Методический материал "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Гильмутянова Юлия Валерьевна

Приложение к экологической акции  "Помоги зимующим птицам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное  образовательное учреждение  

детский сад №29 «Сказка»

 городского округа г.Нефекамск РБ

БЕСЕДЫ НА ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

http://tabin.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1515476839_bez-imeni-5.jpg

http://tabin.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1515476839_bez-imeni-5.jpg http://tabin.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1515476839_bez-imeni-5.jpg http://samdizajner.ru/wp-content/uploads/kormushka-11.jpg http://samdizajner.ru/wp-content/uploads/kormushka-11.jpg

http://tabin.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1515476839_bez-imeni-5.jpg http://greentown-development.ru/i/news/25073518_1937305096284345_1829765340922549140_o.jpg

                                                            Подготовили:

                                            воспитатели Гильмутянова Ю.В.,  Иванова С.Ф.

г.Нефтекамск,  2018г.

 1.Беседа «Почему птиц стало меньше?»

Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше , поэтому улетают туда, где ее много.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.

Кто это?

Какие они?

Они живые?

Что они едят?

Все птицы любят  есть жуков и мошек.

А как зовут эту птичку ( Показать картинку с изображением синицы)

Что она ест?

Много ли сейчас насекомых?

Зачем надо подкармливать птиц?

Стало холодно , насекомых нет будем подкармливать птиц крошками.

Какие птицы улетают?

Как их называют?

Почему они улетают?

Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых.

Почему синички , голубь, воробей, ворона остаются зимовать  с нами?

Так какие же птицы бывают?

2.Беседа«Синичка- гостья нашего двора»

Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.

Наглядный материал:

Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.

Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками.( показать модели).Кто это?

Дети: Синичка.

Воспитатель: А Мишка говорит, что это жук – он желтый и у него есть крылья. Давайте докажем , что это синичка.

Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва , а у птиц есть. Синичка- это птица.

Воспитатель: Что есть у птиц?

Дети отвечают.

Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике?

Дети отвечают.

Чем она питается?

Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.

Воспитатель .Так почему же синичка – птичка?

Дети отвечают.

3. «Перелетные птицы»

Цель: Продолжить знакомить с причиной отлета птиц.

Наглядный материал: Картинки с изображением гуся и лебедя.

Худ. слово: стихотворение об осени.

Воспитатель задает детям вопросы.

Вы знаете птиц?

Они тоже собрались улетать? Почему?

А чем они питаются?  (Воспитатель : эти птицы достают пищу клювом там, где мелко, и даже со дна. Стало холодно, рачки залезли в норки, травка стала вянуть. У птиц нет корма, они улетают. ( показать картинку). Летят они углом , ведет их вожак стаи, когда он улетает , его заменяет другая птица.

  Поспевает брусника.

  Стали дни холоднее,

  И от птичьего крика

Стало в сердце грустнее.

4.  Знакомство с воробьем.

Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.

Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.

Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?

Дети : нет.

Воспитатель: А кошка умеет прыгать?

Дети: Да.

Воспитатель: А летать?

Дети : нет.

Воспитатель: Так про кого я рассказала?

Дети : про воробья.

Воспитатель: Докажите птице, что это птица, а не кошка.

Дети отвечают

Воробей – это зверек такой?

Дети: воробей- птичка?

Воспитатель :

почему воробей – птичка?

что есть у птички? ( показать модель)

какого цвета грудка?

чем покрыто тело?

какого цвета перышки?

какого цвета шапочка?

что это?  ( показать клюв)

какой клюв?

зачем он нужен?

Что воробей клюет?

Зачем нужен хвост?

зачем воробью глазки?

Кто у него враги?

Могут ли птички прожить без еды?

Становится холодно. Улетают птицы ,, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?

Дети отвечают.

5.  Тема: «Кормушка. Наши пернатые друзья.»

Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

Наглядный материал: кормушки для птиц.

Воспитатель задает детям вопросы.

Что это?

Зачем нужна кормушка?

Для кого они нужны?

Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку,  посыпем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.

