Исследовательский проект "Континенты земли"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Фитиалова Елена Сергеевна

Исследовательский проект «Континенты Земли» для подготовительной группыПродолжительность: краткосрочный

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 9 «Радуга»

муниципального образования Белореченский район

г. Белореченска

Исследовательский проект
«Континенты Земли»

для подготовительной группы

Продолжительность: краткосрочный с 07.02.18 по 16.02.2018

Воспитатель: Фитиалова Е.С.

Мотивация: за 1,5 года работы в группе нашими педагогами не была затронута тема континенты. Были темы о животном и растительном мире некоторых стран, но все изучалось отдельно и не привязывалось к континентам. Исходя из чего, мною было решено познакомить детей своей группы с континентами Земли углубленно, в системе, с опорой на глобус и карту.

Цель:  Познакомить детей с континентами Земли.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Образовательные:

- формировать знания детей о континентах и климатических условиях континентов: Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.

- продолжать знакомить детей с географической картой мира и глобусом.

- вызывать у детей любознательность к дальнейшему познанию мира и положительный настрой.

Коррекционно-развивающие:

- поддерживать и создавать условия для развития познавательного потенциала ребенка.

- продолжать развивать связную речь детей.

Участники: дети, воспитатель, родители.

Предполагаемый результат: дети имеют элементарные представления о жизни на разных континентах.

Этапы реализации

1 этап – подготовительный:

Подбор методической  литературы.

Подбор наглядного материала, игр, иллюстраций.

Составление плана мероприятий.

2 этап – основной:

Беседы: «Что такое глобус?», «Для чего нужна карта?», «Континенты Земли», «Евразия», «Африка», «Антарктида», «Австралия», «Северная и Южная Америка».

Дидактические игры: лото «Животные разных стран», «Кто где живет», «Узнай по контуру».

Рисование «Континенты Земли», Оригами «Животные жарких стран»

Чтение художественной литературы: С.Я.Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей?», энциклопедии о животных.

  1. этап – заключительный:

Обсуждение с детьми, что понравилось в проекте, что было трудным.

План совместной деятельности:

Дата

Мероприятие

Задачи

07.02.18

Беседа «Что такое глобус»

Формировать знания о континентах путем знакомства с глобусом.

Приложение 1

08.02.18

Беседа «Для чего нужна карта?»

Познакомить детей с разными видами карт, контурными, настенными, атласами.

Приложение 2

19.02.18

Беседа «Континенты Земли»

Чтение С.Я. Маршак « Детки в клетке»

Познакомит детей с континентами Земли (Африка, Австралия, Евразия, Антарктида, Северная и Южная Америка).

Приложение 3

12.02.18

Беседы  «Евразия», «Африка»

Формировать элементарных представлений о жизни континентов Евразия и Африка. Обсудить с детьми разницу в жизни людей на этих континентах.

Приложение 4

13.02.18

Беседа «Северная и Южная Америка»

 Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы»

Формировать элементарных представлений о жизни континентов Северная и Южная Америка. Обсудить с детьми разницу в жизни людей на этих континентах

Приложение 5

14.02.18

Беседа «Антарктида»

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы»

Формировать элементарных представлений о жизни континента Антарктида. Обсудить с детьми разницу в жизни людей на этих континентах 

Приложение 6

15.02.18

Ручной труд.  «Животные жарких стран

Закреплять умение изготавливать фигурки животных в технике симметричного вырезывания.

Приложение 7

16.02.18

Рисование «Континенты Земли»

Закреплять знания о континентах Земли средством рисование.

Приложение 8

        



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Конспект беседы «Что такое глобус?»

Подготовительная группа

Воспитатель: Фитиалова Е.С.

Цель: Продолжать формировать знания о континентах путем знакомства с глобусом.

Материалы и оборудование: Глобус.

Ход

Воспитатель:  Ребята, у каждого из нас есть место, где мы чувствуем себя комфортно и  в безопасности. Это наш дом. А в доме вы, где живете?

Дети: Мы живем в квартире.

Воспитатель: Удобно ли вам там жить?

Дети: Да.

Воспитатель: Да, ведь есть и водопровод, и свет, и отопление. Со всем, что есть в доме, вы обращаетесь бережно, если что-то испортилось, приводите в порядок. Ваша квартира находится в подъезде, а подъезд, где?

Дети: В доме.

Воспитатель: А дом?

