Долгосрочный экологический проект для воспитанников старшего дошкольного возраста "Пусть дети дружат с птицами".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Убоженко Татьяна Николаевна

Проект долгосрочный, практико-ориентированный, эколого-культурной направленности; разработан в рамках образовательного цикла "Соседи по планете". С целью участия во Всеросийском природохранном социально-образовательном проекте "Эколята - дошколята".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

долгосрочный экологический проект  для воспитанников старшего дошкольного возрастаC:\Users\User\Desktop\depositphotos_21503413-stock-illustration-bird-feeding-girl.jpg

        

                                                                                                                                                                                                          Авторы-составители:

Федорина Валентина Ивановна,

воспитатель

                                          Убоженко Татьяна Николаевна,

воспитатель

        

        

Уссурийск

2017

Информационная карта проекта

Актуальность проекта

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться.  Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Проведение диагностического обследования выявило,  что у детей  недостаточно развиты представления о птицах, зимующих в Приморском крае,  об изменении образа жизни птиц в разное время года,  не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой

Цель   проекта «Пусть дети дружат с птицами»

Задачи   проекта

  • Формировать представление о птицах как живых организмах, которые чувствуют изменения условий их обитания, реагируют на них.
  • Показать роль птиц в природе и жизни человека ( уничтожают вредных насекомых и их личинок, оживляют сады и леса своим бодрым видом, помогают распространять сема растений, радуют людей своим пением, создают хорошее настроение, имеют промысловое значение : мясо, пух, перо).
  • Дать знания о связях в природе.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.
  • Объединить усилия детей, родителей воспитанников и педагогов дошкольного учреждения по созданию условий для подкормки птиц на территории детского сада, и в прилегающем микрорайоне;
  • Воспитывать трудолюбие, привычку помогать пернатым зимой.

Этапы реализации   проекта

1 этап-подготовительный(мотивационно-ориентировочный)

  • Диагностическое обследование  (определение уровня представлений  детей о  птицах, о способах оказания

помощи зимующим птицам)

  • Анкетирование родителей
  • Определение  стратегий и механизмов взаимодействия всех участников образовательных отношений

в рамках реализации проекта  

  •  Презентация проекта  – на педагогическом часе (для педагогов ),

на родительском собрании (для родителей воспитанников групп)

2 Этап – Основной (практическая деятельность)

         Реализация модулей проекта через варьирование  различных видов детской деятельности в процессе    

интеграции образовательных областей в ходе:

  • непосредственно образовательной  деятельности, образовательной деятельности
  • в режимных моментах,
  • самостоятельной детской деятельности
  • через организацию  взаимодействия с родителями воспитанников

3  Этап – Заключительный (рефлексивно-оценочный)

  • Диагностическое обследование  детей
  • Анкетирование родителей
  • Составление творческого отчета по результатам реализации проекта,

презентация на заседании педагогического совета.

  • Участие в муниципальном конкурсе отчетов о проведении акции «Поможем птицам зимой».

Ожидаемые результаты реализации   проекта  «Пусть дети дружат с птицами»

Воспитанники подготовительной группы

  • Сформированность представлений о птицах (в частности Приморского края); их роли в природе, природных связях.
  • Овладение различными техниками изобразительной деятельности.
  • Развитость коммуникативных навыков.
  • Умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Навыки групповой работы.
  • Развитие эмоциональной – волевой сферы.

Родители воспитанников

  • Проявление интереса родителей к образовательной деятельности с дошкольниками
  • Улучшение детско-родительских взаимоотношений.
  • Повышение психолого - педагогической компетенции по экологическому воспитанию старших дошкольников.
  • Возможность сотворчества с детьми и проведения семейного досуга.

Педагоги дошкольного учреждения

  • Обновление ресурсного обеспечения для осуществления образовательной деятельности
  • Апробация  творческих семейных проектов как интерактивной формы  взаимодействия  семьи и детского сада

«Детский сад №247 ОАО«РЖД»

  • Расширение возможностей для совместного детско-родительского творчества.
  • Рост  психолого-педагогической компетенции  родителей и      педагогов, участвующих в проекте.
  • Рост лояльности к деятельности дошкольного учреждения
  • Пополнение  медиабанка ресурсных материалов дошкольного учреждения.