Что ест голубь, воробей, синичка?

Так зачем подкармливать птиц зимой?

Воспитатель : Кто-то прошел по снегу и оставил следы . Кто же здесь мог пройти? ( сравнивать по размеру следы медведя, волка, лисы, кошки, мыши, птицы). Хотите отправиться в лес?

Воспитатель читает детям рассказ . задает вопросы.

Чьи же это следы?

Кто чем пишет на снегу?

Почему остались следы?

Когда они пропадут?

  6. Тема  «Как птицы ведут себя зимой?»

Цель: уточнить и расширить знания о птицах.

Воспитатель задает вопросы детям :

Что девочки положили в кормушку?

Какие гости к нам прилетели?

Почему прилетели птицы?

Что за красные рубашки у снегирей?

Какую птицу вы видите в первый раз?

Могут ли птицы прожить без корма?

Так почему же надо о них заботиться?

7.  Тема  «Как птицы ведут себя зимой?»

Цель: уточнить и расширить знания о птицах.

Воспитатель задает вопросы детям :

Что девочки положили в кормушку?

Какие гости к нам прилетели?

Почему прилетели птицы?

Что за красные рубашки у снегирей?

Какую птицу вы видите в первый раз?

Могут ли птицы прожить без корма?

Так почему же надо о них заботиться?

8. Тема : «Пернатые друзья»

Цель: дополнить знания о птицах, помощи им зимой.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц у кормушки

Худ. слово: В Чаплиной  «Пернатые друзья»

Воспитатель читает детям рассказ , задет вопросы:

Могут ли птицы находить себе корм?

А почему же все птицы прилетают к нам?

Кто первый прилетает к кормушке?

Какие из птиц прилетают чаще всего? Почему?

Почему в морозные дни птиц надо кормить чаще?

9.Тема: «Помощь пернатым в зимнее время года»

Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.

Худ.слово. рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам».

Воспитатель читает детям рассказ , задает вопросы:

Куда вышли дети?

Для кого они несли зерно?

Куда они насыпали зерно? Зачем?

Почему прилетели птицы?

Кому насыпали семечки?

Птицы были рады?

Так почему же надо подкармливать птиц?

     

 Экспериментирование.

1.Тема: Исследование птичьего пера.

Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания  о птицах.

Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.

Воспитатель задает детям вопросы.

Кто это?

Что есть у птицы?

Чем покрыты ее тело и крылья?

Зачем ей нужны перья?

На что перья похожи?

Что вы можете сказать о пере?

2.Тема : «Рассматривание птичьих следов»

Цель: научить различать птичьи следы.

Наглядный материал: рисунки птичьих следов.

Воспитатель задает вопросы

Что это?

Кто их оставил?

Кто догадался?

Чьи это следы? А это?

Почему у воробья следы маленькие?

Почему тут следы кончились?



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное  образовательное учреждение  

детский сад №29 «Сказка»

 городского округа г.Нефекамск РБ

СТИХИ И ЗАГАДКИ

                                                                             Подготовили:

                                                        воспитатели Гильмутянова Ю.В.,  Иванова С.Ф.

г.Нефтекамск,  2018г.

 Вот птичка так птичка,

 Не дрозд, не синичка,

 Не лебедь, не утка

 И не козодой.

 Но эта вот птичка,

 Хоть и невеличка,

 Выводит птенцов

 Только лютой зимой.

 (Клёст)

 Красногрудый, чернокрылый,

 Любит зёрнышки клевать,

 С первым снегом на рябине

 Он появится опять.

 (Снегирь)

 Чернокрылый,

 Красногрудый

 И зимой найдет приют:

 Не боится он простуды

 - С первым снегом

 Тут как тут!

 (Снегирь)

 Зимой на ветках яблоки!

 Скорей их собери!

 И вдруг вспорхнули яблоки,

 Ведь это ...

 (Снегири)

 Птичка-невеличка

 Ножки имеет

 А ходить не умеет.

 Хочет сделать шажок

 - Получается прыжок.

 (Воробей)

 Найдешь её в своём дворе,

 Она на радость детворе.

