоненьким, низким.

П. А еще раньше?

Д. Раньше было семечком.

П. При каких условиях из семени прорастет стебелек?

Д. Нужны вода, свет, тепло.

П. Правильно. Вот таким дерево было в детстве и юности (открывает четвертый экран).

Проводится игра «Кто кем был».

Педагог        Ребенок

Дуб        Желудем

Пень        Деревом

Сук        Веткой

Болото        Озером

Яблоня        Семечком

Ягода        Цветком

Воспитание и обучение

Кедр        Орешком

Бабочка        гусеницей

Мука        Зерном

Береза        Сережкой

П. {открывая пятый экран). Что это.

Д. Части молодого деревца.

П. Опишите их, пожалуйста.

Д. Ствол - тонкий, легко гнется. Ветки тонкие, как прутики. Листья маленькие, нежные и т.п.

П. Молодое деревце - это хорошо?

Д. Да, у него все впереди, оно вырастет большим и красивым. Оно нелепое хрупкое, у него мягкие листочки и т.д.

П. Молодое деревце - это плохо?

Д. Да, его можно сломать; тонкую кору могут обгрызть козы, мыши, зайцы, тогда дерево погибнет. Все хотят срубить елочку к Новому году. У деревца слабые корни - его легко выдернуть из земли и т.д.

П. Как же помочь молодому деревцу?

Д. Его надо огородить, не ломать тонкие ветки, поливать...

Педагог открывает шестой экран, обращает внимание на то, что маленьких деревьев, не достигших высоты основного лесного массива, много. Их можно назвать подлеском.

Словарная работа. Если человек уже не ребенок, но еще и не взрослый, то его называют подростком. А молодой лесок -        это подлесок. В подлеске растут елочки, березки, сосенки, рябинки, бегают звери, летают птицы.

П. Представьте, что вы деревца подлеска, грибы, птицы. Подумайте и расскажите- что бы вы чувствовали на их месте?

Д. Я не мальчик Андрей, а молоденький клен. Тонкий, гибкий, расту, радуюсь, все мной любуются. Я не Петя, а дятел, залетел в подлесок, хотел полечив деревья, посмотрел, а деревца все молодые, здоровые, так ни с чем и улетел.

П. Давайте подумаем - что произойдет с деревом в будущем?

Д. Оно станет еще выше, толще, потом состарится.

П. (открывая седьмой экран). Верно, Вот такое оно, старое могучее дерево, теперь отгадайте загадку: «В лесу родился, в лесу вырос, а в дом пришел, всех себе собрал».

Д. Стол.

П. Докажите, что это так.

Д. Дерево выросло в лесу, а потом из него сделали стол, и все члены семьи

собрались за столом.

Вспоминаем  ранее   прочитанное стихотворение С. Маршака «Откуда

стол пришел».

Д. А может, это елка? Она выросла в лесу, а на Новый год всех вокруг себя собрала… Да нет, это диван. Его сделали из дерева, которое выросло в лесу, и вечером вся семья собирается, отдыхает на диване.  Играем  в игру «Кто кем или  чем будет».

Педагог               Ребенок

Дерево                 Стволом, избой, пнем,

                           дровами, доской

Икринка               Рыбой, головастиком, мальком

Ветка                     Сучком, веником, прутом

Цветок           Ягодой, яблоком, грушей.

                         огурцом
Яйцо                      Яичницей, крокодилом,

                           змеей, черепахой,

                            цыпленком
Лист                       Лекарством, удобрением.

                            гербарием

П. (открывая восьмой экран). Изменяется ли строение дерева с возрастом?

Д. Да. Ствол становится могучим, не обхватишь. Кора - толстая, шершавая. Ветки - корявые, сухие, листья жесткие. Корни - толстые, древесные, выступают из земли, видны.

П. (открывая девятый экран). Что вы видите?

Д. Много старых деревьев. Это дремучий лес, в котором очень много старых деревьев.

П. Он называется тайгой. В тайге очень легко заблудиться, в ней много ягод, грибов, водятся разные звери. Вот как много мы сегодня узнали о деревьях! Надеюсь, вы поняли главное: деревья, лес — это дом для растений, птиц, животных, поэтому его надо беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как создать условия для творчества ребенка в домашних условиях

Помощь родятелям для создания полноценных условий для творчества ребенка. Рекомендации родителям в правильной организации изодеятельности ребенка в выборе места для занятий ребенка творчеством, мебели...

СОЗДАЕМ УСЛОВИЯ В СЕМЬЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НАШИХ ДЕТОК

СОЗДАЕМ УСЛОВИЯ В СЕМЬЕДЛЯ РАЗВИТИЯТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НАШИХ ДЕТОК дошкольного возраста...

Создаем условия для музыкального развития ребенка

Создаем условия для музыкального развития ребенка...

Как создать условия для максимального развития ребёнка в игровой деятельности

В этой стаья описаны условия, которые созданы в нашем детском саду, для развития ребенка в игровой деятельности...

Тематическое развлечение совместное с родителями. «Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка культуры поведения на дороге детей и родителей.

Тематическое развлечение, совместное с родителями. 2016г«Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка куль...