Модули  проекта «Пусть дети дружат с птицами»

Карта реализации проекта «Пусть дети дружат с птицами»

Непосредственно-образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

Привлечение родителей к решению задач воспитательно-образовательного процесса

Модуль «Птицы такие разные…»

(сентябрь-ноябрь)

Непосредственнообразовательная деятельность в рамках проведения тематических дней «Наши пернатые друзья»

Задачи: обобщить и  расширить знания детей о  перелётных и зимующих  птицах. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Образовательная ситуация «Поможем птицам разобраться»

Задачи: диагностировать умение детей находить закономерности; развивать логические операции сравнения.

Образовательная ситуация

«Птицы-какие они?

Задачи: развивать познавательный интерес к живой природе.

Образовательная ситуация «Уроки орнитолога»

Задачи: познакомить детей с работой орнитолога. Воспитывать желание принимать посильное участие в помощи живым существам.

        

Музыкальная гостиная

«Песни о птицах»

Задачи: развивать  слуховое восприятие, творческое воображение.

Игра-соревнование

« Птичья прогулка»

Задачи: формировать у детей умение соблюдать согласованность движений рук и ног; развивать умение играть в команде.

Видеоэкскурсия восенний  лес

Задачи: обогащать представление  детей о пернатых  обитателях леса.

Экологический досуг

«В гости к лесным птицам»

Задачи: учить детей выполнять игровые действия, обогащать двигательный и игровой опыт.

Коллективное творческое дело- создание коллажа

«Птицы России»

Задачи: развивать стремление детей к коллективной деятельности.

Моделирование

«Птицы и их места обитания»

Задачи: развивать  творчество в поисковой деятельность.

Заочная экскурсия

«По страницам Красной книги» (Птицы Приморского края)

Задачи, дать детям знания о редких и исчезающих птицах Приморского края.

Образовательная ситуация на основе исследовательской деятельности «Что нужно птице?»

Задачи: диагностировать умение детей находить закономерности, развивать логические операции сравнения, анализа и синтеза.

Творческая Мастерская

 «Я нарисую сказочную птицу…»

Задачи: развивать эстетическое восприятие мира природы, творческие способности детей, воображение.

Вводная гимнастика «Птичий двор»

Задачи: развивать ловкость, способность распределять внимание, быстроту реакции.

Познавательная карусель «Зачем птице клюв…», «Кто как разговаривает»,«Птицы прошлого» Цель: развитие любознательности; умения выстраивать логические цепочки.

Блиц-опрос «Что я знаю о птицах?

Цель: расширение представлений детей о птицах, развитие коммуникативных способностей , активизация словаря

Словесная игра «Подбери словечко»

Цель: подбор определений к существительному «птица», обогащение словаря

Чтение Бианки «Синичкин календарь» Цель: развитие интереса к чтению художественной литературы о природе.

Пальчиковая игра « Где обедал воробей» Задачи: развивать внимание, мелкую мускулатуру пальцев рук.

Игровое упражнение «Как появилась птичка?

Цель: закрепление периодов развития птицы

Просмотр компьютерных презентаций

«Эти удивительные птицы»

«Птицы леса»

Задачи: обогащать представления детей о жизнедеятельности птиц, об их разнообразии, воспитывать эмпатию, бережное отношение к живой природе.

«Птичья мастерилка» (изготовление птиц посредством оригами, природного и бросового материалов, аппликации)Задачи: вызвать стремление создать поделку своими руками, развивать чувство цвета, воспитывать эстетический вкус.

П\игры «Совушка», «Птицы в полет!» Цель: активизация двигательной активности.

Развивающие игры «Летает-не летает», «Птицы, звери»Задачи: развивать мышление, внимание, умение быстро реагировать на сигнал воспитателя.

Имитационные игры «Изобрази птицу» Задачи: развивать творчество в двигательной и игровой деятельности.

Оформление  мини-библиотеки «Такие разные птицы»Задачи: способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.

Наблюдение за птицами с последующим составлением фотоколлекции «Птицы нашего участка»Цель: закрепление и систематизация полученных знаний.

Иллюстрированный рассказ воспитателя о профессии орнитологаЗадачи: расширить круг знаний о многообразии профессий; познакомить детей с новой профессией –орнитолог.Воспитывать интерес к данной профессии.