 Ты обижать её не смей!

 Эта птичка - ...

 (Воробей)

 Маленький мальчишка

 В сером армячишке

 По дворам шныряет,

 Крохи подбирает,

 По ночам кочует

 - Коноплю ворует.

 (Воробей)

 Чик-чирик!

 К зёрнышкам прыг!

 Клюй, не робей!

 Кто это?

 (Воробей)

 Днём спит,

 Ночью летает,

 Прохожих пугает.

 (Филин)

 Трещала с самого утра:

 "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"

 А что пора?

 Какая с ней морока,

 Когда трещит ...

 (Сорока)

 Непоседа пёстрая,

 Птица длиннохвостая,

 Птица говорливая,

 Самая болтливая.

 Вещунья белобока,

 А зовут её ...

 (Cорока)

 Эта хищница болтлива,

 Воровата, суетлива,

 Стрекотунья белобока,

 А зовут её ...

 (Сорока)

 Вертится, стрекочет,

 Весь день хлопочет.

 (Сорока)

 Днём спит, ночью летает.

 (Сова)

 Всю ночь летает -

 Мышей добывает.

 А станет светло -

 Спать летит в дупло.

 (Сова)

 В лесу, под щебет,

 Звон и свист,

 Стучит лесной телеграфист:

 "Здорово, дрозд, приятель!"

 И ставит подпись ...

 (Дятел)

 Всё время стучит,

 Деревья долбит.

 Но их не калечит,

 А только лечит.

 (Дятел)

 Плотник острым долотом

 Строит дом с одним окном.

 (Дятел)

 Что за кузнецы в лесу куют?

 (Дятлы)

 Я по дереву стучу,

 Червячка добыть хочу,

 Хоть и скрылся под корой

 - Все равно он будет мой!

 (Дятел)

 Очень странный почтальон:

 Не маг и не волшебник он.

 Доставит письма и газеты,

 Несёт посылку на край света,

 Хранить умеет все секреты.

 Крылат и смел, и зорок он.

 Кто же этот почтальон?

 (Сова)

 Угадайте, что за птица

 Света яркого боится,

 Клюв крючком, глаз пятачком?

 (Сова)

 Не дровосек, не плотник,

 А первый в лесу работник.

 (Дятел)

 Кто в беретке ярко-красной,

 В черной курточке атласной?

 На меня он не глядит,

 Всё стучит, стучит, стучит.

 (Дятел)

 Хоть я не молоток -

 По дереву стучу:

 В нём каждый уголок

 Обследовать хочу.

 Хожу я в шапке красной

 И акробат прекрасный.

 (Дятел)

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Ответ: Аист

     

    * * *

Чик - чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Ответ: Воробей

    * * *

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Ответ: Воробей

    * * *

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!

Я бывалый ….

Ответ: Воробей

    * * *

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица.

Ответ: Воробей

    * * *

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

Ответ: Воробей

    * * *

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

По полям кочует,

Коноплю ворует.

Ответ: Воробей

    * * *

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат:

- Карр! Карр! Карр!

Ответ: Ворона

    * * *

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? ...

Ответ: Ворона

    * * *

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? …

Ответ: Ворона

    * * *

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

Ответ: Гнездо

    * * *

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

Ответ: Грач

    * * *

Черный, проворный,

Кричит "крак" -

Червякам враг.

Ответ: Грач

    * * *

Летом за пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит.

Ответ: Грач

    * * *

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица …

Ответ: Грач

    * * *

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам ...

Ответ: Грачи

Стихи по теме:

 На дворе морозище

 Градусов под сорок.

 Плачутся воробышки,

 Что весна не скоро.

 В. Звягина

        

 Воробышки игривые,

 Как детки сиротливые,

 Прижались у окна.

 Озябли пташки малые,

 Голодные, усталые,

 И жмутся поплотней.

 С. Есенин

 Чуть живой. Не чирикает даже.

 Замерзает совсем воробей.

 Н. Рубцов

 Вот ворона сидит на заборе.

 Все амбары давно на запоре.

 Все обозы прошли, все подводы,

 Наступила пора непогоды.

 Суетится она на заборе —

 Горе ей, настоящее горе!

 Ведь ни зернышка нет у вороны

 И от холода нет обороны.

 Н. Рубцов

 Голуби, голуби,

 Раз, два, три...

 Прилетели голуби-сизари.

 И. Токмакова

 Скачет шустрая синица,

 Ей на месте не сидится.

 Прыг-скок, прыг-скок,

 Завертелась как волчок.

 А. Барто

 Выбегай поскорей,

 Посмотри на снегирей!

 Прилетели, прилетели!

 Стайку встретили метели,

 А Мороз Красный Нос

 Им рябинки принес.

 А. Прокофьев

 Трудно птицам зимовать,

 Надо птицам помогать!

 Распилить я попросил

 Досочку еловую,

 Вместе с папой смастерил

 Птичкину столовую.

 А. Чепуров



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное  образовательное учреждение  

детский сад №29 «Сказка»

 городского округа г.Нефекамск РБ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КОРМУШЕК

http://tabin.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1515476839_bez-imeni-5.jpg

http://tabin.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1515476839_bez-imeni-5.jpg http://tabin.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1515476839_bez-imeni-5.jpg http://samdizajner.ru/wp-content/uploads/kormushka-11.jpg http://samdizajner.ru/wp-content/uploads/kormushka-11.jpg

http://tabin.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1515476839_bez-imeni-5.jpg http://greentown-development.ru/i/news/25073518_1937305096284345_1829765340922549140_o.jpg

                                                                             Подготовили:

                                                        воспитатели Гильмутянова Ю.В.,  Иванова С.Ф.

г.Нефтекамск,  2018г.

Кормушка в виде беседки.

 Предназначена для мелких лесных птиц, которые залетают в город, а также белок.

 Рекомендации по изготовлению:

 1. Четыре стойки, общей длиной 150 см скрепить снизу перекладинами по периметру.

 2. Две противоположные перекладины скрепить бруском или доской шириной 10 см. Этот брусок (доска) является подпоркой для крепления центрального столба.

 3. К столбу крепятся два яруса кормушек. Верхний ярус (в виде подноса с бортиком по периметру) расположен непосредственно под самой крышей и предназначен для мелких птиц.

 4. Ниже, на расстоянии 1/3 от верха расположена вторая кормушка для крупных птиц и белок. Она также сделана в виде подноса с бортиком по периметру.

 Четырехскатная крыша из подручного материала (некрашеные доски) защищает кормушку от дождя и снега.

 Рекомендации по установке: устанавливать под кронами деревьев.

 Материал с сайта http://www.apus.ru

 Кормушка в виде галереи для мелких лесных птиц.

 Рекомендации по изготовлению:

 1. Крыша и основание кормушки изготавливается из широкой доски или нескольких досок общей шириной 15-20 см, длиной 40 см.

 2. Крыша и основание скрепляется вертикальными стойками, изготовленными из подручного материала (доска или деревянные рейки). Ширина между стойками 30-35 мм, чтобы пропустить мелкую птичку.

 Рекомендации по установке: кормушка прикручивается к сучку дерева проволокой.

 Материал с сайта http://www.apus.ru

 Кормушка-домик.

Исполнение в подвесном виде.

 1. Сделать поддон из досок с небольшим бортиком из планок.

 2. Крыша двухскатная - скаты крыши рекомендуем изготовить из "вагонки". Верх и низ крыши приколотить гвоздями.

 3. Если используются доски, то доски скатов скрепить планками изнутри.

 4. Изготовить подвеску из нержавеющей проволоки, при помощи которой кормушка крепится к толстому суку дерева.

Исполнение "на столбе".

 1. К подвесной кормушке требуется изготовить опору-столб.

 2. К столбу приколотить поддон для крупного корма. Поддон изготовляется из двух досок, которые имеют вырезы под столб. Концы поддона окаймлены невысоким бортиком.