Дети: Дом находится на улице.

Воспитатель: А улица?

Дети: Улица находится в городе.

Воспитатель: А, где находится город?

Дети: Город находится в стране.

Воспитатель: А страна?

Дети: Страна находится на Земле.

Воспитатель: Вот и получается, что Земля – наш общий дом. В нем есть все, что необходимо для жизни – вода, пища, свет и тепло. И все это надо беречь, любить и пользоваться с умом.

Воспитатель: Дети, а что вы знаете о нашей планете - Земля? Какая она по форме и размеру?

Дети: Наша Земля большая, круглая.

Воспитатель:  Да наша планета круглая - это огромный - преогромный шар.

Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве, и  изображают ее в виде глобуса. А что такое глобус?

Дети: Глобус - это модель нашего  земного шара.

Воспитатель: Слово «глобус» означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его. Глобусы бывают большие и маленькие.

Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Больше всего на глобусе синего цвета.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Дети: Вода, моря, океаны.

Воспитатель: Давайте это проверим с помощью нашего интерактивного глобуса. Да, и чем темнее цвет, тем глубже в этом месте море, или океан. Какие еще цвета есть на глобусе?

Дети: Зеленый, коричневый, желтый.

Воспитатель: Правильно суша окрашена в разные цвета, потому что на Земле есть горы, леса,  пустыни. Предлагаю вам  немного отдохнуть.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где на Земле самое холодное место? Покажите его на глобусе.

- Самое холодное место на Земле - это южный полюс. На глобусе он размещается внизу, где проходит земная ось. Здесь вечные льды и морозы. Так же холодно на северном полюсе - самая верхняя точка глобуса.  А как вы думаете, почему на полюсах всегда морозы и снега?

Дети: Потому что там мало солнца.

Воспитатель:  Дело в том, что  наша планета круглая, и поэтому солнце нагревает ее неодинаково, на полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюсов, а полгода солнце вообще не заглядывает туда. Тогда там идёт полярная ночь. Те места на Земле, где всегда холодно и лежат вечные снега называются полярным поясом Земли.

Воспитатель:  А как вы считаете, где на Земле всегда жарко?

- На середине Земли всегда жарко. Здесь проходит воображаемая линия - экватор. Экватор - это как бы поясок, который опоясывает Землю посередине. На экватор всегда падают прямые солнечные лучи, поэтому там всегда жарко и не бывает снега. Такое место на Земле называется тропическим поясом.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Конспект беседы «Что такое карта?»

Подготовительная группа

Воспитатель: Фитиалова Е.С.

Цель: Познакомить детей с разными видами карт, контурными, настенными. Обсудить с детьми разницу между картой и глобусом.

Материалы и оборудование: Контурные карты, настенная карта мира, карта животного мира КК, карта Белореченска.        

Ход

Воспитатель: Представьте, что мы с вами отправились в путешествие и брать с собой в путь глобус неудобно. Как же нам быть? Для этого люди придумали  карту. Как вы думаете, кому нужна карта?

Дети: Путешественникам, военным, морякам, ученым.

Воспитатель: Давайте мы с вами тоже рассмотрим карту нашей планеты (воспитатель вывешивает карту мира). Карта – это тоже изображение нашей Земли. Все, что находится на глобусе в точности отображено и на карте. Давайте найдём на карте место, где находится наша страна. Как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель:  Давайте найдем Россию и на глобусе. Глобус нам подтвердил, что мы правильно нашли нужное нам место расположения нашей страны. Россия – самая большая по площади,  страна мира.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски, которыми исчерчена вся Россия?

Дети: (Это реки).

Воспитатель: А какого цвета больше всего на карте России?

Дети: Больше всего на карте Россия, зеленого цвета.

Воспитатель: Что означает этот цвет?

Дети: Этот цвет означает много лесов, полей, лугов.

Воспитатель: Наша страна богата не только лесами, полями и лугами. Так же у нас много гор, которые обозначены коричневым цветом. Давайте внимательно посмотрим на наш умный глобус и найдем горы

 (Несколько детей показывают горы на глобусе)

Воспитатель:  Дети посмотрите на эти  маленькие белые точки. Таких точек на карте России  очень много. Все они, означают города. Давайте найдем на карте столицу нашей страны. Как называется столица нашей Родины?

Дети: Столица нашей Родины – Москва.

