«КАК ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Заяц Инна Алексеевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы по познавательному развитию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.docx38.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Колосок» Чухломского муниципального района Костромской области

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы по познавательному развитию

Тема: «КАК  ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ»

                                                                                        Подготовила

Заяц Инна Алексеевна

                                                                                       Воспитатель Чухломского детского сада «Колосок»

                                                                                                                 

Г.Чухлома

Ул.Первомайская 22а

2017 г.

Тема непосредственно образовательной деятельности  «КАК  ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ»

Цель: закрепление знания детей о подготовке диких животных  к зиме.

Психолого-педагогические задачи:

- Обогащать представления детей о диких животных, особенностях их приспособления к окружающей среде,

 -  Продолжать развивать временные связи.

 - Закреплять умения правильно называть признаки  осени.

- Развивать диалогическую речь детей;

-Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением

- закрепить навыки правильного произношения.

- Развивать воображение, умение воплощать свой замысел в работе.

- Вызвать у детей положительные эмоции от прослушивания музыки.

- Продолжать закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида животных.

- Упражнять детей в элементах пальчиковой гимнастикию.

- учить выполнять движения, согласовывая с текстом.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид детской деятельности, лежащий в основе непосредственно образовательной деятельности: познавательная.

Форма работы с детьми: групповая.

Предварительная работа: Беседы о диких животных, рассматривание альбома «Дикие животные», иллюстраций животных.

Методы и приёмы:

Наглядные - Презентация о подготовке животных и птиц к зиме; пазлы с изображением диких животных.

Словесные- Рассказ воспитателя о жизни животных.

Практические-  физминутка «Весело в лесу», наклеивание различных круп на пластилиновую форму «Оденем животным шубки» .

Оборудование: экран, ноутбук, проектор.

 Материал: презентация « Как птицы и животные готовятся к зиме», пазлы «Дикие животные», трафареты животных, различные виды круп.

Индивидуальная работа: активизировать при ответах на вопросы Сережу К.., Савву Т.. Побуждать к полным ответам  Юлю Е., Илью Ч.

 

Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть – вводная

Цель: установить контакт с детьми, настроить на совместную деятельность

Создание образовательной ситуации

- Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, которые вам нужно собрать. После того как вы их соберёте, мы узнаем о ком у нас сегодня речь.

- Итак,  назовите, пожалуйста, кто у вас получился?  

Дети садятся за столы и собирают картинки – пазлы «Дикие животные»

Ответы детей: ёж, медведь, лиса, волк

Мотивация детей на предстоящую деятельность

- Как их всех можно назвать, одним словом? 
- Где живут эти животные?  

- Как они называются?   

-Почему их так называют?

 -А как еще по-другому их называют? 

Животные

В лесу

Дикие животные

Сами себе добывают пищу

Звери

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

-Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем. Для этого мы с вами отправимся в лес.

Слушают воспитателя,

Соглашаются с предложение отправиться в лес.

2 часть – основная

Цель: вовлечение детей в познавательную деятельность, для обогащения представления о диких животных, особенностях их приспособления к окружающей среде.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

(Звучит музыка)

 Вот мы с вами и в лесу. (Слайд № 2)

Посмотрите, как красив лес поздней осенью.

Давайте мы с вами вдохнём лесную прохладу.

Зима является сложным периодом в жизни всего животного мира. Готовятся к зиме все по-разному. Заботятся о еде и жилье животные заранее до наступления зимы.

  - Кого же мы можем встретить в  лесу, вы узнаете, если посмотрите на экран.

(Слайд № 3)  (веточка ели, а на ней грибочки).

-Дети, чьи  это запасы на зиму?

Правильно!

 ( Слайд № 4)

Как вы думаете, почему зимой белочка меняет цвет шубки?

Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют? 

(слайд 5)
 - Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.(слайд 6)
- Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще?  

-Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.


- А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?  
 - Правильно, заяц. (слайд 7) 

- Летом он был  какого цвета?   
 - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

 А еще зайцу помогают его быстрые ноги. (слайд 8) Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
 - А как заяц себе домик устраивает?  
- Оказывается, у него нет отдельной норки.(слайд 9)

Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

 - Послушайте, какое животное издаёт вот этот звук? (слайд10-звук)
 
 - Лиса к зиме тоже готовится.(слайд11) Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
- А кто-нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост?
- Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. (слайд12)
 - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. (слайд 13)
Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.

-А это что за лесной гость:

Этот зверь - родня собаке,
Его по вою узнает всякий.
В охоте, серый, знает толк.
Угадали? Это….
  (слайд14)

- Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. (слайд 15)
 В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. (слайд 16)
- А днем прячутся в своем жилище. Как оно называется, кто знает?

 - Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят,
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы .

- Послушайте, какое животное издаёт вот этот звук (слайд 17-голос)

 - Правильно, это бобр (слайд 18).

- Жилище у бобров называется так интересно – хатка. 
- Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. (слайд 19)Бобры очень чистоплотные.
- А как называют детенышей бобра? ( Бобрята). 


 - Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите на слайд, вы его узнаёте?  Кто это?(слайд 20)

- Посмотрите, какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.


- В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного. Кто это?
 - Лось самый крупный родственник оленя. (слайд 21)
 Длина его тела достигает до 3 метров.
 - А кто- нибудь знает, для чего лосю рога? 


 - Рассмотрите внимательно, а что у лося на ногах? 
 - Они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.

Физминутка.

«Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.  

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык?  

Вот лиса идёт по лесу

Кто ж там скачет интересно?  

Чтоб ответить на вопрос

тянет лисонька свой нос.  

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе?  

Тренировки помогают!

И зайчишки убегают.  

Вот голодная лисичка

Грустно смотрит в небеса.  

Тяжело вздыхает,  

Садится, отдыхает.  

 - А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? 
 - А почему? (слайд 22)


 - Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. (слайд 23)Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны.


 - А это что за гость?

Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной .

   (слайд 24)
- А вот еж тоже не делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко проспит до весны. (слайд 25).Белый снежок покрывалом укроет норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек. Вы запомнили любимые лакомства ежа?

- А сейчас мы с вами пройдём за столы и попробуем нашим животным надеть их красивые шубки.

 ( Звучит во время выполнения работы фонограмма «Звуки леса»)

 -А теперь нам  с вами надо возвращаться обратно в детский сад.
(Звучит музыка.)

дети идут   высоко поднимают колени, прыгают с кочки на кочку

смотрят на экран

дети глубоко дышат.

Смотрят на экран и внимательно слушают рассказ воспитателя, отвечают на вопросы.

белочки

для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов

Дупло

Смотрят на экран, слушают воспитателя

ответы детей

 

Заяц

Серого

Дети высказывают свое мнение

Слушают  звуковую запись .

Это лиса.

ответы детей

Смотрят на экран, слушают воспитателя

Это Волк

Смотрят на экран, слушают воспитателя

В логове

Ответы детей.

Слушают звуковую запись.

Это бобр.

Бобрята

Это барсук.

Это лось.

 

Они служат для обороны от хищников.

Копыта.

Прыгают на месте

Ходьба на месте

Прыгают на месте

Бег на месте.

Потягивание - руки вверх

Глубокий вдох и выдох

Присели

ответы детей

Смотрят на экран, слушают воспитателя.

Это ёж.

Смотрят на экран, слушают воспитателя

ответы детей

Дети садятся за столы, выполняют самостоятельную работу:

На размазанный по картонной заготовке пластилин выкладывают семена : ежик – семена подсолнуха, лиса- горох, волк, медведь –гречка.

дети идут   высоко поднимают колени, прыгают с кочки на кочку.

3 часть - заключительная

Цель: подведение итогов, плавный вывод из НОД

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

- О ком мы сегодня говорили?
- Почему их называют дикими?
- А кто зимой впадает в спячку?
- Назовите жилище диких животных?

-Что интересного вы еще узнали?

Ответы детей.

Плавный вывод  детей из непосредственно образовательной деятельности в  самостоятельную деятельность

- А ещё, дети, звери прислали вам настольную игру «Дикие животные» в подарок. Давайте мы в неё поиграем.

Дети играют в настольную игру.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное музыкальное занятие "Как звери готовились к зиме"

Программное содержание. 1.            Продолжать развивать чувство ритма у детей. Формировать артикуляционно-телесные и...

" Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений....

Конспект занятия во второй младшей группе " Как дикие животные готовятся к зиме"

Этот данный материал поможет воспитателю познакомить младших дошкольников с родным краем. Дети отправляются в увлекательное путешествие, где узнают много нового о диких животных,их повадках и среде об...

Зима. Как звери готовятся к зиме.

Уважаемые родители! Вашим детям предлагается материал ввиде презентациипо теме "Зима". В котором раскрывается тема о том, как звери  готовятся к зимним холодам.  А еще нужно п...

Тема недели : "Кто как готовиться к зиме.Зимующие птицы" с 27 ноября по 01 декабря

Задачи:  1. Формировать умение детей различать сороку среди зимующих птиц. Знать внешний вид,строение ее тела.2. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.3. Попо...

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей природе. Задачи: развивать знания о том, как дикие животные готовятся к зиме; помочь дет

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» (старшая группа)Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей ...