Проектная деятельность как средство формирования творческих и познавательных способностей детей.
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сураева Ольга Борисовна

Правильно организованная проектная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях,впечатлениях,способствует воспитанию любознательности, успешности ребёнка,самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проектная деятельность46 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность  как средство формирования творческих и познавательных  способностей детей.

Проектная деятельность помогает развивать творческие способности детей,  способствует умению слушать, общаться, анализировать, помогает увидеть проблему с разных сторон, развивает воображение, память, речь, укрепляет связи между родителями, детьми и педагогами.

Китайская пословица гласит: «Расскажи  - и я забуду, покажи - и  я запомню, дай попробовать – я пойму». Ребёнок должен  сам творить, изобретать. Для этого в детском саду необходимо создать условия для развития проектной деятельности, т. е. уголки экспериментирования, планирование  на год, пополнение развивающей среды. Три составляющие проектной деятельности: 1) развитие у детей исследовательских умений и навыков,2) детская практика, 3)мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.  Правильно организованная проектная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях,  способствует воспитанию любознательности, успешности ребёнка,  самостоятельности.

На сегодняшний день возрастают требования к детям - первоклашкам. Новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребёнком. Необходимо формировать компетентную, социально адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Главным является, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к делу и формирование активной позиции у дошкольников. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможности для совершенствования. Дошкольнику необходимо самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские навыки. Педагогу нужно сформировать умения, сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности. Педагоги ищут новые пути развития творческого воображения и мышления детей. Сегодня в дошкольной науке отстаивается взгляд на ребёнка, как на саморазвивающую систему, что определяет усилия взрослых не на обучение определённым знаниям, а направляет их педагогические умения на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых,  способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и является технология  проектирования. Проектирование-это коллективная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Цель работы технологии - формирование творческой личности. Для достижения цели были определены задачи:

            способствовать развитию творческого мышления, любознательности, познавательных интересов к окружающей действительности;

             создать условия для свободного экспериментирования путём преобразования пространственной среды;

              создать условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности.

Метод проектов является одним из ведущих методов в организации образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС Д О.

Как педагогическая технология метод проектов это совокупность поисковых, проблемных, исследовательских методов, творческих по своей сути, т. е. в его основе лежит развитие познавательных интересов и познавательных действий ребёнка, через его включение в различные виды деятельности, охватывающие социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, физическое. Дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач, проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Использование в детском саду метода проектов позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

 Познавательный интерес - это отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, которое  характеризуется наличием интереса к поставленной задаче и её решением, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать на практике. Каждая ступень развития ребёнка имеет свои задачи познавательной деятельности.

2 младшая группа. Основная часть участия в проектах отводится родителям и педагогам. Например, творческие проекты «Масленица», «Зимние виды спорта», «Малыш и книга». В результате возникают детские праздники, конкурсы семейного дизайна.

Средняя группа. Дети принимают участие в исследовательских проектах «Огород на подоконнике», «Здоровое питание - здоровые дети», где сами экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде плакатов. Основными задачами по реализации проектов выступают: развитие познавательных способностей, умение наблюдать, описывать, систематизировать знания об окружающем мире, формируются элементарные представления и взаимосвязи в жизни,  в природе.

Старший возраст. Создаётся проблемная ситуация. Структура проектной деятельности: постановка проблемы, целеполагание (что нужно сделать для решения этой проблемы), выдвижение гипотез (сбор данных), анализ полученных результатов, формулирование выводов.

Формы работы: 1)совместно с педагогом, 2)познавательные занятия с элементами  экспериментирования, 3)опыты и фокусы, 4) долгосрочные наблюдения и эксперименты, 5) самостоятельная экспериментальная деятельность детей. Весь материал изучения разделён на части: живая природа, неживая природа, рукотворный мир, измерение.

 Как можно фиксировать результат деятельности:

  1. устный рассказ об увиденном, 2)сравнение, классификация, 3)фото,     4) зарисовка, схемы, макеты.  

Как оснастить уголок экспериментирования: подобрать разные виды бумаги, песок и землю, утиль - материал, энциклопедии,  дневники, фотоальбомы. Детям нравятся проекты. Например,  «Этот загадочный космос», «Новый год у ворот», «Наша Армия родная», «Моя мама». Продукты детской деятельности могут найти своё отражение в  макетах «Арктика», «Скотный двор», «Звери леса» (аппликация, лепка, конструирование).

 

Каковы принципы развития творческих способностей детей:

                принцип беглости мышления (мозговой штурм);

                принцип сотрудничества (выполнение задания в паре, в группе);

                принцип благоприятного климата (обязывает взрослого          поддерживать благоприятную среду);

                принцип неоцениваемой деятельности (право на ошибку).

Формирование интереса к исследованиям является главным фактором развития творческого потенциала личности. Предметно-развивающая среда, центры экспериментирования, оснащённость дидактическими играми, пособиями  групповой комнаты вызывает интерес у детей.  Необходимо разработать  с  детьми план безопасного поведения в уголке экспериментов. Разные формы детского экспериментирования  можно использовать  в разных видах деятельности: во время игр, на прогулке, в трудовой деятельности.

 На первом этапе педагог ставит проблему, намечает пути её решения, а само решение осуществляется детьми. Важно научить детей самостоятельно находить и подбирать нужный материал, оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, то есть развивать собственную творческую активность. Для достижения этих задач можно использовать наводящие вопросы: «Что для этого тебе надо?» «Расскажи, что будешь делать?» «Где можно взять данный предмет?». Уважительное отношение к детским высказываниям развивает в детях чувство защищённости. Помощь в формулировании отражении  в речи их действий и умозаключений, представление свободы выбора, перемещение в пространстве способствуют проявлению их творческой активности, самостоятельности, уверенности в себе.

На втором этапе обучения, педагог ставит проблему, а метод её решения дети ищут сами. Стоит задача научить детей разными способами находить решение проблемных задач.

На третьем этапе обучения, где постановка проблемы,  отыскивание метода и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно, приходится решать задачу как сделать,  чтобы ребёнок  старшего возраста смог самостоятельно пройти через все структурные компоненты проектной деятельности. Для этого можно использовать  карточки – символы, подсказывающие способы деятельности: презентация, помощь родителей, использование дневниковых записей с графическим описанием опытов.

Четвёртый этап - презентация.

Проекты классифицируются: творческие, информационные, игровые, исследовательские.

По составу участников  проекты бывают:  индивидуальные, групповые, фронтальные.

По срокам реализации: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Этапы проекта:

1)выбор цели; 2)разработка проекта;  3)выполнение;  4) подведение итогов.

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали  маленький философ.

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задаёт вопросов «почему?». С.Я.Маршак.

                                                          Подготовила  воспитатель МБДОУ№338

                                                                                                                 Сураева О.Б.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника

Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же хара...

"Проектная деятельность как средство формирования первичных экономических представлений у детей среднего дошкольного возраста"

Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Происходящие преобразования в обще...

«Применение нетрадиционных техник художественно – творческой деятельности как средство формирования творческих способностей детей дошкольников с ОНР».

Перспективный план работы по самообразованию на 2020 - 2021 г.г.Воспитатель Кондовая Юлия Сергеевна_группы № 4_МБДОУ «Детский сад № 68__Тема: «Применение нетрадиционных техник художественн...

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста....

Презентация опыта работы «Проектная деятельность как средство развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста

Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста – сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формиров...

Опыт работы на тему: Проектная деятельность как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Опыт работы на тему: Проектная деятельность как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста....

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

В наше время одним из приоритетных направлений в образовании является доступность образовательной среды для всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с огранич...