Воспитатель: Давайте проверим это на интерактивном глобусе.

Воспитатель: На глобусах и картах используют условные знаки. Города изображены в виде маленьких белых точек, реки – это тонкие синие линии, для гор используют коричневый цвет, для лесов – зеленый.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Конспект беседы «Континенты Земли»

Подготовительная группа

Воспитатель: Фитиалова Е.С.

Цель: Познакомить детей с разными континентами.

Оборудование и материалы: Глобус, карта, иллюстрации животного мира континентов.

Ход

Воспитатель:

- Ребята, послушайте загадку:

Под одною голубою

Общей крышей мы живём,

Дом под крышей голубой

И просторный и большой.

Дом кружиться возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

/ Это наша земля. /

- Правильно, это наша земля.

Воспитатель: На свете много островов, ученые назвали их материками или континентами. Их шесть: Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия и Антарктида.

А давайте найдем самый маленький континент.

Дети находят Антарктиду.

Воспитатель: Правильно. Это Антарктида. Как вы думаете, почему она другого цвета, чем все остальные. Какого?

Дети: Белого.

Воспитатель: Правильно. Почему?

Дети: Потому что там много снега. Один снег и лед.

Воспитатель: Антарктида находится на Южном полюсе.

(Дети рассматривают глобус).

А самый жаркий континет — Африка, Австралия, Северная и Южная Америка.

Воспитатель: "Ребята, вот на полочке наших умных книг стоит энциклопедия и там кое, что очень важное я прочитала. Оказывается, что на карте и глобусе можно обозначить горы от самых маленьких, до самых больших. Если горы низкие - светло-коричневым цветом, если средние — просто коричневым, а самые высокие — тёмно-коричневым. И также в морях и океанах — есть очень глубокие места, их обозначают темно-темно синим цветом.

Найдите мне самые глубокие места в океане! Самые высокие горы!

Воспитатель: А найдите, пожалуйста, самый большой континент. Он называется Евразия. Одна часть нашего континента – Европа, другая – Азия. Давайте попробуем найти его на глобусе и на карте. Мы живем на этом континенте. В какой стране?

Дети: "В России!”

Воспитатель.: "В каком крае?”

Дети: "В Краснодарском крае”.

Воспитатель.: "В каком городе?”

Дети: "Белореченске”.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Конспект беседы «Евразия»

Подготовительная группа

Воспитатель: Фитиалова Е.С.

Цель: Познакомить детей с континентом Евразия.

Материалы и оборудование: карта, иллюстрации животного мира Евразии, иллюстрации природного мира Евразии.

Ход

Воспитатель:  Какой большой наш общий дом-планета Земля!  Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по одному из континентов нашей планеты. Скажите, ребята, сколько вы знаете континентов? (Воспитатель выслушивает ответы детей).

Дети называют.

Воспитатель: Молодцы! Верно, на земле 6 континентов! Мы начнём наше занимательное путешествие по Евразии-самого большого континента на земле! На нём находится самая высокая гора - Эверест, самое глубокое озеро - Байкал и самое крупное озеро - Каспийское море! (Иллюстрации). Давайте подойдём к карте мира и найдём интересующий нас континент (Дети рассматривают карту мира). Евразия включает в себя 99 стран, одной из которых является наша родина - Россия!  Такие страны как Италия, Англия и Россия находятся в части Европа, а Армения, Индия, Израиль. А вот эта страна называется Франция. Она тоже находится на континенте – Евразия, в части Европа.

Воспитатель: Ребята, а на каком виде транспорта можно отправиться в эту страну? 

Дети: на машине, на автобусе, на корабле, на самолете.

Воспитатель: Отправляемся на самолёте. А вы помните, как нужно вести себя в самолёте и в аэропорту? 

Дети называют основные правила поведения в общественных местах.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Пора в путь!

Воспитатель с детьми облетают групповую комнату.

 Мы прибыли в Париж-столицу Франции! (иллюстрация). Здесь нас встречает девочка в национальном костюме по имени Николь. Она приветствует нас на французском языке - бонжур (Ребята произносят слова приветствия). Николь знакомит нас с достопримечательностями Франции - Эйфелевой башней, собором Нотр - Дам, Лувром (иллюстрации).

Воспитатель: А дальше мы можем отправиться в другую страну, которая находится в Азии – Индию. Полетели!

Воспитатель: Здесь, в столице Индии – Бомбее, нас встречает мальчик Радж. Он приветствует нас на индийском языке – Намаскар (Ребята произносят слова приветствия). Он познакомит нас с самым красивым зданием Индии - Тадж Махалом, (иллюстрации).

 Воспитатель: Пора отправляться домой - в Россию! Садимся в самолёт, торопимся в путь! Наш самолёт приземлился в аэропорту столицы нашей необъятной родины – Москв! (Изображение). Дети, где мы с вами сегодня побывали? Что вам больше всего понравилось? (Воспитатель выслушивает ответы детей). На следующем занятии мы обязательно отправимся в не менее увлекательное путешествие! Занятие окончено. Спасибо, вы были молодцы!

Воспитатель: Было вам интересно побывать в странах Евразии. В каких странах мы побывали?


Конспект беседы  «Африка»

Подготовительная группа

Воспитатель: Фитиалова Е.С.

Цель: Познакомить детей с континентом Африка.

Материалы и оборудование: карта, иллюстрации животного мира Африки, иллюстрации природного мира Евразии.

Ход:

 Воспитатель: Сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по Африке. В Африке побывали многие герои литературных произведений. Давайте мы совершим путешествие на этот материк с известным персонажем произведения К. И. Чуковского. Отгадайте с кем:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит.)

- Летим с доктором Айболитом и попадаем:

В весьма раскаленное место.

Не надо ни печки, ни дров,

В песок бросил тесто –

И завтрак готов.

- Куда мы попали? (Пустыня Сахара.)

- Что означает слово «Сахара»? В переводе с арабского «пустыня». Здесь очень жарко. Вдруг впереди Айболит увидел зеленый островок – оазис. (Иллюстрация)

- Посмотрите, здесь растет финиковая пальма. (Иллюстрация)

 Высота дерева 20 метров и более, у него отсутствуют сучья, а на верху ствола колышется пучок из 40-70 листьев длиной до 3 метров. Из листьев делают заборы, изгороди, плетут сандалии и корзины, ствол пальмы используют как строительный материал. Из надреза пальмы вытекает сладкий сок, пригодный для питья.

- Кактусы хорошо приспособились к существованию в условиях сухости климата. (Иллюстрация)

- Они бывают разных форм и размеров. Среди них встречаются многометровые колоннообразные гиганты или крошечные шарообразные растения — не превышающие во взрослом состоянии 1,5—2 см в диаметре. Плоды у большинства кактусов мясистые, ягодообразные, у многих даже съедобные.

- Отдохнул Айболит и полетел на орле дальше на юг, поближе к реке Лимпопо. Вдруг послышался гул воды. Айболит увидел водопад. (Иллюстрация)

- А за водопадом лежит саванна – это «дикая, первобытная равнина», степь, покрытая высокой травянистой растительностью и мелким кустарником. (Иллюстрация)

- Деревьев здесь почти нет, растут лишь толстые баобабы и акации с ветвями в форме зонтиков. Баобаб – чудо-дерево. (Иллюстрация)

- В ширину дерево достигает более десяти метров, а в высоту от трех до тридцати метров. По легенде бушменов, Гиена-дух зла - нарочно посадила первый баобаб «вверх ногами» - вот почему он выглядит так страшно. Взрослый баобаб - это как бы резервуар, заполненный водой. Мучимые жаждой животные атакуют стволы, разбивая их в щепы. Плоды баобаба, напоминают большие огурцы, обладают отменным вкусом и высоким содержанием разнообразных витаминов. Старые баобабы часто пустотелы. Иногда в них живут люди. Известен случай, когда баобаб служил автобусной остановкой и вмещал до 40 человек.

- Какие же животные ждут помощи от Айболита? Отгадайте загадки и вы узнаете.

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд.) (Иллюстрация)

Одногорбый верблюд, для жителей пустынь - домашнее животное, оно прекрасно переносит жару и длинные переходы по непроходимой пустыне, отличается высокой выносливостью и неприхотливостью. Из шерсти верблюдов делают прочные ковры и одежду, а молоко верблюда питательнее коровьего и козьего. Когда в пустыне поднимается ветер, ноздри верблюда закрываются, и это не мешает кораблю пустыни бороздить барханы. На его ногах есть круглые подушечки, позволяющие ему не увязнуть, там, где буксуют самые современные вездеходы. Обойтись без верблюда в пустыне невозможно.

