ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Эколята – дошколята друзья и защитники природы»
проект (старшая группа)

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«Эколята – дошколята друзья и защитники природы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«Эколята – дошколята друзья и защитники природы»

Подготовила воспитатель: Конюхова О.В.

Актуальность проекта:

В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем сильнее начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, переживание. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест листьев, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать природе, любить ее, общаться с ней. Установление гармоничных отношений с живой и неживой природой развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.

Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники среднего дошкольного возраста.

Продолжительность: долгосрочный: сентябрь 2023– май 2024

Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.

Образовательные цели:

Социально – коммуникативные:

- освоение правил коммуникации во взаимодействии с другими детьми через умение распознавать;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы;

- помочь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы;

- обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус;

- приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома;

- воспитывать культуру поведения в природе.

Познавательные:

- познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;

- формирование элементарных представлений о простейших связях в природе;

- стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с предметами времён года;

- формирование познавательно – исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.

Речевое развитие:

- при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы;

- ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);

- упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову;

- учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.

Художественно – эстетические:

- развитие воображения;

- овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования ( из бумаги, ткани, природного и бросового материала);

- знакомство с произведениями изобразительного искусства (пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встреч с прекрасным;

- воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Физическое развитие:

- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- формирование у детей потребности в двигательной активности;

- учить заботиться о своём здоровье в разные времена года;

- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времён года.

Задачи проекта:

1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.

2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности.

3. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.

3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.

4. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников: - развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы; - прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний; - обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы; - создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой; - участие в экологических акциях и проектах.

5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми;

создание условий, необходимых для реализации проекта;

обогащение предметно-развивающей среды;

сбор и анализ литературы по данной теме;

разработка плана реализации проекта;

подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,

загадок, подвижных игр;

разработка конспектов образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию

Основной этап работы:

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Заключительный этап:

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Работа с детьми включает все виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, опытно-экспериментальная, продуктивная, музыкальная, чтение литературы и т. д.).

Формы работы с детьми: - различные виды игр экологического содержания: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д.,

- чтение художественной и научно-популярной литературы, - экологические акции,

- труд в природе, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии и др.

- создание детских рукописных книг,

- рисование, лепка, аппликация,

- слушание музыки.

Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям. Памятки, буклеты по экологическому воспитанию.

Проект является средством решения задач образовательной области «Познавательное развитие» реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования. Проект реализован в совокупности с другими методиками для повышения эффективности деятельности, в том числе, с учетом регионального компонента.

Ожидаемые результаты:

1. организация предметно-развивающей среды экологической направленности;

2. расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте человека в ней;

3. повышение экологической компетентности родителей, их социальной активности;

4. проявление интереса к объектам и явлениям природы.

5. бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;

6. стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

7. умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

План

работы группы по проекту

«Эколята – друзья и защитники Природы».
на 2022-2023 учебный год

Мероприятия

Сроки исполнения

• Дополнение стенда «Эколята- защитники природы» в природном уголке группы

• Изготовление поделок из природного материала сказочных образов героев Эколят: Шалун, Тихоня, Умница, Ёлочка

Знакомство родителей с проектом

«Эколята - дошколята». Анкетирование родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

Цикл занятий «Этот подводный мир»

  1. Рисование акварелью и восковыми мелками.

Тема: Аквариумные рыбки.

  1. Пластилинография. Тема: Морские обитатели.
  2. Оригами : Рыбка. (оформление коллективной работы)
  3. Проведение экспериментально-исследовательской деятельности «Как сделать морскую воду»

Сентябрь

Беседа «Эколята - юные защитники природы»

Занятие с использованием ИКТ по ознакомлению с окружающим миром «Как звери к зиме готовятся».

Рисование . Тема: Медведь в берлоге.

Художественный труд. Тема: «Ёжик»

4 октября - Всемирный день животных.
Беседа «Животные нашего леса». Изготовление, дополнение альбома «Животные нашего края»

Конкурс поделок из природного материала

«Золотая осень»

Октябрь

4 ноября «Синичкин день». Проект «Покормим птиц зимой»

Занятие «Зимующие птицы»

Проведение акции «Покормите птиц зимой».

Вывешивание кормушек на участок детского сада.

Оформление альбома «Зимующие птицы нашего края»

Ноябрь

Организация природоохранной акции в детском саду: «Зелёная ёлочка – живая иголочка»,

Изготовление плаката: « Берегите ёлку, ведь она живая!

Не губите ёлку, к празднику срубая!

Беседа: «С кем дружит ель», «Деревья нашего леса»

Пластилинография «Елочка пушистая»

Конкурс поделок из бросового материала «Елочка красавица»

Декабрь

Оформление альбома «Зимующие птицы нашего края»

Занятие «Зимовье зверей»

Выставка рисунков «Зимняя сказка».

Эколого- благотворительная акция «Крышечки доброты»

Январь

Занятие «Как узнать растение»

Беседа «Как нужно беречь природу родного края».

Изготовление дидактических игр: «Что растёт в лесу?».

Подготовка материала и изготовление «Красной книги Челябинской области» совместно с родителями

Февраль

Оформление материала в виде альбома (народные приметы, правила поведения в природе).

Акция «Вторая жизнь ненужным вещам»

Посадка семян овощей «Огород на окне»

Рисование «Будь природе другом!»

Март

22 апреля – День Земли. Участие в познавательной экологической программе «Земля, она у нас одна! Она для жизни нам дана»

Выставка плакатов, рисунков на тему «Сохраним планету нашу»

Лепка из соленого теста «Голубая планета»

Апрель

Викторина «Сохраним природу вместе»

Конкурс рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!»

Высадка рассады на огород детского сада.

Акция с участием родителей «Посади дерево», посвященная «Всемирному дню посадки леса»

«Зеленая линейка» - отчетное мероприятие о проделанной работе, награждение детей и родителей, принявших активное участие в природоохранной работе, вступление в ряды Зеленого патруля новых воспитанников.

Май

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ

Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.


Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- Надо охранять и беречь природу.
- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.
- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
Например:
- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».
«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.
Почему она так ответила Вове?
- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
Что рассказал папа Серёже?

Занятие по экологии в старшей группе на тему:

«КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»

Задачи:
• Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
• Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.
Оборудование:
Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.
Содержание:

- Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).
- Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).
- В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.
- Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)


Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.
Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (лису)
(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)


А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
Что за зверь зимой холодной,
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что не зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)


Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы нападаем только на слабых и больных животных.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки,
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается.
(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)


Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо, серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)


Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.
Весь в колючках,
Ворчит, как, злючка
Чуть испугается,
В клубок свивается.
(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)


Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.

Игра «Лиса и зайцы»
Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Кто юркнул в дупло? (белка)
Кто спрятался в нору? (лиса)
Кто забрался под листья? (ёж)
Кто укрылся под кустом? (заяц)
Кто залёг в берлогу? (медведь)
Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?
(ответы детей)

Дидактическая игра экологического содержания

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:
• Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
• Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
• Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
• Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
• Развивать память, внимание, речь.
• Воспитывать любовь к природе родного края.
Варианты игры:
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
«Найди, кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Настольная игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.
Цель:
• Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.
• Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Цель:
• С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.

• Воспитывать любовь к птицам.
Покормить птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Беседа по содержанию стиха:
- Почему надо подкармливать птиц зимой?
- От чего птицам так тяжело приходится зимой?
- Чем бы вы стали подкармливать птиц?
- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?
- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:
• Расширять представления детей о растительном и животном мире.

• Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
• Развивать творческие способности, воображение.

• Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Материалы и инструменты:
Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о правилах поведения в природе.
Содержание деятельности:
1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.
2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».
Выставка рисунков.

Занятие по теме:" Зимовье зверей"

Тема: « Зимовье зверей».

Вид занятия: интегрированное.

Цель занятия: укрепление здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни.

Задачи:

· Познавательные:

- дать детям представления о жизни диких животных зимой. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

- закреплять знания детей о зиме и зимних явлениях

· Развивающие:

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать внимание, память, воображение;

- развивать любознательность, творческие способности

· Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

- воспитывать чувство любви к родной природе;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

- воспитывать бережное отношение к животным; аккуратность и усидчивость

Возраст воспитанников:5-6 лет старшая группа)

Оборудование:

- искусственные деревья для оформления зала, сугробы из ткани;

- проектор, слайды с зимними пейзажами, слайды с изображением диких животных, аудиозаписи мелодий для релаксации,

- Оборудование:

- Пеньки, игрушки: (заяц, белка), корзинка;

использование

мультимедийной презентации «Дикие животные»;

клей ПВА, кисточки, подставки для кисточек, клеенки, салфетки, кусочки ваты, шабло

- бумага для рисования, белая гуашь, влажные салфетки для вытирания рук;

Предшествующая работа:

- наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;

- беседы на тему «Зима»;

- разучивание подвижных игр; пальчиковых и дыхательных гимнастик;

- рассматривание репродукций с изображением зимних пейзажей;

- разгадывание загадок о диких животных, чтение художественной литературы.

Словарная работа:

Активизировать словарь: мягкая, пушистая, шерстка, дупло, берлога, нора.

Ход занятия:

Дети в группе стали в кружок-

Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, беленький снежок!

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, я вам скажу, всех мы вас приветствуем!

Звучит аудиозапись «Зимняя мелодия».

-Какая чудесная, мелодия! Что вам эта мелодия напоминает? О каком времени года? Правильно ребята - это ЗИМА.

Стали белыми дома,

И румяны лица.

Это зимушка – зима

В гости к нам стучится!

А вам нравится зима? -Я предлагаю совершить прогулку по зимнему лесу. Хотите отправиться вместе со мной? Тогда давайте собираться в дорогу.

Тактильная игра-массаж «Собираемся на прогулку»

Имитационно надеваем штаны, брюки, носки, - легкое поглаживание ног

Надеваем кофты, – поглаживание рук, живота.

Надеваем валенки, – поглаживание ног от пальцев до колена.

Надеваем шапки, – поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания.

Застегиваем пуговицы на пуховиках, – точечные движения от шеи до живота.

Завязываем шарф – имитация завязывания.

Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам»

Мы шагаем по сугробам – ходьба

Высоко поднимем ноги – ходьба.с высоким подниманием бедра.

Долго, долго мы шагаем – ходьба.

Наши ноженьки устали– ходьба.

Сейчас сядем отдохнём - присели

И опять гулять пойдём.

Вот мы и пришли в сказочный зимний лес.

Рассматривание «Зимних пейзажей»

Снег искрится, серебрится на солнышке. Какие сугробы большие. Какая елочка, какие снежинки. Как красиво в лесу зимой! Ребята, а скажите на что похож снег(ответ детей)

На вату, на мороженное- правильно.

Какое у вас настроение? Хорошее, весёлое.

Что вам хотелось бы сделать в зимнюю погоду? (Кататься с горки на санках, играть в снежки, валяться в снегу и т.д.)

А мне так хочется превратиться в снежинку и закружится на полянке. Вот и снежинки как будто нас услышали, давайте возьмём снежинки и будем вместе танцевать:

Ой! летят, летят снежинки

Белоснежные пушинки

Это Зимушка-зима

Все дороги замела

Все снежинки закружила

И на землю опустила

Положим все снежинки под елочку.

Прогулка у нас получилась какая? – весёлая, радостная. А настроение у нас каково? – ВО!!!!!! Давайте наше настроение передадим другим - дуем на ладошку!

А сейчас отгадайте загадку:

Снег на полях, лёд на реках

Ветер гуляет, когда это бывает?

(зимой)

(Спрашиваем у детей у каждого и все вместе повторяем- зима!)

Вот и к нам пришла зима

Опушила все дома

Уложила мишку спать

А сама пошла гулять.

Посмотрите в окно, к нам тоже пришла зима. Всё кругом белым- бело.

Что такое «белым - бело»? это снег (спросить у всех). Снег – а ласково как мы скажем снежок! Какие снежинки! Пушистые, резные, белые, блестящие, круглые, красивые.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка стоит,

Слева елка на нас глядит,

В небе снежинки кружатся,

Тихо, тихо на землю ложатся,

Сколько снега вокруг! Как он искрится на солнышке!

- Ребята, слышите, кто-то шуршит? Пойдемте, посмотрим. Ищем.

- Смотрите, так вот кто здесь шуршал.

- Кто это? (Белка)

- А чьи ушки торчат из-за пенька? (Зайчика)

- Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про зайчика и белочку.

- Жили в лесу друзья – белочка и зайчик. Летом они прыгали и играли на полянке, а когда наступила осень, белочка сплела из ивовых прутьев корзинку.

- Зачем тебе корзинка? – спросил зайчик.

- Это корзинка не простая, она моя помощница, - ответила белочка.

- Как это? Почему корзинка помощница – удивился зайчик и убежал веселиться со своими братишками – зайчишками, песни петь да играть.

- А вы, ребята, как думаете, почему корзинка помощница белочки? (Ответы детей)

- Белочка собирает желуди, шишки, орехи, грибы, она готовится к зиме, делает запасы. Осенью вся природа готовится к зиме: деревья, птицы, звери.

Ведь выпадет снег, заметет метель, и ничего не найдешь, ни орешка, ни грибочка, все белым бело.

- Скажите, куда белочка прячет свои запасы? (Ответы детей)

- В дупло.

- Скажите мне, белка и заяц, дикие или домашние животные? Где они живут? (ответы детей)

- А вы хотите узнать, как дикие животные приготовились к зиме?

- У меня есть волшебный сундучок, который таит в себе много интересного. Он то и поможет нам узнать о жизни животных.

Но открыть его можно только волшебными словами, вы мне поможете? Повторяйте за мной:

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка!

Раз-два-три-четыре-пять!

Можно крышку открывать!

Крышка открывается. (звучит музыка).

На экране появляется слайд «Белка».

- Смотрите, вот же наша знакомая белочка! Только почему –то у нее шерстка серого цвета, а была рыжая.

- Знаете, почему у белочки поменялся цвет шерстки? (ответы детей)

- Осенью белочка линяет. Рыжая шерстка выпадает, а на ее месте вырастает новая серая и теплая. Цвет шерстки она меняет для того, что бы ее трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть защищает от зимних морозов.

-Заберется белочка в дупло, укроется своим пушистым хвостиком и не страшны ей никакие холода.

Давайте поиграем с белочкой.

Солнце на работе -

Белочка в заботе.

На сучок – грибок,

Да еще грибок.

Сушит, старается –

Едой запасается.

Не подходи!

Зима впереди!

- Убежала белочка в дупло.

-Кто же это фырчит? Отгадайте загадку.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ответы детей)

Показ слайда « Еж».

- Почему ежик сердится? Мы наверно его разбудили!

В конце осени еж сворачивается в клубок и спит в теплой норке, устланной травой, листьями. Всю зиму он спит и запасов на зиму ему делать не надо, как белки. Но перед тем как залечь в спячку, еж осенью наедается, и у него под кожей накапливается жир. Поэтому он не голодает. Просыпается еж весной, когда станет тепло.

- Давайте мы ежа развеселим, чтобы он не сердился.

Пальчиковая гимнастика « Серый ежик».

Я колючий серый еж,

Длинные иголки.

Я тебя не уколю,

Я иголки уберу.

А когда придет лиса,

Покажу я их тогда.

- Убежал ежик в свою теплую норку спать. Ребята, а еще, какое животное спит зимой? ( Ответы детей)

- Медведь. А где он спит? (Ответы детей)

- Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.

- Медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)

- А почему он не делает никаких запасов? (Ответы детей)

- Правильно. Он с осени своей жир копил, много ел и много пил.

У него одна работа – крепко спать и весны ждать.

- А это кто?

Рыжая плутовка

Спряталась под елкой,

Зайца ждет хитрюга - та.

А зовут ее? (Лиса)

Показ слайда « Лиса».

- К зиме у лисы тоже вырастает теплая шерстка. Как вы думаете, она меняет свой цвет?

- Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она – хищник.

- А где дом у лисы? ( Ответы детей)

- Лиса живет в норе. Там спит, отдыхает, а затем охотится начинает. Хочет зайчика поймать, но его ей не догнать.

- Вот и заяц.

Показ слайда « Заяц».

- Как же зайчик приготовился к зиме? (Ответы детей)

- Ребята, зайцы меняют серую шерстку на белую и теплую.

- Зачем зайчик меняет цвет шерстки? ( Ответы детей)

- Чтобы прятаться от хищников: спрячется в сугробе, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок.

- Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Ответы детей)
- Зайцы не делают запасы на зиму. Поэтому, наш знакомый заяц и удивлялся, зачем белочки корзинка. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из - под снега достают корешки.

Вот так ребята готовятся к зиме «дикие животные».

- Сейчас мы закроем волшебный сундучок. Помогайте ребята.

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка!

Раз-два-три-четыре-пять!

Можно крышку закрывать!

Звучит музыка. Крышка закрывается.

(музыка: вьюга) Ребята, что это?

Зимой бывает такое явление как вьюга, вот посмотрите, как фотограф изобразил. Картина «Вьюга» - рассматриваем. Вьюга- это когда падает снег и дует ветер.(музыка: вьюга)

Давайте с вами изобразим вьюгу-

Вначале она начинается тихо, губки трубочкой сделали и на выдохе произносим звук «У». Хорошо!

А теперь давайте сильнее подуем - молодцы!

И заканчивается вьюга, тихо дуем.

Подул злой и сильный ветер и все снежные одеяло смахнул. Теперь наши деревья стоят голые, бедные деревья мерзнут, и корешки и веточки замерзают как же им холодно. Давайте им поможем, нарисуем снег, поможем деревьям.

И снежинки в ладошки ловлю.

Я зиму и снег и снежинки люблю.

Ну, где же снежинки? в ладошке вода

Куда же исчезли снежинки куда?

Растаяли хрупкие льдинки лучи,

Как видно ладошки мои горячи.

Давайте вернёмся в д.сад. Проверим, всё ли у нас готово для работы. (ватные палочки, белая гуашь, фон).

Рисунки кладем под елочку.

(музыка: зимняя мелодия).

Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Эколята-дошколята – друзья и защитники природы» (Формирование экологических представлений)

Цель: Обобщить знания детей о лесных жителях, обитателях рек, озер и водоемов. Закрепить правила поведения в лесу. Формировать гуманистическое отношение к природе.Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья...

Экологический проект в старшей группе «Эколята-дошколята»

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение ...

Экологический праздник в старшей группе«Посвящение в Эколята-дошколята - друзья и защитники природы»

Формирование экологической культуры у старших дошкольников , правил экологически-грамотного взаимодействия с окружающей средой, через сказочных героев "Эколят"....

Долгосрочный экологический проект в средней группе «Эколята – дошколята друзья и защитники природы»

Долгосрочный экологический проект «Эколята – дошколята друзья и защитники природы» Актуальность проекта: В современном мире проблемы экологического воспитания стали оч...

Сценарий экологического досуга для детей старшей группы «Эколята- дошколята- друзья и защитники природы»

Сценарий экологического досуга для детей  старшей  группы «Эколята- дошколята- друзья и защитники природы»...