Чтение энциклопедических статей, произведений художественной литературы

Обсуждение прочитанного

Задачи: учить детей слушать внимательно, запоминать услышанное.

Беседы по произведениям Бианки, Скрибицкого, Пришвина, Сладкова

Задачи: развивать диалогическую речь детей, воспитывать уважение к собеседнику.

Чтение сказок экологической тематики (О птицах)

Цель расширение знаний по теме.

Составление рассказов из личного опыта «Что я видел?»

Задачи: поощрять детей в желании поделиться с товарищами своими впечатлениями, учить правильно строить предложения.

Рассматривание тематических альбомов, наборов открыток о птицах

Задачи: развивать  познавательные интересы.  

Рассматривание энциклопедии «Мой первый атлас животных»

Задачи: развивать  самостоятельные поисковые действия

Игровое упражнение «Превращение кляксы»

Задачи: развивать творческое  воображение

Игровое упражнение на развитие дыхания

«Чье перышко улетит дальше»

Задачи: закреплять умение  детей правильно выполнять задание, делать самоанализ своих действий.

 Творческая деятельность

Выкладывание по воображению  изображений птиц из геометрических фигур

Задачи: закрепить название геометрических фигур, развивать пространственное воображение.

Игровое упражнение «Сложи птицу из частей»

Задачи: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение.

Настольно-печатные игры

Лото «Птицы»

«Каждой птице свое место»

Задачи: развивать логическое мышление, умение играть вместе, сообща.

Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, ручной труд) с использование нетрадиционных способов изображения

Задачи: учить детей выбирать способы изображения, умение работать небольшими подгруппами.

Сенсорное обследование птичьих перьев

Цель: совершенствование сенсорных обследовательских действий

Составление логических рядов для оформления коллекции перьев

Раскладывание перышек от самого маленького до самой большого;

От самой светлого до самой темной

Задачи: развивать логическое мышление.

Составление зрительного ряда «Птицы водоема». «Птицы луга»

Цель: закрепление ранее полученных знаний о птицах, о местах их обитания.

Рисование по клеточкам «Птичка»

Цель: развитие графомоторных навыков, зрительного восприятия

Экспресс-презентация проекта (распространение информационного буклета, ознакомление с картой проекта)

Задачи: познакомить родителей с методами обучения старших дошкольников сбору, анализу и систематизации информации.

Творческие задания

Изготовление информационного вестника о птицах (сотворчество  детей и родителей)

Задачи: укрепление связей между детским садом и семьями воспитанников.

Создание странички для рукописной энциклопедии «Птичьи рекорды»

Задачи: обогащать детско-родительские отношения опытом совместной продуктивной деятельности.

«Если бы я был(а) птицей»- (составление рассказов от имени птиц-детское словотворчество)

Задачи: развивать фантазию, умение составлять логические цепочки, расширять словарный запас.

Пополнение ресурсного обеспечения с целью повышения качества образовательного процесса

Создание картотек стихов, загадок, пословиц, народных примет о птицах

Задачи: приобщать  родителей к созданию уголка  « Птичий базар».

Создание подборки презентаций о птицах

Задачи: обновить  медиатеку

Пополнение аудиотеки «Голоса птиц»

Задачи: предложить родителям принести в группу диски, флешки с аудиозаписями голосов птиц.

Выставка семейного творчества «Птичий базар»

Задачи: предложить детям вместе с родителями нарисовать птиц, живущих в наших лесах.

Оформление информационной корзины «Изучаем птиц»

Цель: педагогическое просвещение родителей

Коллекционируем вместе- создание мини-коллекции птичьих перьев, птичьих яиц Задачи: воспитывать у родителей  желание принимать участие в жизни группы.

Творческое задание

Составление по предлагаемому алгоритму небольшого рассказа об одной из птиц

Задачи: способствовать речевому развитию детей вне детского сада.

Оформление памятки-рекомендации

«Прочтите детям о птицах»Задачи: познакомить родителей с художественной литературой по теме «Птицы».

Оформление папки-передвижки из серии

«Советуют специалисты ДОУ»

(советы преподавателя ИЗО)

Задачи: познакомить родителей с методами и приёмами обучения детей изобразительной деятельности..