Настоящий великан.

Из далёких тёплых стран.

В хобот воду набирает,

А потом фонтан пускает.

Очень крепок и силён.

Догадались? Это -… (Слон.) (Иллюстрация)

- Слон – самое крупное животное из всех живущих на суше. Он может весить 6 тонн. Бивни у слона растут всю жизнь. Уши у слона служат для обмахивания. Однако самое главное — это хобот: хоботом слон набирает воду для питья, обдает свое тело как из душа, щиплет траву, срывает листву с высоких деревьев.

Что за коняшки,

На всех тельняшки? (Зебры.) (Иллюстрация)

- У зебр полосатые не только туловище, но даже грива, хвост и кожа. Лишь кончики морды и хвоста черные. Однако одинаковых зебр нет – у каждой из них свой черно-белый рисунок. Подобная окраска помогает зебрам прятаться, ведь их злейшие враги – львы и пантеры – всегда начеку.

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф.

Не потому, что гордый нрав.

А потому, что он … (Жираф.) (Иллюстрация)

- Жираф со своей длинной шеей по росту не меньше, чем двухэтажный дом. С таким ростом ему не трудно издалека обнаружить приближающегося льва. Длинная шея помогает животному щипать сочную листву высоких акаций. А вот чтобы напиться, жирафу приходится нелегко: ему нужно раздвинуть передние ноги и сильно согнуть шею – только тогда он сможет дотянуться до воды.

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (Крокодил.) (Иллюстрация)- Крокодил – это крупное пресноводное пресмыкающееся, или рептилия. И вдобавок очень опасное. С виду сонный крокодил молнией бросается на жертву. Самка откладывает яйца на берегу, а вылупившихся детёнышей переносит во рту. Слишком резвых детёнышей крокодилиха – мать успокаивает, подбрасывая их вверх.

- Наше путешествие по Африке завершилось. Давайте вспомним:

- Кого из животных можно встретить в Африке?

- Что нового узнали?



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Конспект беседы «Северная и Южная Америка»

Подготовительная группа

Воспитатель: Фитиалова Е.С.

Цель: Познакомить детей с континентами Северная и Южная Америка.

Оборудование и материалы: карта, иллюстрации с видами Северной и Южной Америки.

Ход:

Воспитатель: Сегодня я  предлагаю вам отправиться в путешествие, что вы открыли новые для себя земли. Есть на нашей планете земля великая – превеликая. По форме напоминает она два треугольника, встречающихся друг с другом. Попробуйте глазками найти на карте эту землю? Кто увидел, поднимите руку. 

Ответы детей. Материки показываем, обводя всю береговую линию.

Воспитатель: Это АмерикаСеверная и Южная. Ребята, а где на карте север, а где юг?

 Показ детьми. А как вы думаете, почему Северную Америку назвали так? 

Ответы детей. 

Правильно потому что она расположена на севере. А Южная – на юге.  Как нам добраться до Америки? 

ответы детей 

Мы плывем сейчас по Атлантическому океану.

 Прокладывается маршрут.

Вот и берега Северной Америки.

Мы входим в порт самого крупного города Америки. Это Нью-Йорк (иллюстрация). Каждый день в порт Нью-Йорка приплывают корабли из разных стран Земли, в аэропорт города приземляются самолеты со всех концов света. Нью-Йорк знаменит своими небоскребами.  Что такое небоскреб? Очень высокое здание, в сотни или даже тысячи этажей. Почему его так назвали? Ответы детей. Потому что они высокие и тянутся в небо.

Посмотрите на карту и вспомните, что обозначается зеленым цветом? Правильно это леса. Если мы отправимся на север Америки, то очутимся в лесу, где растут ели и лиственницы. Как называется такой лес? Хвойный (иллюстрация).  Густые ветки деревьев переплетаются друг с другом, поэтому в лесу стоит полумрак. Здесь водятся ежи, зайцы, белки, волки, медведи, лоси.  Есть в северной Америке и другие леса. Здесь растут клены, дубы, липы, орешник. Как называются эти леса? (Лиственные). В лесу много грибов, земляники. Живут в лесу олени, зайцы, бурые медведи, рыси.

И только в Северной Америке можно встретить бизона и скунса (иллюстрация).

