Конспект НОД «Русская береза — символ моей Родины»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чеботарёва Галина Анатольевна

Конспект НОД в подготовительной группе

«Русская береза — символ моей Родины»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

«Русская береза — символ моей Родины»

Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.

Задачи:

Образовательные: Расширить и уточнить представления  детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, пользе. Формировать эстетическое отношение к природе через произведения поэтов, художников, композиторов. Активизировать  словарь детей: гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы.

Развивающие: Развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности; творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Предварительная работа: Беседы; экскурсия по территории детского сада, на городскую площадь, в парк; наблюдение и рассматривание деревьев на участке ДОУ; рисование «Берёза»; рассматривание выставки произведений художников; чтение  и заучивание  стихов о березе.

Материал: Макет дерева без веток, картины о природе русских художников,   дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?», баночки с водой, кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты,  листы белой бумаги в форме конуса по количеству детей, бумажные полоски зелёного цвета, клей, салфетки.

Ход  НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад принесли письмо от Старичка-лесовичка.   Давайте его прочитаем.

«В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёзка стоит совсем голая. Она жалобно дрожит и просит о помощи. А помочь ей  сможете только вы, ребята, если  выполните задания злой колдуньи»

Воспитатель: Что же делать ребята? Для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке.  Лесовичок прислал для нас с вами волшебный клубочек, который будет показывать нам дорогу. Вы готовы, ребята?

Дети: Да.

(Запись звуков леса. Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек (лист бумаги с нарисованным стволом).

Воспитатель: И вот мы с вами в волшебном лесу. Смотрите, клубочек привел, нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите, ребята, вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны правильно  выполнить

(Воспитатель снимает конверт с первым заданием)

Воспитатель: Расскажите о красоте русской берёзы. (ответы детей) 

Воспитатель: Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка.

       Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает  даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка.  Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.     Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы).

Воспитатель: У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.

А вы знаете, как называется наша Родина? 

Дети: Россия.

Воспитатель: Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы).  Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы).  Жители других стран, говоря о России,  представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете почему?  

Воспитатель: Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок.

Ребенок: Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на эти картины художников. С какой любовью на картине изображена красавица – березка. За свою красоту береза стала символом России.

Ребенок: На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокурая березка —

Символ Родины моей.

Воспитатель: Русские люди водили хороводы вокруг березы. Ею можно восхищаться в любое время года.

Ребенок: Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

(Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны)

Воспитатель: Зимой – на веточках лежит белый снег.

Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.

Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.

Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление?

Дети: Листопад.

Воспитатель: Ребята, а где можно встретить, увидеть березку?

Дети: В лесу, на поляне, около дома и т.д.)

Воспитатель: Как называется лес, где растут одни березы?

Дети: Березовая роща).

Воспитатель: Наши леса — темные. А березовые рощи светлые, солнышко так и играет между стволов берез. Молодые березки — стройные, прямые, как бы на цыпочках, тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами. Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. Всматриваясь в березовый лес, в коряжистые угловатые стволы представляешь трудовые мозолистые руки наших людей. Ствол у березы даже в сильную жару не нагревается, поэтому в жаркий летний день в березовой роще прохладно. Где мы можем встретить березку в нашем городе?

Дети: В парке, на улицах города.

Воспитатель: На территории нашего детского сада тоже посажены березки. Я  знаю, что вы очень бережно относитесь к ним. Они радуют нас своей красотой в разное время года.

   Береза живет долго - до 250 лет. Её высота может достигать 30 метров. А растет береза быстро: за 25 лет она может вырасти с пятиэтажный дом                                                        

    Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы?   Тогда мы  можем прикрепить веточку для березки.

(Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке. Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. В конверте лежит береста.)

Воспитатель: Ребята, что это? Это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной? Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре,  она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки (показ изделий). 

     Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту). Раньше не было электричества и избу освещали лучиной. При лучине женщины пряли шерсть на прялке, шили, а бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки.

Проводится опыт «У кого прочнее»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев.  Мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.

Воспитатель: А теперь  поиграем в игру «Найди кору березы» (на разносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы)

Проводится игра «Найди кору березы»

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся, мы к нашему опыту, рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.