Нетрадиционные способы рисования птиц

Цель: ознакомление родителей с нетрадиционными способами рисования ( штамп, мыльные пузыри и др.)

Интервьюирование

«Птицы, занесенные в Красную книгу Приморского края»

Задачи: выявить знания родителей по теме «Птицы». Дать рекомендации, советы.

Модуль «Зерна доброты» или «Поможем птицам зимой »

(Ноябрь-апрель)

Экологический рейд «Птицы просят о помощи»

Задачи: воспитывать желание принимать посильное участие в помощи пернатым друзьям  (строить кормушки, заготавливать корм).

Образовательная ситуация «Мастерская добрых дел»

Изготовление и распространение в прилегающем к НДОУ микрорайоне  листовок-обращений, информационных плакатов «Поможем птицам!»

Задачи: развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности.

Образовательная ситуация «Экологический  патруль»

Цель: развивать умение делового сотрудничества.

Игра – путешествие «Следопыты идут по следам»

Задачи: развивать внимание, сообразительность, умение устанавливать связи.

Музыкальная гостиная

«Птичьи трели»

Задачи: Воспитывать у детей потребность слушать и слышать звуки природы

Творческая мастерская

«Клуб юных художников-анималистов

Задачи: развивать эстетическое восприятие природного мира.

Викторина «Птицы наши друзья»

Задачи:  развивать планирующую функцию речи.

Литературная гостиная «Рассказы о птичьих повадках»

Задачи: обогащать литературный опыт детей: учить запоминать тексты загадок, использовать их в общении со сверстниками.

Проведение цикла целевых прогулок к кормушкамЗадачи: учить детей осуществлять наблюдения в соответствии с заданием, находить в детском определителе птиц, прилетающих к кормушке.

Ведение  дневника экологических наблюдений

Задачи: учить детей отмечать свои наблюдения в дневникеприроды.

Составление  устных рассказов «Я хочу защитить…»

Задачи: развивать эмпатию, поддерживать стремление заботиться о птицах.

Организация на групповых участках «Птичьих столовых»

Развешивание кормушек в прилегающем к ДОУ микрорайоне

Осуществление регулярного подкорма птиц

Задачи: развивать трудовые умения: убирать снег на участке, принимать участие в развешивании  кормушек, насыпать корм в кормушку.

Круговая беседа «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?»Задачи: развитие диалогической речи детей: умения формулировать вопросы, высказывать предположения.

Пластический этюд «Превращение в птиц»

Задачи: развивать артистичность, умение перевоплощаться.

Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей»

Задачи:развивать актёрские способности.

Дидактические игры «Кому какой корм?», « Чей клюв?», «На кормушке», «Собери картинку», «Узнай, чьи следы»…

Задачи: способствовать развитию умений устанавливать логические цепочки в процессе игровой деятельности.

Словесная игра «Рассуждалки»ситуации:

а) от чего страдают  птицы  в городе?  в  лесу?

б) с какими трудностями  встречаются  зимующие, оседлые  птицы?

в) что  случится  на земле, если  не станет птиц?

г) как мы можем помочь  птицам?

Задачи: развивать грамматически правильную речь, умение давать точное, лаконичное высказывание.

Изготовление макета

« Наша кормушка»

Задачи: воспитывать у детей желание трудиться вместе, сообща.

Моделирование «Птица»

Игровое упражнение «Рисунок-загадка»

Задачи:развивать познавательную активность, любознательность.

Разговор-беседа на тему «Дары птиц: чем одаривают нас птицы»

Задачи: расширять кругозор, развивать мыслительные операции, диалогическую речь детей.

Д/ игры «Птичий калейдоскоп»  «Дерево загадок»

Задачи: обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать представление об окружающем мире.

Игра «Спасатели»

Цель: закрепление знаний детей о питании и среде обитания различных птиц, развитие эмоционального отклика на страдания птиц

Настольно-печатная игры «Птичья столовая»

«Кто где живет»

«Найдите маме птенца»

Задачи: развивать логическое мышление, внимание, память, учить применять ранее полученные знания в игре.

Игры с рамками-вкладышами «Птицы»

Задачи: способствовать развитию  познавательно-исследовательской деятельности.