Мы оказались на реке Ниагара. Знаменита эта река тем, что есть на ей водопад (слайд 6).  Что такое водопад? Река на своем пути встречает высокий уступ, вода падает с него, образуя водопад. Посмотрите, какой водопад широкий! Какой он высокий! Плыть по такой реке опасно. Посмотрите, недалеко от реки, в поле пасется стадо коров. Мужчина на лошади – пастух. В Америке таких пастухов называют ковбоями (иллюстрация).

Воспитатель: На нашем пути пустыня. Каким цветом она обозначена на карте?  Правильно желтым. Здесь растут разные кактусы: гигантские колоннообразные, огромные колючие шары, плоские лепешки, утыканные толстыми колючками. Как же кактусы могут, подолгу обходится без воды? У кактуса своеобразные листья – это шипы. Шипы защищают от животных, которые хотят повредить растение – выпить содержащуюся в нем воду.

Граница между Северной и Южной Америкой – Панамский канал.

Воспитатель: Южная Америка – необычная, удивительная Земля. Там все «самое – самое»: самые большие горы, самая большая река, самые большие джунгли. Попробуем найти на карте самые большие горы Южной Америки. Они, не прерываясь, тянутся вдоль берега. Это АндыПоднимаясь вверх, в горы, мы сможем увидеть, как они меняются.  Восхождение на высокую гору – трудная работа. Кому она по силам? Только смелым и сильным людям. У подножия горы и на ее склонах растет лес. Поднимаясь, выше лес редеет…Что ждет нас выше? На смену деревьям появляются низкие кусты, папоротник. Но скоро и они исчезают.

Воспитатель: Какие растения встретим мы, поднявшись выше? Деревья и кусты исчезнут, останутся травы. Это луга. Что увидим мы выше? Выше мало – помалу исчезают и луга, трава редеет, прячется за камнями. Почва все больше оголяется, и остаются одни каменные глыбы. Высоко в горах холодно. Снег там держится круглый год.

В Южной Америке есть большая река – Амазонка. Вот она. Амазонка кажется морем: стоя на одном берегу, нельзя увидеть другой.

Посмотрите, там, на берегу, в зарослях притаилось животное с длинным хвостом и огромной зубастой пастью. Кто же это? Крокодил (иллюстация). В воде хищник подстерегает свою добычу, а на берегу нежится на солнышке, дремлет, выводит детенышей из яиц. Давайте спрячемся от него в амазонском лесу. Амазонский лес – невероятных размеров, одно из удивительных, неповторимых чудес природы. Здесь все необычно, причудливо, сказочно, полно еще нераскрытых тайн. Это джунгли (иллюстрации). Слышали ли вы когда-нибудь о них?

Дети: В сказке «Маугли». Он жил в индийских джунглях.

В джунглях всегда очень сыро и жарко. Здесь очень часто и подолгу идут дожди. В джунглях растут удивительные деревья, приносящие большую пользу человеку

– Что же за люди живут в джунглях? Это индейцы (иллюстрация).  Живут они в хижинах, которые строят сами. Стены – из бамбука, крышу – из листьев кокосовых пальм. Чем занимаются индейцы? Как живут? Охотятся, рыбачат. Их оружие – стрелы и копья. Давным-давно индейцы первыми начали выращивать и употреблять в пищу картошку, кукурузу, помидоры, кабачки. Индейцы называли одно растение словом «томатль», а еду, приготовленную из какао – «чокалатль».

Прощаемся с джунглями и давайте обратимся к карте и посмотрим, где мы оказались.

Вот мы и вернулись из нашего путешествия. Вам понравилось? Какие материки мы открыли?



Предварительный просмотр:

Приложение 6

Конспект беседы «Антарктида»

Подготовительная группа

Воспитатель: Фитиалова Е.С.

Цель: Познакомить детей с континентом Антарктида.

Оборудование и материалы: карта, иллюстрации с видами Антарктиды.

Ход:

Воспитатель: Есть  на нашей планете необычная земля, куда мы сегодня и совершим с вами путешествие. Назвали ее Антарктидой. Изображая Антарктиду  на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. Что же обозначает белый цвет?

Ответы детей: Белый - цвет снега, льда, холода.

Воспитатель:  Антарктида - самое холодное место на Земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег и метут метели.

Антарктида, Антарктида,              А на деле Антарктида

Холодна ты даже с виду,              Холодней чем даже с виду        

Ты на глобусе цветном               В холодильнике и то

Ледяным лежишь пятном.             Было б жарче без пальто.

Воспитатель: Как же доберемся мы до Антарктиды?

Антарктида далеко,

Добираться нелегко

Мы к таинственной земле

Поплывем на (корабле!)

День и ночь стучат машины,

От винта бежит вода.

…Вот уже поплыли льдины,

И настали холода.

Айсбергов громады

Проплывают рядом (иллюстрации).

По пути нам встретились плавающие «ледяные горы». Это айсберги. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый  островок с широкими долинами, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными склонами. Встречаются айсберги, похожие на корабль с надувными ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными. Откуда же появились эти ледяные громады? Иногда, у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану. Айсберги очень опасны для морских кораблей!

      Мы идем себе вперед,

      Очень удивляемся:

      Слева – лед

      И справа – лед,

      Перед носом – тоже лед,

      Где же он кончается?

      Земля в Антарктиде покрыта мощным слоем льда, который никогда не тает. Его называют ледник.

Воспитатель: Текут ли реки в Антарктиде (обратимся к карте)?  

Ответы детей: Нет

Воспитатель: Растут ли в Антарктиде леса (обратимся к карте)?  

Ответы детей:  Нет

 Там деревьям не растется,        Под промерзшим небосводом

Там и речкам не течется,          Ледники сползают в воду,

Лишь косматая пурга             И плывут потом вдали

Кружит белые снега.             Ледяные корабли…

Воспитатель:  Живут ли в Антарктиде животные? Выберите и назовите животных Антарктиды? Почему вы не назвали белого медведя и моржа? (потому что они живут в Арктике) Оказывается, живут в Антарктиде животные. Посмотрите, кто это показался из-за снежного холма. Они идут цепочкой, друг за другом. Идущий впереди время от времени останавливается и оглядывается, нет ли отставших. Они идут неторопливо, вразвалку. На солнце блестят их черные «фраки». Кто же это (иллюстрации)?

Дети:  (Пингвины).

Пингвины – это морские птицы. Что это значит? Они хорошо ныряют и плавают, т.е. это водоплавающие птицы. Какие же секреты есть у водоплавающих птиц? Во-первых, строение лап.

- Почему они похожи на ласты? Во-вторых, оперение, которое не намокает, иначе бы вылезший из моря мокрый пингвин на таком морозе сразу бы превратился в сосульку и погиб.

- Почему перья пингвинов не намокают?

- Как вы думаете, чем питаются эти птицы?

Как и все птицы, пингвины откладывают яйца и выводят птенцов. В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными  криками, кланяются и благодарят друг друга.  Затем отец пингвин берет яйцо и держит его, зажав между лапами, прижимая к низу живота и не давая прикасаться к холодной ледяной земле. Так будет стоять он на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь.  Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправят в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов.

Антарктида – самая холодная земля на планете, но там живут такие забавные существа!

Могут ли жить в Антарктиде люди? Нет. Там нет городов. На научных станциях живут полярники, изучающие Антарктиду.      Вот какая удивительная земля есть на нашей планете. Ой, что-то я замерзла!

Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? Что нового узнали? Увидели? Понравилось ли вам наше путешествие? А сейчас мы сделаем  с вами пингвинов из бумаги  и посадим их на льдину. На память о нашем  путешествии.



Предварительный просмотр:

Приложение 7

Конспект ООД по рисованию

На тему «Континенты земли»

Подготовительная группа

Воспитатель: Фитиалова Е.С.

Цель: Закреплять умение рисовать животных с натуры.

Задачи:

Воспитательные:  Воспитывать интерес к окружающему миру.

Образовательные: Закреплять умение рисовать животных с натуры, использовать в работе цветные карандаши и восковые мелки.

Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творчество.

Материалы и оборудование: глобус, карта мира, иллюстрации животного мира континентов, цветные карандаши, восковые мелки, лисы бумаги на каждого ребенка.

Ход:

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем сами нарисовать свою карту с континентами, о которых мы узнали. Вы согласны?

Дети: Согласны.

Воспитатель: Тогда давайте вспомним – какие континенты мы знаем.

Дети называют.

Воспитатель: Давайте посмотрим – какой континент самый большой на карте.

Дети: Евразия.

Воспитатель: А какой самый маленький?

Дети: Антарктида.

Воспитатель: А на какую геометрическую форму похожи континенты Северная и Южная Америка и Африка?

Дети: На треугольник.