 Материал с сайта http://www.apus.ru

Комбинированная кормушка для мелких лесных птиц.

 Поворотная подставка, к которой жестко прикреплена литровая стеклянная банка для сыпучего корма. Сооружение дополнено доской-парусом и проволочными булавками, на которые нанизаны кусочки сала.

 Рекомендации по изготовлению:

 1. Изготовить поворотную подставку следующим образом. Взять доску толщиной 20 мм, шириной 10-15 см, длиной 40 см.

 2. Вырезать форму подставки в виде лопатки с ручкой длиной 15 см и шириной 4 см. На конце ручки сделать прорезь шириной 3-5 мм.

 3. Изготовить парус из фанеры толщиной 3-5 мм в виде эллипса, с диаметрами 10 и 20 см.

 4. Парус вставить в прорезь лопатки и закрепить при помощи гвоздя или шурупа.

 Рекомендации по сборке:

 1.На круглый шест диаметром не менее 30 мм, высотой 150 см установить подставку с парусом. Наметить в середине лопатки отверстие под гвоздь и высверлить его.

 2. Прикрепить гвоздем длиной 70-80 мм подставку с парусом, так чтобы она свободно вращалась вокруг своей оси. Рекомендуется смазать гвоздь смазкой или салом.

 3. Прикрепить банку при помощи широкого ремня, который удерживается при помощи гвоздей, вбитых в торец доски. Предварительно ремень намочить, чтобы при высыхании он плотно прилегал к банке.

 4. Укрепить самодельные булавки - одну на парусе, другую - на шесте.

 Материал с сайта http://www.apus.ru

Кормушка за окном.

 Кормушку следует изготовить из деревянных досок, обратив внимание на то, чтобы сооружение хорошо вентилировалось - в этом случае корм не будет плесневеть.

 Рекомендации по изготовлению:

 1. Из двух досок изготовить покатую крышу под углом 30 градусов. Со стороны окна доски не устанавливаются, чтобы видеть, как птицы клюют корм. Желательно стенку кормушки, обращенную к улице, изготовить из сетки.

 2. Основание кормушки изготовить из доски меньшей ширины, чем боковые стенки кормушки, чтобы птицы могли залететь в нее. Таким образом, птицы проникают в кормушку снизу.

 3. Данная конструкция защищает корм от дождя, снега и ветра.

 4. Длина кормушки зависит от ширины окна.

 5. Кормушка крепится по краям оконной рамы на двух петлях.

 Материал с сайта http://www.apus.ru

Кормушка из бутылки.

 Описание сборки кормушки.

 1. Вырезать 2 подходящие ленты из жести, шириной 2 см.

 2. Закрепить молочную бутылку в двух местах (см. рисунок).

 3. Стол-основание с бортиком из жести крепить на расстоянии 3-4 см от конца горлышка бутылки.

 Установка:

 Кормушка крепится на сухом дереве или столбе с таким расчетом, чтобы сухой корм (овес, семечки, или смесь их) мог свободно высыпаться на поддон до тех пор, пока горка корма на поддоне не перекрывала отверстие бутылки, препятствуя выходу корма.

 Закладка корма:

 Вынуть бутылку из жестяных направляющих, засыпать корм не менее 2/3 бутылки. Затем перевернуть ее горлышком вниз и, закрывая отверстие (чтобы не высыпался корм), вставить в направляющие их жести.

 Материал с сайта http://www.apus.ru

Кормушка за окном.

 Конструкция изготовлена из кедра и представляет собой столовую для птиц, прилетающих к окну. Семечки засыпаются в верхнее отверстие пластикового колпака, откуда постепенно сыплются снизу. Крыша служит одновременно и крышкой колпаку, она легко снимается во время чистки кормушки и для засыпания корма.

 

 Птичья кормушка с защитой от белок.