Игровое упражнение «Корм для птиц»

(сортировка корма)

Задачи: развивать практические умения.

Рассматривание репродукций художников-анималистов

Задачи: обогащать художественно-эстетический опыт детей.

Составление зрительных рядов «Птицы в городе», «Птицы леса»

Цель: развитие образного мышления.

Игровое задание «Дорисуй картинку» Задачи: развивать практические умения в продуктивных видах деятельности.

Имитационные игры-упражнения «Угадай, кто я?, «Изобрази меня»

Задачи: развивать игровой и двигательный опыт детей.

Пластилинография, тестопластика

 «Сказочная птица»

Задачи: развивать воображение, фантазию, творчество, аккуратность.

Игровое упражнение «Штриховка силуэта»Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости.

Развивающая игра  - лабиринт

«Помоги дятлу добраться до жучка»

Задачи:развивать сообразительность, умение устанавливать связи.

Настольно-печатная игра «Крылья, ноги, клювы»

Задачи: закрепить у детей полученные ранее знания о внешнем виде птиц, их многообразии.

Развивающие игры «Четвертый лишний», «Составь целое»

Цель: закрепление обобщающих признаков, развитие психических процессов

Смотр-конкурс кормушек «Поможем птицам зимой

Цель: стимулировать у родителей желание активно участвовать в конкурсах.

Оформление  фотозарисовок «Жизнь птиц зимой»

Задачи: стимулировать раскрытие творческих возможностей семей воспитанников.

Создание серии памяток, буклетов

«Птичий пирог»

«Как помочь птицам…»

«Кого можно встретить на кормушке»

Задачи: донести до сведения родителей нужные знания.

Выпуск информационных листков «Спутник юного защитника природы» ( 1 раз в месяц)

Задачи: информировать родителей о ходе проекта.

Сочинение сказок на тему «В некотором царстве, птичьем государстве…»

Задачи: предложить детям вместе с родителями сочинить сказки и рассказать потом в группе. Способствоватьречевому развитию.

Выставка семейных макетов

«Моя кормушка»

Цель: укрепление связей между семьями воспитанников и детским садом.

Художественно-творческие мини-проекты

  • «Птички-невелички».
  • «К нам на ветку посмотри, прилетели снегири»
  • «Удивительные вороны»

Задачи: предложить родителям сделать подборку произведений и мультфильмов о птицах; презентовать свои проекты .

Семейные зарисовки «Птичья галерея»

Задачи: развивать творческие способности детей и взрослых, создавать условия для самовыражения.

        

Модуль   «Мы ждем Вас, Птицы!»

(март-май)

Образовательная ситуация «Летят перелетные птицы»

Задачи: обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе, приспособлении птиц к этим изменениям.

Экологический досуг

«Новоселье птиц»

Задачи: способствовать развитию эмоциональных и эстетических способностей и индивидуальных проявлений.

Игра-путешествие

«Птичьи загадки»

Задачи: способствовать развитию умений устанавливать пространственные и количественные отношения, развивать умение выполнять творческие задания коллективно, используя элементы мозгового штурма.

Музыкальная гостиная «Птицы в музыке»

Задачи: развивать эстетическое восприятие музыкального образа.

Образовательная ситуация «Как птицы встречают весну?»

Задачи: развивать познавательную деятельность: осваивать средства и способы получения информации.

Конкурс чтецов « Вестники весны!»

Задачи: развивать умения публичной презентации : учить выступать перед детьми и воспитателями.

Подвижные игры:

«Найди пару»

«Пчёлки и ласточки»

«Летал, летал воробей»

«Зайди в свой домик»

«Сова»

«Пингвины на льдине»

«Стая»

«Лягушки и цапли»

Задачи: развивать у детей координацию и ловкость движений, умение перевоплощаться в новый образ; учить самостоятельно организовывать игру.

Словесная игра

«Угадай по описанию»

Цель: развитие слухового восприятия, памяти , мышления; умения соотносить образ птицы с услышанным описанием

Беседы о пользе птиц в природе, о том , что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.Цель расширение знаний детей по теме «Птицы».:

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Задачи: развивать познавательную деятельность: осваивать средства и  способы получения информации.

Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»Задачи: развивать речевую и познавательную активность.

Пальчиковая игра «Встреча птиц» Цель: развитие мелкой моторики, памяти, внимания.