   Ребята, как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте.   Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?

(Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке. Воспитатель снимает конверт с третьим заданием).

Воспитатель:  Ребята, вы должны рассказать о пользе березы (Ответы детей).

Воспитатель: Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай. Береза лечила и лечит  людей от многих заболеваний. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок.   Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим лакомится этим вкусным полезным напитком. Во время войны раненым истощенным детям давали по 150-200 г березового сока.

       Сережки березы служат кормом для птиц. Летом из молодых веточек берёзы   готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ. Люди  моют голову отваром березовых листьев. Вы знаете, что раньше из листьев березы делали зеленую краску, из почек – коричневую. Собирали деготь, из которого изготавливали дегтярное мыло

Проводится игра «Найди лист березы»

(На полу рассыпаны листья разных деревьев. Дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о целебных свойствах березы?  Тогда прикрепляем  веточку для березки.

(Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке. Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием)

Воспитатель: Ребята, теперь надо вырастить дерево и определить сколько лет ему.

Проводится игра «Вырасти дерево»

(Дети должны сложить картинки последовательности прорастания дерева:семя березы,  отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки).

Воспитатель: Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет?

Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца (показывает через увеличительное стекло). 

(Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, теплоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах)

Воспитатель:  Как вы думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву?

Дети:  Количество колец.

Воспитатель: Если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если нет - то кольцо узкое. Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?                                                                                                                          

Проводится игра «Определи возраст березы»

Воспитатель:  Попробуйте самостоятельно определить, сколько лет дереву

(дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием? Да, мы вырастили березку, посчитали, сколько ей лет. Тогда можем прикрепить веточку для березки?

(Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке)

Воспитатель:  Ребята, мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку. Но почему-то березка все еще грустит. Как вы думаете,  что   еще мы  можем  сделать для неё?  Давайте смастерим нашей берёзке подруг и будет у нас не одна березка, а целая берёзовая роща.

     Основанием-стволом березки служит конус.  Надо  свернуть и склеить края конуса. Затем полоски   бумаги  зелёного цвета – крону нашего дерева — накручиваем на карандаш.   Аккуратно выньте  карандаш из спирали.  Полоски — витые спирали — соединяем со стволом. Ствол березки раскрашиваем черным фломастером.  

     Березку  нужно  установить  на подставку.    Разве не радует глаз такая красавица!

Выполнение работы детьми.

Воспитатель: Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь. Я думаю,  мы сегодня убедились в том, что береза   красивое целебное дерево. Поэтому мы должны беречь и заботится о ней.

    Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете?

      Сегодня  вы замечательно справились со всеми заданиями. Я приглашаю вас встать в хоровод и спеть песню “Ай да, березка” (муз. Т. Попатенко)

(Дети исполняют песню в хороводе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Русская береза - символ родины моей"

Цель данного занятия рассказать о любви к русской березе, о том как беречь природу....

Русская береза - символ Родины моей.

Расширить знания детей о русской березке, о её удивительных особенностях, полезных свойствах, пополнить природоведческий словарь, развивать интерес к исследовательской деятельности, подвести детей к п...

Конспект занятия по нравственно- патриотическому воспитанию с использованием театрализованной деятельности «Русская береза — символ Родины моей» в старшей группе

Цель: Способствовать формированию патриотических чувств, любви к природе родного края посредством расширения знаний о берёзе с использованием театральной деятельности....

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности на тему: «Русская береза-символ Родины моей»

Цель:  Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе,  как о символе России.Задачи:Обучающие:- расширить и уточн...

Конспект занятия по познавательной деятельности «Русская береза-символ Родины моей»

Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств,любви к родной природе посредством расширение их знаний о березе,как о символе России.Задачи :-расширить и уточнить представления детей ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Художественное творчество" для детей с ОНР «Русская береза – символ Родины моей!».

Тема: «Русская береза – символ Родины моей!».Цель: использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной непосредственной образовательной деятельности.Задачи:- да...

Конспект занятия в средней группе «Русская береза — символ Родины моей»

Способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе....