Проект по экологическому воспитанию "Воздух вокруг нас"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Авилова Татьяна Ивановна

Данный проект соответствует возрасту детей – 5-6 лет, проектно-исследовательская деятельность является наиболее эффективной для усвоения  новых  знаний и умений. В проектной  деятельности дети получают  навыки  поисково-исследовательской  деятельности, учатся делать выводы и умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh_vokrug_nas.docx337.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект 

«Свойства воздуха»

                                     

            Для знакомства  и старших дошкольников со свойствами предметов и явлениями окружающего мира, развития естественнонаучных представлений, в практике работы детского сада широко используется проектный метод. Тематика проектов зависит от интереса детей, уровня развития представлений об окружающем.

Во время беседы на тему «Воздух вокруг нас», Макар спросил: «Почему мы не видим воздух?»,  так как данный вопрос заинтересовал  всех детей группы, мы решили провести исследование с целью выявить свойства воздуха.

         Данный проект соответствует возрасту детей – 5-6 лет, проектно-исследовательская деятельность является наиболее эффективной для усвоения  новых  знаний и умений. В проектной  деятельности дети получают  навыки  поисково-исследовательской  деятельности, учатся делать выводы и умозаключения.

         Срок реализации проекта: краткосрочный  (апрель - май 2012г.).        

         Цель: средствами поисково-исследовательской деятельности формировать  представление  детей о свойствах воздуха.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и роли в жизни человека.
  2. Рассказать о причинах возникновения ветра –  движения воздушных масс.
  3. Расширить представления детей об окружающем мире через элементарные познания из различных областей наук.
  4. Формировать у детей диалектическое мышление, пытливость ума, критичность, самостоятельность, познавательную активность, любознательность, стремление к размышлению.

При разработке проекта детьми были высказаны следующие гипотезы:

- «Воздух невидим потому, что его нет»;

- «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»;

- «Воздух можно поймать»;

- «Воздух может двигать предметы»;

- «Воздух может быть холодным и теплым».

С целью проверки гипотез была запланирована следующая работа:

- серия опытов на выявления свойств воздуха;

- наблюдения на прогулке;

- беседы;

- чтение познавательной литературы;

- игры-развлечения.

 Практическая значимость проекта:

 

для общества – ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;

для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.

         Тема проекта была предложена детьми, дети самостоятельно выдвинули гипотезы, предложили свои способы их проверки, являлись активными участниками при проведении опытов и экспериментов.

После проведения всех опытов, бесед  и  игр-развлечений, посвященных изучения воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

В результате проведённой совместно с детьми деятельности по  проекту были:

-  опровергнуты  две  гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и  «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»;

- подтверждены  следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он  может двигать предметы,  может быть холодным и теплым». Дети  уяснили  и  закрепили для себя, что все пространство вокруг  заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух  есть  жизнь.

Воздух повсюду

Задача: обнаружить воздух в окружающем  пространстве  и  выявить его свойства - невидимость.

Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Описание: Воспитатель загадывает детям загадку о воздухе.

     Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

 Он невидимый, и все же

      Без него мы жить не можем.

                          (Воздух)

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

  • Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
  • Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую  прозрачную бутылку опускают в таз с водой, так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят  пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
  • Назовите предметы, которые  мы  заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Упрямый воздух (1)

Задача: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Материалы: Шприцы, емкость с водой (подкрашенной).

Описание: Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он вверху и внизу. Взрослый предлагает детям объяснить результаты  опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении  действий.  В конце опыта дети выясняют, что воздух при сжатии занимает меньше места;   сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

Упрямый воздух (2)

Задача: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Материалы: Пипетки, емкость с водой (подкрашенной).

Описание: Дети рассматривают устройство пипетки (резиновый колпачок, стеклянный цилиндр). Проводят опыт аналогично предыдущему (сжимают и разжимают колпачок).

Воздух

Задача: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, не имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей  с историей изобретения воздушного шара.

Материалы: сумка - холодильник, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник),  ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.

Описание: Воспитатель  загадывает  загадку:

Через нос проходит в грудь

                                                               И обратно держит путь.

                                                               Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

                          (Воздух)

Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались.

  • Для чего нам нужен воздух? Сделаем глубокий вдох…и затем выдохнем. Воздух нам нужен чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Можем ли мы его увидеть?  (Нет, он невидим.) Можем ли мы его почувствовать? Возьмем салфетку или веер и помашем возле лица. Чем пахнет воздух?
  • Игра «Узнай по запаху». Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать  запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока) – что вы чувствовали?                                                                                                            Воспитатель: Вы почувствовали запах того вещества, которое я вам предлагал понюхать. Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.) Посмотрите сегодня у нас в  лаборатории много воздушных шариков. Как вы  думаете, что внутри этих шариков? (Воздух). А в не надутых шариках есть воздух? Какой шарик тяжелее  надутый или не  надутый? Как проверить? (Можно взвесить.) Чем будем  взвешивать? (Чашечными весами).
  • Дети берут шары, укладывают на весы. Какой шарик тяжелее? (Надутый.) Почему? (Воздух имеет вес.)                                                                   Воспитатель: Как вы обычно надуваете шарики? Хотите,  покажу, как можно надувать шарики по-другому?    
  • Воспитатель достает из сумки-холодильника пустую  открытую пластмассовую бутылку (необходимо поставить ее для охлаждения заранее), надевает на ее горлышко воздушный шарик. Затем ставит бутылку   в миску с горячей водой. Что происходит? Почему шарик надувается?  (Воздух при нагревании расширяется.)     Как можно теперь сдуть шарик?  Попробуем поставить его снова в холодильник. Пока у нас шарик охлаждается, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе.

Дети рассказывают.

Воспитатель: А знаете ли вы, кто изобрел первый воздушный шар? Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1983 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его  горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал  двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта.

        Пора нам посмотреть, что же стало с нашим шариком. (Шарик спустился.) Почему? (При охлаждении воздух сжимается.) Чем еще можно надувать шары? (Насосом.)

        Детям предоставляют возможность надуть шары насосом.

Почему дует ветер?

Задача: познакомит детей с причинами возникновения ветра -  движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

Материалы: рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.

Описание: Воспитатель  предлагает  послушать  загадку и, отгадав ее, узнать, о чем он сегодня будет рассказывать.

     

 Летит без крыльев и поет

Прохожих задирает.

      Одним прохода не дает,

   Других он подгоняет.

(Ветер)

Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер?  Почему он дует?

Воспитатель показывает схему опыта (рис. 1).

Рис. 1 Как дует ветер?

Воспитатель:  Я  приготовил вам этот рисунок. Это небольшая подсказка для вас. Что вы видите? (Приоткрытое окно, зажженная свеча у верхней части окна и у нижней). Попробуем провести этот опыт:

  • Воспитатель зажигает свечу, подносит к верхней части фрамуги. Куда направлено пламя? (В сторону улицы.) Что это значит? (Теплый воздух из комнаты идет на улицу). Подносим свечу к нижней части фрамуги. Куда направлено пламя свечи? (В сторону комнаты). Какой поступает воздух в комнату? (Холодный). К нам в комнату поступил холодный воздух, но мы не замерзли. Почему? (Он нагрелся, в комнате тепло, работает отопление.) Правильно, через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх. И если мы снова откроем фрамугу, он станет выходить на улицу, а на его место будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер.

Воспитатель показывает схему «Движение воздушных масс» (рис. 2).


Рис. 2 Движение воздушных масс

Воспитатель.   Кто хочет объяснить по картинке, как это происходит?

Ребенок.   Солнце нагрело воздух над землей. Он становится легче и поднимается вверх. Над горами воздух холоднее, тяжелее, он опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх.  А остывший  с гор снова опускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Пот и получается ветер.

Воспитатель:  Как мы можем определить, есть ли на улице ветер?  (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на дому.) Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный).

Изготовление вертушки.

Материалы: Квадраты тонкого картона размером 20х20 см с готовой разметкой, шило, кнопки, бусинки, соломинки, куски пробки.

Описание. 1. Сделай отверстие в центре и по углам так, как показано на рисунке  2. Сделай надрезы точно по линиям. 3. Отогни углы в середину и совмести отверстия. 4. Продень через них кнопку. 5. Надень на нее бусинку. 6. Проткни кнопкой плотную пластмассовую соломинку, бусинку и кусок пробки.

  • Давайте с вами по схеме сделаем вертушки для определения ветра. Дети по схеме складывают бумагу, воспитатель помогает закрепить к палке

Воспитатель. Сегодня папа… (называется имя ребенка) подарил нам еще один  предмет для определения силы ветра – чашечный ветромер (показывает детям ветромер). Сейчас мы пойдем на прогулку и испытаем его и наши вертушки.

Рис. 3. Изготовление вертушки.

Рис. 4 Испытание чашечного ветромера.

Воздух работает

Задача: Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку, и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.

Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

Дети самостоятельно   играют  с лодочкой, шариком.

Что быстрее?

        

Задача: Обнаружить атмосферное давление.

Материалы: Два листа писчей бумаги.

Описание: Взрослый предлагает подумать, если одновременно выпустить из  рук два листа: один горизонтально, другой вертикально (показывает, как держать в руках), то какой быстрее упадет. Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт. Почему первый лист падает медленно, что его задерживает (воздух давит на него снизу). Почему второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним меньше). Дети делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).

Ветер в комнате «Живая змейка»

Задача: Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх,  а холодный – опускается вниз.

Материалы: Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

Описание: Взрослый зажигает свечу и дует на  нее. Дети выясняют, почему  отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Взрослый предлагает рассмотреть  «змейку» ее спиральную конструкцию и демонстрирует детям вращение «змейки» над свечой (воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому, что ее поднимает теплый воздух.) Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку», и с помощью обогревательных приборов опыт выполняется самостоятельно.

Взрослый предлагает детям определить направление движения ветра сверху и снизу дверного проема. Дети объясняют, почему направление ветра разное (теплый воздух в квартире поднимается и выходит через  щель вверху, а холодный тяжелее, и он входит в помещение снизу; через некоторое время холодный воздух нагреется  в помещении, поднимется  вверх и выйдет на улицу через щель вверху, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух). Именно так возникает ветер в природе. Зарисовывают результаты опыта.

Самодельный термометр.

Задача: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда.

Материалы: Стеклянная трубка или стержень (прозрачный) от шариковой ручки, бутылочка 50-100 мл., немного подкрашенной воды.

Описание: Дети рассматривают термометр: как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка, пробка); с помощью взрослого изготавливают модель термометра. Проделывают шилом отверстие  в пробке, вставляют ее  в бутылочку. Затем набирают каплю подкрашенной воды в трубочку и втыкают  трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Бутылочка нагревается в руках, капелька воды поднимается вверх.

Сухой из воды

 1 вариант – «Салфетка в стакане»

Задача: Определить, что воздух занимает место.

Материалы: Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.

Описание: Взрослый предлагает детям  объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан.  Взрослый предлагает определить, намокла ли  салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут,  а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.

Сухой из воды

2 вариант – «Флажок на бруске»

Задача:  Определить, что воздух занимает место.

Материалы: Емкость с водой, деревянные бруски  с флажками, банки     (в них должен свободно входить брусок с флажком).

Описание: Взрослый предлагает детям опустить брусок в воду, понаблюдать, как он плавает. Выясняют, почему он не тонет (дерево легче воды), как можно его утопить (опустить на дно), не намочить (опускать в воду накрыв банкой). Дети самостоятельно выполняют действия. Обсуждают, почему брусок не намок (потому что в банке находится воздух).

Подводная лодка.

Задача: Обнаружить, что воздух  легче воды; выяснить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Материалы: Изогнутая трубочкам для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Описание: Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают в него воздух. В конце опыта делают  выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

Литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное  рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ «Сфера», 2001;
  2. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» ООО «Детство – пресс», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Мир вокруг нас»

Есть на земле огромный дом,Под крышей голубой,Живут в нем солнце, дождь и гром,Лес и морской прибой.Живут в нем птицы и цветы,Веселый звон ручья.Живешь в том светлом доме ты,И все твои друзья....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас ...»

Недаром дети любят сказкуВедь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа....

Проект по экологическому воспитанию в средней группе «Природа вокруг нас».

Паспорт проекта.Название проекта: «Природа вокруг нас»Вид проекта: познавательно- исследовательский.Участники проекта:дети среднего дошкольного возраста,...

Проект по экологическому воспитанию в средней группе «Цветы вокруг нас»

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас ...»

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого обще...