Графический диктант «Журавль»

Задачи: развивать умение ориентироваться на листе бумаги, воспитывать усидчивость, внимание.

Слушание  «Звуки леса» (пение птиц)

Задачи :развивать воображение, эмоциональную отзывчивость. Учить замечать красоту природных звуков Учить детей различать птиц по голосу.

Салон «Мастерилка» - «Лепим птиц»

Задачи: развивать мелкую моторику, учить применять на практике ранее  полученные знания и умения.

Решение кроссвордов.       (На картинках находятся птицы и вписывают их названия в клеточки по соответствующим номерам)Задачи: развивать практические умения, обеспечивающие  выражение усвоенного.

Аппликация с элементами рисования  и письма «Перо жар-птицы» Задачи:развивать творческие способности, внимание, логическое мышление.

Рассматривание энциклопедий. Задачи: развивать у детей познавательный интерес.

Выкладывание из спичек «Домик для скворца» (по принципу колодца)

Цель: развитие коммуникативных способностей : обсуждение, высказываний гипотез, установление договорённостей со сверстниками.

Игровое упражнение «Определи на ощупь» (сколько птиц и какие изображены на трафарете из наждачной бумаги )

Задачи: развивать тактильное восприятие.окружающего мира.

Оригами «Птичка» (с использованием технологической карты)

Задачи: развивать воображение, пространственное  мышление

Аппликация «Волшебный птичий хоровод»

Задачи: содействовать формированию способности воплощать различные идеи в смысловые контексты. Развивать творческое воображение, латеральное мышление.

Изготовление и распространение памяток «Все о гнездовьях птиц» «Скворцы прилетели-на крыльях весну принесли».

Задачи: познакомить родителей с методиками осуществления наблюдений.

Конкурс на лучший скворечник

Задачи: способствовать творческому сотрудничеству детей и родителей.

Привлечение родителей к сбору экспонатов для экспресс-выставки  изделий  народных  художественных  промыслов  с  символикой  птиц (вышивки,  кружево, глиняные  и деревянные  изделия:  игрушки, посуда ).

Задачи: способствовать поддержке семьи в вопросах организации досуговой деятельности детей.

Изготовление атрибутов и костюмов для экологического досуга

Задачи: способствовать привлечению  семей воспитанников к проведению досуговой деятельности в группе.

Литература:

  1. Аджи, А.В. «Открытые мероприятия для детей подготовительной группы»  образовательная область «Познавательное развитие» Воронеж,  изд. ООО «Метода» 2014.
  2. Алябьева, Е.А.«Детям о самом важном «Природа» (сказки и игры для детей), Москва,, «Сфера», 2015.
  3. Вакуленко, Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников», Волгоград, Изд. «Учитель», 2014.
  4. Каушкаль, О.Н., Карпеевой М.В.«Формирование целостной картины мира» (подг. группа) Москва, изд. «Центр педагогического  образования» 2015г.
  5. Скоролупова, О.А.  «Весна, насекомые, перелетные птицы», Москва, Изд. «Скрипторий», 2015.
  6. Федотова, А.М.  «Познаем окружающий мир играя» Москва, Изд. «Сфера», 2014.
  7. Шорыгина, Т.А. «Беседы о птицах с детьми 5-8 лет», Москва, Изд. «Сфера», 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный экологический проект в дошкольном образовательном учреждении

В современной системе образования все чаще используется интегрированный подход, при котором ребенок получает единое и комплексное обучение уже с детского сада и до окончания школы. ...

Экологический проект для воспитанников средней группы "Зимующие птицы Ростовской области"

Экологический проект «Зимующие птицы Ростовской области»  во 2 средней группе        Воспитатель: Тимченко И. А    г.Гуково 2013 –...

Экологический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждой птахе по крохе"

В данной методической разработке представлены этапы   организации и проведения  с детьми старшего дошкольного возраста экологического проекта "Каждой  птахе по крохе", показана важ...

Презентация по долгосрочному экологическому проекту "Чудо-дерево" в старшей группе.

Презентация по долгосрочному экологическому проекту "Чудо-дерево" в старшей группе....

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Эколята – дошколята друзья и защитники природы»

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ«Эколята – дошколята друзья и защитники природы»...