Воспитатель: Если мы вспомним, какие животные живут в жарких странах - каких животных мы можем нарисовать в Африке?

Дети: Слона, обезьяну, носорога, змею, верблюда и т.д.

Воспитатель: Молодцы. А про какое животное мы знаем, что оно живет только на этом континенте. Подсказка. У него большая сумка, в которой живут детеныши.

Дети: Кенгуру.

Воспитатель: Правильно. Кроме кенгуру в Австралии еще живут крокодилы и страусы.

Воспитатель: А кто же будет жить у нас на льдине в Антарктиде?

Дети: Пингвины и белые медведи.

Воспитатель: Молодцы. А в и Северной Америке живут олени, медведи, волки и даже крокодилы, а в Южной – ягуар, попугай, змеи, страусы, лисы.

Воспитатель: А кого же можно нарисовать в Евразии? Каких животных нашего континента вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ну мы можем приступить к работе. Выбираем карандаши для контура и мелки для закрашивания. На своем континенте вы можете изобразить одно, двух животных.

Воспитатель помогает детям подсказками, в случае необходимости.

Итог:

Воспитатель с детьми рассматривает рисунки. Наиболее удачные отбирают на выставку.



Предварительный просмотр:

Приложение 8

Конспект ООД по рисованию

На тему «Континенты земли»

Подготовительная группа

Воспитатель: Фитиалова Е.С.

Цель: Закреплять умение рисовать животных с натуры.

Задачи:

Воспитательные:  Воспитывать интерес к окружающему миру.

Образовательные: Закреплять умение рисовать животных с натуры, использовать в работе цветные карандаши и восковые мелки.

Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творчество.

Материалы и оборудование: глобус, карта мира, иллюстрации животного мира континентов, цветные карандаши, восковые мелки, лисы бумаги на каждого ребенка.

Ход:

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем сами нарисовать свою карту с континентами, о которых мы узнали. Вы согласны?

Дети: Согласны.

Воспитатель: Тогда давайте вспомним – какие континенты мы знаем.

Дети называют.

Воспитатель: Давайте посмотрим – какой континент самый большой на карте.

Дети: Евразия.

Воспитатель: А какой самый маленький?

Дети: Антарктида.

Воспитатель: А на какую геометрическую форму похожи континенты Северная и Южная Америка и Африка?

Дети: На треугольник.

Воспитатель: Если мы вспомним, какие животные живут в жарких странах - каких животных мы можем нарисовать в Африке?

Дети: Слона, обезьяну, носорога, змею, верблюда и т.д.

Воспитатель: Молодцы. А про какое животное мы знаем, что оно живет только на этом континенте. Подсказка. У него большая сумка, в которой живут детеныши.

Дети: Кенгуру.

Воспитатель: Правильно. Кроме кенгуру в Австралии еще живут крокодилы и страусы.

Воспитатель: А кто же будет жить у нас на льдине в Антарктиде?

Дети: Пингвины и белые медведи.

Воспитатель: Молодцы. А в и Северной Америке живут олени, медведи, волки и даже крокодилы, а в Южной – ягуар, попугай, змеи, страусы, лисы.

Воспитатель: А кого же можно нарисовать в Евразии? Каких животных нашего континента вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ну мы можем приступить к работе. Выбираем карандаши для контура и мелки для закрашивания. На своем континенте вы можете изобразить одно, двух животных.

Воспитатель помогает детям подсказками, в случае необходимости.

Итог:

Воспитатель с детьми рассматривает рисунки. Наиболее удачные отбирают на выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Земля – живая планета»

Аннотация к познавательно-поисковой деятельности в старшей группе...

творческо-исследовательский проект "Лучший город Земли"

Визитная карточка творческо- исследовательского проекта «Лучший город Земли» команды «Мечтатели» ГБОУ города Москвы детский сад №910.Авторы проекта: Казакова Ирина Алексеевна, старший воспитатель...

Исследовательский проект с детьми "Вода - источник жизни на земле"

Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изучению свойств воды.Задачи проекта:Формирование  знаний детей о значении воды в природе и для человекаПривитие навыков э...

Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности "Земля-наш дом"

Цель: создать условия для формирования представлений о планете Земля и жизни людей на планете, прививать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей....

Экспериментально - исследовательская работа "Земля - наш общий дом"

Экспериментально - исследовательская работа "Земля - наш общий дом"...