Конспект занятия «Вкусная и разная, картошка наша разная!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект занятия «Вкусная и разная, картошка наша разная!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_kartoshka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Познание»

Раздел «Ознакомление с окружающим»

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе

«Вкусная и разная, картошка наша разная!»

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.

Задачи:

Образовательная:

Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.

Развивающая:

Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.

Воспитательная:

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.

Оборудование и материалы. Стихи, пословицы, поговорки и загадки о картофеле.

Клубни картофеля разных сортов. Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады. Терка. Крахмал, мука, лупы. Накрахмаленная салфетка.

Кисель. Полотенце для каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область: «Чтение художественной литературы»

(Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок. “Эта забавная картошка” (сказка)

Образовательная область: «Художественное творчество»

(Изготовление картофельных куколок, конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина»)

Образовательная область: «Труд»

Проведение прогулок-наблюдений на огород.

Организационный компонент.

Воспитатель вносит в группу шкатулку и спрашивает: «Ребята, чья это такая красивая шкатулка? (Дети в недоумении, никто не знает, чья шкатулка) Ой смотрите, а к ней прикреплена записка, давайте ее прочитаем»

Друзья, здесь лежит продукт для вас,

Который скажет вам сейчас

О том какой он не простой,

О том как вкусно кормит нас!

Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ? (о картошке)

Правильно о картошке.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель читает стихотворение

В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне-

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе.

О работе в огороде.

О поделках, вкусной пище….

Многое должны узнать

И уже пора начать.

Далее воспитатель рассказывает детям как и когда входит картофель, историю возникновения картофеля на Руси, о том как сначала использовали картошку и как крестьянам пришла мысль печь картофель.

В России картофель появился в конце XVII века. Первый мешок картофеля прислал из Голландии в столицу царь Петр I. Но посадки картофеля распространялись очень медленно, потому что крестьяне не привыкли к этому овощу и не знали, что можно из него приготовить. В XIX веке в России даже вспыхивали «картофельные бунты». И крестьян насильно заставляли сажать картофель.

Но постепенно картофель «обрусел». Из него стали готовить много замечательных блюд. Картофель отваривают и жарят, из него делают запеканки, пюре и клецки, пекут оладьи, его кладут в супы или салаты, добавляют в начинку для пирожков. Недаром картошку называют «вторым хлебом»!

Послушайте стихотворение.

Из картошки много блюд

Приготовить можно

И простых и сложных:

Ее варят, жарят, трут,

На костре ее пекут.

Что вкуснее в целом мире,

Чем картошечка в мундире?

Наверное, вы, ребята, пробовали картошку, запеченную на костре?

Послушайте стихотворение.

Печеная картошка

Головешки догорают,

Дотлевают угольки.

Словно змейки, пробегают

По поленьям огоньки.

Подождем еще немножко,

Чтобы огонек погас.

Испечем в углях картошку

Да достанем хлебный квас.

Как картошка ароматна,

Как рассыпчата, вкусна!

Получился ужин знатный —

Посидим здесь дотемна.

Пришло время отгадывать загадки, воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом «Отгадай загадку»: (воспитатель загадывает загадку и кидает мяч ребенок должен отгадать и одновременно поймать мяч)

Вот соль тебе,

Вот хлеб и ложка –

Сварилась к ужину …….. (картошка)

Что копали из земли,

Жарили, варили.

Что в золе мы испекли

Ели и хвалили?……………….. (картошку)

И зелён и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом ………………(картошка)

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

Это чудо плод…………….(картошка)

Её едим мы круглый год.

Пюре, супы, салат, окрошка –

Везде присутствует ………(картошка)

Воспитатель предлагает детям рассказать пословицы и поговорки о картофеле.

Картошка да каша – еда наша.

Картошку копать, не руками махать.

Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

Без труда картошка не родится никогда.

Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

Физкультминутка:

А теперь прошу всех встать,

Что скажу, то повторять:

Руки вверх и подтянулись,

Наклонились разогнулись,

Вдох и выдох- улыбнитесь,

Потихонечку садитесь.

