Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    " Как звери готовятся к зиме"

    Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    vladimirova_..doc115 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное учреждение «Отдел образования» администрации                          ГО «Город Волжск»

    Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида № 2 «Колокольчик»

    «Как  звери готовятся к зиме»

    КОНСПЕКТ

    занятия по формированию элементарных

    экологических представлений

    Образовательная область «Познание»

    Старшая группа

                                                                               Провела:

    воспитатель старшей группы

    Владимирова Наталья Александровна

    Волжск

    2011 г.

    Программные  задачи:

    1

    Закрепить знания детей  о приметах осени.

    2.

    Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, лиса, медведь, заяц):

      -

    где живут;

    -

    об их поведении осенью;

    -

    чем питаются;

    -

    как готовятся к зиме.

    3.

    Дать элементарные представления о взаимосвязи  животных со средой обитания.

    4.

    Воспитывать любознательность и любовь к животным, вызывать желание им помочь.

    5.

    6.        

    Обогащать словарь: щедрая, хлебосольная, линяет, впадает в спячку, шерсть, запасы.

    Развивать логическое мышление, воображение, правильно дифференцировать еду животных.

       Методы и приёмы:

    1)

    Сюрпризный момент.

    2)

    Игровой: проведение физкультминутки

    3)

    Словесный: использование художественного слова, вопросы воспитателя к детям, ответы детей, напоминание, уточнение, обобщение.

      Предварительная работа:

    1)

    Чтение стихотворений, рассказов, сказок познавательного характера.

    2)

    Беседы на тему: «Дикие и домашние  животные», «Кто живёт в лесу?», « Чем питаются животные?»

    3)

    Рассматривание  иллюстраций о птицах и животных.

    4)

    Наблюдения на прогулке за погодой.

     Материал и оборудование:

    1)

    Магнитофон, аудиозапись осеннего леса «Времена года».

    2)

    Игрушка старичок  - лесовичок.

    3)

    Спортивный инвентарь:  две скакалки, канат.

    4)

    Три ёлочки, шишки, мох,  два макета зимующих птичек, стульчики.

    5)

    Подарки для детей – осенние листики в корзиночке (по количеству детей в подгруппе)  к ним приклеенные конфеты.

     

    ХОД  ЗАНЯТИЯ:

        Дети входят в группу.

    В.

    - Ребята, к нам  сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними, а потом будем играть.

       (дети здороваются с гостями)

    Ой, ребята, а к нам пришёл ещё один гость, подойдите поближе и посмотрите на него.

    - Ребята, кто это?

    Д.

    - Старичок.

    В.

    -Давайте поздороваемся  с ним.

    Д.

    - Здравствуйте, старичок - лесовичок.

    В.

    - Старичок - лесовичок пришёл к нам, чтобы узнать о поведении диких животных осенью и как они готовятся к зиме.

    Давайте послушаем стихотворение

    Д.

    - Разыгрался ветер на лесной поляне,

     Закружил осинку в красном сарафане.

     И листок с березы золотистой пчёлкой

     Вьётся и кружится над колючей ёлкой.

     Облетели листья клёна,

     Клён от холода дрожит.

     На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.

    В.

    - О  каком времени года говорится в стихотворении?

    Д.

    - Об осени.

    В.

    - Дети, какие приметы осени вы знаете?

    Д.

    - Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые  прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях, животные готовятся к зиме.

    В.

    - Каким трудом занимаются осенью люди?

    Д.

    - Утепляют жилище, заготавливают дрова, вспахивают почву, собирают урожай.

    В.

    - Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной.

    - А почему ?

    Д.

    - Потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убираю хлеб, в лесу собирают грибы.

    В.

    - Старичок – лесовичок предлагает нам  погулять в осеннем лесу.

    - Хотите ?  Нам поможет  волшебная кленовая веточка.

      (Включаю тихую музыку «Времена  года»)

         Раз, два, три веточка клёна помоги

         Оказаться нам в лесу,

         Где раскрасила листву

         В цвет багряный, золотой

         Осень желтою косой.

                        Входят в лес (заранее приготовленный)

    В.

    - Вот мы и очутились  в осеннем лесу.

         (Дети рассматривают  лес)

                    Физкультминутка

    В.

    - Чтобы мы прошли в глубь леса, нужно пройти вот по этой узенькой дорожке, проходите  тихонечко по одному, чтобы не упасть  в овраг. Молодцы хорошо справились с заданием. А теперь , ребята, давайте перепрыгнем через ручеёк, легко на носочках, чтобы нам не замочить ноги.

    Мы шли долго, устали, давайте передохнем, присядем на полянке.

        (Дети садятся на стульчики)

    В.

    - Какие звери живут в лесу?

    Д.

    - Дикие.

    В.

    - Что значит дикие?

    Д.

    - Те, которые живут в лесу и сами добывают пищу.

    В.

    - А где же звери?

    - Кто это там, отгадайте:

             Комочек пуха,

            Длинное ухо.

            Прыгает ловко,

            Любит морковку.      (заяц)

    В.

    - Правильно, заяц.

        (переворачиваю две картинки на мольберте)

    - Меняет ли шубку заяц?  Какой он был летом, а сейчас к зиме?