 Колпак из плексигласа предохраняет кормушку для лесных птиц от белок. Сама кормушка представляет собой столб из плексигласа, куда засыпается корм, его высота 47,5 см, имеется три кормовые отверстия, к которым подведены металлические жердочки (верхнее и среднее) или выступающий бордюр по основанию (нижнее). Сооружение прочное и долговечное



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное  образовательное учреждение  

детский сад №29 «Сказка»

 городского округа г.Нефекамск РБ

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ

ЗА ЗИМУЮЩИМИ ПТИЦАМИ

http://tabin.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1515476839_bez-imeni-5.jpg

http://tabin.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1515476839_bez-imeni-5.jpg http://tabin.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1515476839_bez-imeni-5.jpg http://samdizajner.ru/wp-content/uploads/kormushka-11.jpg http://samdizajner.ru/wp-content/uploads/kormushka-11.jpg

http://tabin.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1515476839_bez-imeni-5.jpg http://greentown-development.ru/i/news/25073518_1937305096284345_1829765340922549140_o.jpg

                                                           Подготовили:

                                          воспитатели Гильмутянова Ю.В.,  Иванова С.Ф.

г.Нефтекамск,  2018г.         

 

Цель: продолжить знакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сороки, синицы), закрепить название знакомых птиц.

Методические приёмы:

Чтение “Сорока, сорока, где была? Далёко …”

Рассматривание сороки (внешний вид, как передвигается, чем питается, как кричит-стрекочет (тр-р-р).

Почему сороку называют белобокой?

Словесная игра “Придумай словечко” (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т.д.)

Звучит

“Ты сорока-белобока,

Зря не прыгай, не летай,

Строить домик помогай”

Вспомнить названия другой, прилетевшей птички - воробей:

Как узнали? (Маленький, шустрый, коричневого цвета, клюёт хлебные крошки и зёрна).

Игра “Кто как кричит?”. 1 ч.-воробей, 2 ч.-сороки, 3 ч.-дети. Дети кормят птиц, подражают движениям воробьёв, сорок, чирикают, а потом каждый ребёнок изображает свою птичку.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою,

-Чик-чирик!

Зимой чуть жив! Чуть жив!

Весной - жив-жив!

Три разные сестрицы

Цель: учить сравнивать и различать птиц по внешнему виду: галку, сороку, ворону. Расширять представление об особенностях питания этих птиц зимой. Развивать умение различать следы на снегу.

Методические приёмы:

Беседа:

Где чаще всего можно увидеть этих птиц на участке?

Почему они чаще всего бывают на хозяйственном дворе?

Чем питаются галка, ворона, сорока? (Они всеядные).

Как кричат эти птицы?

Подражание их голосам (сорока - стрекочет, галка - галь-галь, ворона - харч, харч).

Описание птиц.

Как отличить галку от вороны?

Чем сорока отличается от галки и вороны?

Поисковое задание.

Рассмотреть следы птиц на снегу и определить, чьи они.

Последующая работа.

Рисование птиц или раскрашивание контуров этих птиц.

Наблюдение за синичками

Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Методические приёмы:

Загадка:

Ты с модницей этой конечно знаком.

Вертушке на месте никак не сидится

Всё хвастает синим своим сюртучком

И шапочкой чёрной гордится (синица).

Рассматривание внешнего вида:

Какого цвета спинки, грудки, головки?

Одинаковые ли все они по размеру?

Каков клювик? Как поёт?

Скинь кафтан,

Скинь, скинь, скинь.

Рван кафтанчик

Скинь, скинь, скинь.

Одинаковы ли все синички? В чём их отличие?

Поисковое задание.

Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала.

Определить, что любят синички.

Как ведёт себя во время питания?

Наблюдение за дятлом через “Волшебное окно”

Цель: познакомить детей с новой птицей - дятлом: учить узнавать его по внешнему виду, по звукам, которые он издаёт. Дать знания о питании этой красивой птицы и её месте обитания. Воспитывать уважение за пользу, которую она приносит.

Методические приёмы:

Включение грамзаписи: стук дятла в лесу и другие голоса птиц.

Какие звуки вам незнакомы?

Как вы думаете, кто это может так стучать?

А теперь давайте посмотрим с вами в наше волшебное окно и увидим эту птицу.