Далее воспитатель предлагает детям рассказать, каким образом сажают картофель.

После этого, по просьбе воспитателя дети берут в руки картофель и рассматривают его

Какого он цвета?

А какой он формы?

Какой на ощупь?

Опасен ли зеленый картофель?

Воспитатель проводит игру:

«Собери урожай»

Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.

Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете, как растёт картофельный куст.

Ветер сильный дует — качайте вытянутыми в стороны руками.

И грохочет гром — потопаем ногами.

А картофелю это нипочём.

Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх.

Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.

Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию

Перед проведением опыта проводит беседу о пользе картофеля и задает наводящие вопросы о свойствах картофеля

Из чего состоит картофель?

Почему сваренный картофель рассыпчатый?

А как вы думаете, для чего нужен крахмал?

«Что общего между киселём и белой салфеткой?»

(Если дети затрудняются с ответами, то помогает)

Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём. Объясняет, что в одном стакане крахмал, из которого варят кисель и салфетка сохраняет форму тоже благодаря крахмалу.

Кто видел крахмал?

Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать?

Опытно — экспериментальная деятельность:

Воспитатель и дети по желанию показывают опыт. Натирают картофелину на тёрке, кладут в марлю и отжимают сок в тёмную керамическую тарелку. Через некоторое время рассматривают загустевший сок – появился крахмал.

Натертую картофельную кашицу размешивают в воде и отстаивают.

Результат: вода стала беловатой, мутной;

Почему вода стала мутной, что придает ей такой цвет?

Воспитатель проводит беседу о пользе крахмала

Для чего же можно еще использовать крахмал.

  1.  Крахмал используется для приготовления киселей, соусов, добавляется к тесту при замешивании лапши, выпечке пирожных, пудингов, изготовлении колбас, конфет. Используют в  качестве загустителя, благодаря вязким свойствам (в супах, детском питании, соусах, подливах и т. д. )
  2. Крахмал находит широкое применение в текстильной, бумажной, асбестовой, красочной, полиграфической, обувной, спичечной, парфюмерной, фармацевтической и других отраслях промышленности.
  3. Его добавляют при изготовлении таблеток, мазей, присыпок.
  4.  Раньше крахмалили воротнички, фартуки и другие изделия. Клей трудно было купить, поэтому обои наклеивали на стены при помощи клейстера, который получали из крахмала, заваривая его кипятком. Сухим крахмалом чистили меховые изделия от грязи и пыли.
  5. Крахмал можно использовать в качестве сухого шампуня, для ухода за шерстью домашних питомцев. Он отлично впитывает в себя жиры и запахи. Достаточно посыпать животное им и расчесать расческой – вместе с крахмалом, удалятся любые загрязнения.
  6. Из крахмала также можно приготовить клей. Клей из крахмала  совершенно безвреден для вашего здоровья.
  7. От жары кондитерские изделия - пастила или зефир - склеились между собой? Не беда, добавьте в пакет небольшое количество крахмала, встряхните пакет и зефир разъединится.
  8. Не удается развязать узел, потому что руки скользят? Выход простой – “накрахмальте” Ваши пальцы и узел будет намного легче распутать. Чтобы материал не скользил, потрите крахмал между пальцами и развязывайте любые узлы.
  9. Для панировки и приготовления блюд в кляре очень часто используют именно крахмал, а не муку, это лучше сохраняет сочность продукта.
  10. Также возможно использование крахмала в качестве детской присыпки и для создания дома пищевых красок для ребенка

Заключение:

Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о том, из чего состоит картофель, о его пользе и о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.

Рефлексия

Воспитатель.

Ребята, вам понравилось занятие?

А сейчас мы поиграем.

Подвижная игра «Огородник»

- Ах, картошка, ты, картошка.

Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме,

Будешь сытым целый год!

(Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» — «Огородник» — «Зачем пришёл?» — «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.)

Ребята вы сегодня молодцы, хорошо поработали

Спасибо вам за активное участие.

САМОАНАЛИЗ

Непосредственно-образовательная деятельность была проведена в форме группового занятия, с элементами игры и экспериментальной деятельности.

В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательно - речевым. В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей, как коммуникации — происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме (беседы), познания — развитие познавательно-исследовательской деятельности при применении ранее полученных знаний (экспериментирование), чтения художественной литературы — при приобщении к словесному искусству (пословицам, загадкам, стихам), физической культуры — проведение подвижных игр и физкультминуток.

На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (игры, эксперименты, беседы), и в достаточной мере прослеживается наглядность (опыты, схемы, таблицы).

Работа с детьми.

Прием неожиданности появления шкатулки в начале занятия позволил вызвать интерес у детей, плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.

В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес не только к подвижным играм, но и активно участвовали в проведении эксперимента, делали самостоятельные выводы, а так же принимали активное участие в беседах.

Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про знакомый им картофель.

Работа с родителями: провести небольшую беседу с пояснением того, какая работа была проведена с детьми, рассказать о результатах конкурса рисунков «Мисс Картофелина», который был проведен ранее, а так же рассказать домашнее задание: (Посадить дома с ребенком клубень картофеля так, что глазок был виден над землей, ухаживать за ним и наблюдать рост до появления маленьких новых клубеньков, делать выводы и заполнять их в виде таблицы)

Неделя

Описание фазы роста

Таблицу принести в детский сад, где будут сделаны совместные с детьми выводы.

Вывод по занятию:

По – моему мнению, структура мероприятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приёмы обучения были выбраны правильно. Они соответствовали содержанию учебного материала, поставленной цели и задачам.

Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению полученных детьми ранее знаний и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей (правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую, полноценный отдых, проведение физических, игровых минуток, создание гигиенических условий во время занятия).

Интернет ресурсы.

  1. http://histpro.narod.ru/potat.html
  2. http://persona.rin.ru/view/f/0/19665/ivan-iv-groznyj
  3. http://konctanciya.info/post206151761

Губа Н. И., Кошик А. С. Картофель в вашем доме. /И. Н. Губа, А. С. Кошик. – Киев: Урожай. – 1994. - 208 с.

Карманов С. Н., Серебренников В. С. Картофель от посадки до стола. С. Н. Карманов, В. С. Серебреников. – М.: редакция журнала «Сельская новь», 1993. – 48 с.

Картофель. /Большая Российская энциклопедия: в 30 т. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 2008. – 249 – 250 с.

Картофель, картофелеводство. /Энциклопедический словарь юного земледельца. – М.: Педагогика. – 1983. – 94-97 с.

Небесный С. И., Всякое овощу – своё время. /С. И. Небесный. – М.: Дет. Лит. – 1995. – 142 с.

Ожегов С. И., Шведова Н. ЮЮ. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

Справочник картофелевода. /Под ред. А. И. Замотаева. – М.: Агропромиздат. – 1987. – 351 с.

1000+1 совет овощеводу. /Авт- сост. Н. А. Баранова, О. Л. Насекайло. – Мн.: Современный литератор, 2008. – 249-250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вкусные витаминки"

Занятие знакомит детей младшей группы  с понятием "витамины", закрепляются  понятия "фрукты и овощи", формируются осознанные отношения детей к своему здоровью....

Конспект занятия "Вкусно и полезно".

Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности....

конспект занятия "Вкусная и здоровая пища"

В данной работе представлен конспект занятия для подготовительной к школе группы...

Презентация «Вкусная и разная, картошка наша разная!»

Презентация «Вкусная и разная, картошка наша разная!»...

Конспект занятия "Транспорт бывает разный разный"

Конспект занятия во 2 младшей группе «Транспорт бывает разный»Программное содержание:способствовать формированию умения детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомо...

Конспект занятия "Вкусная каша - здоровье наше"

Данный конспект позволит в игровой форме выяснить полезные свойства каши....