    Д.

    - Белый.

    В.

    - Зачем зайцу шубу менять?

    Д.

    - Чтобы прятаться.

    В.

    - Кого боится заяц, от кого прячется?

    Д.

    - От хищников: лисы и волка.

    В.

    - Как заяц спасается?

    Д.

    - Быстро убегает, запутывает следы.

    В.

    - Что помогает зайцу так быстро бегать?

    Д.

    - Длинные и сильные задние лапы.

    В.

    - Где заячий дом?  (ответы детей)

    Д.

    - Днем он спит в снежной яме. В большие морозы зарывается в сугроб- там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

    В.

    - Какую ?

    Д.

    - Обгладывает кору с веток.

    В.

    - Кто это?

          Он в берлоге спит зимой

          Под большущею сосной,

          А когда придет весна,

          Просыпается от сна.      ( медведь)

    В.

    - Правильно медведь.

    - Чем медведь всё лето и осень питается?

    Д.

    - Ягодами, грибами , муравьями, жуками, рыбой.

    В.

    - В голодное время может питаться и травой, и мхом, и древесной корой.

    В.

    - Медведь на зиму делает запасы?

    Д.

    - Нет. Не делает запасы.

    В.

    - Почему?

    Д.

    - Он наедается  и нагуливает жир на всю холодную и голодную зиму.

    В.

    - Где всю зиму спит медведь?

    Д.

    - В берлоге.

    В.

    - Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло в ней медведю.

    - А теперь давайте поиграем все вместе. Физкультминутка:

          Наш мишутка потянулся

          Раз  нагнулся, два нагнулся,

          Лапы в стороны развёл

          Видно мёду не нашёл.  

     (дети выполняют движения согласно тексту.)

         Мишка в улей влез и вот

         (изображают походку медведя)

         Каплет с лапы сладкий мёд

         (стукает  пальцами по ладошке)

    - А вот ещё один лесной житель.

          Кто в лесу зубами – щёлк,

         Это бродит серый ….     (волк)

                             (переворачиваю картинку)

    В.

    - Как же волк готовится к зиме?

    Д.

    - Он тоже линяет.

    В.

    - Какая у него шерсть вырастает?

    Д.

    - Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и тёплой.

    В.

    - Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут семьями- это волчья стая. Днём они спят, а ночью охотятся.

      Отгадайте ещё одну загадку:

         Хвост пушистый.

         Мех золотистый.

         В лесу краса

         Кто же это?      (лиса)

    В.

    - Отгадали.  

          (Переворачиваю картинку.)

    В.

    - Как же лиса готовится к зиме?

    Д.

    - Лиса осенью линяет.

    В.

    - Какая шерсть вырастает у лисы?

    Д.

    - Теплая

    В.

    - Умницы! А меняет ли лиса цвет шерсти?

    Д.

    - Нет.

    В.

    - Правильно. Она и зимой  рыжая, потому что ей не от кого прятаться и маскироваться, она сама – хищник.

    В.

    - Чем питается лиса?

    Д.

    - Мышами.

    В.

    В.      

    - Любит она мышей из-под снега доставать. Слух  у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся и пищат,и начинает лапами разгребать снег.

    - Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и подойти к столам. На каждом столе лежат картинки с изображением продуктов питания и даров леса. Нужно выбрать только то, что любит зверёк, которому вы хотели бы помочь. Задание выполняется под тихую музыку. ( После выполнения задания можно провести взаимопроверку – кто справился быстрее и правильно).

                                 Заключение:

     Спасибо тебе, Старичок - лесовичок, сколько нового и интересного мы узнали.

    В.

    - Каких зверей мы встретили в лесу?

    Д.

    - (перечисляют:  зайца, волка, лису, медведя)

    В.

       Выкрадываю картинки (изображения животных) по мере называния на мольберт.

    В.

    - Как их назвать одним словом?

    Д.

    - Дикие животные.

    В.

    - Что значит дикие?

    Д.

    - Те, которые живут в лесу, сами добывают пищу.

    В.

    - Что у них общего?

    Д.

    - Тело покрыто  шерстью, есть хвост, все ходят на четырех лапах.

    В.

    - Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью и как они готовятся к зиме и почему?

      А старичок – лесовичок приготовил для вас ребята сюрприз, корзиночку с угощением под ёлочкой. Вика, найди, пожалуйста, корзиночку с угощением (листочки, приклеенные к конфетам).

       Спасибо тебе старичок - лесовичок, приходи  ещё к нам.

       А нам пора возвращаться в группу (включаю тихую музыку.)

    Литература          

    1.

    Педагогика нового времени  Т.М.Бондаренко  «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»  Т.Ц. «Учитель» Воронеж 2004 г.

    2.

    «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»  Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.Обухова «ВАКО». Москва 2005 г.

    3.

    Экологическое воспитание в детском саду»  О.А. Соломенникова

    Программа  и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.

    4.

    «Занятия по экологии в детском саду»  Н. Коломина Т.Ц. Москва 2010 г.

    5.

    «Программа воспитания и обучения в детском саду»  М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой   Москва. Мозаика-Синтез. 2011 г.