Рассматривание дятла, его внешнего вида. Как можно отличить дятла от других птиц? Какой клюв у дятла? Как он сидит на дереве? Как передвигается? Что ел дятел на кормушке? Почему дятла называют лесным доктором?

Д/и “Накормим птиц”.

Фотографирование птицы и последующее рассматривание фотографии.

Наблюдение поползня

Цель: познакомить с поползнем, особенностями окраски, способом передвижения, способом её питания. Закрепить названия знакомых птиц, их питание. Воспитывать заботу о птицах.

Методические приёмы:

Рассматривание картины:

Назовите всех знакомых вам птиц.

Как вы их узнали?

Чем питаются эти птицы?

Как они по-разному ведут себя во время еды?

Составление описательного рассказа об одной из птиц или обо всех, которые прилетели на кормушку.

Какая новая птица появилась на участке?

Рассказ воспитателя о поползне. Его название связано с манерой передвигаться по стволу дерева - вниз головой, как будто ползёт. Берёт в клюв не одно семечко, а несколько. Ещё он питается зерном.

Моделирование “Угадай птичку”.

Использование художественного слова детьми о своей птичке.

Цикл занятия

"Птицы к югу полетели"

Цель: расширять представления о птицах, показать связь способа питания со строением клюва и сезонной жизнью птиц; воспитывать желание заботиться о птицах.

Методические приёмы:

Вспомнить сказку “Лягушка-путешественница”.

Беседа:

Зачем птицы осенью улетают в тёплые края?

Как называются такие птицы? (Перелётные).

Почему не все птицы улетают на юг?

Кого вы знаете, кто остаётся зимовать?

Как называются такие птицы? (Зимующие).

Логическая цепочка “Отлёт птиц”. Использовать картинки. (Завяли цветы, попрятались насекомые, улетели птицы.)

Д/и “Птицы на кормушке”. Выбрать среди множества птиц тех, кто прилетает к кормушке, что ест каждый из них? Рассматриваем строение клювика. Вывод: от того, какой клюв у птицы, зависит то, чем она питается.

Экологические круги: на классификацию (перелётные - зимующие).

Изготовление кормушек из шишек. Дети выбирают любую шишку и под чешую вставляют кусочки сала.

Чтение стихотворения Яшина “Покормите птиц зимой”.

Последующая работа.

Консультация для родителей “Типы кормушек”.

Заготовка корма.

Изготовление кормушек из шишек, бросового материала и др.

Птицы зимой

Цель: познакомить с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем питаются), с трудностями добывания корма; вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время.

Методические приёмы:

Беседа:

Почему многие из птиц улетают на юг?

Какие птицы остаются у нас? (Вороны, воробьи, сороки, синички).

Как их можно назвать? (Зимующие).

Почему они остаются зимовать?

Просмотр кадров диафильма “Кто как зимует?”

Д/и “Кто прилетел к нам на кормушку”. Описание внешнего вида, приговорки-подражания.

Кого чем накормим?

Чтение рассказа Скребицкого “Зимние гости”.

Где зимой птицы могут добыть себе еду?

Последующая работа.

Изготовление “пирога” для птиц.

Рисование птиц.

Чтение рассказов Сладкова “Синичкин запас”, “Осень на пороге”.

Покормите птиц зимой

Цель: углубить знания о жизни птиц в зимний период, вызвать сочувствие к птицам и желание помогать им.

Методические приёмы:

Игровая ситуация “Посмотрим в наше волшебное окно”.

Почему так много птиц прилетело к нашим кормушкам?

Назовите птиц.

Как вы их различаете?

Д/и “Кто к нам прилетел на кормушку?” Среди разных птиц дети выбирают тех, которые прилетели к кормушке. Один описывает птицу, другой - её угадывает, третий называет корм, который она ест.

Звукоподражания голосам птиц. Сорока - стрекочет, галка - галь-галь, ворона - харч, харч и др.

Чтение приговорок: “Тук! Тук! Слышен стук.Фырр - фырр, восемь дыр.Тр -р-р!” (Дятел).

Психологическая ситуация: “Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирём и т.д.), то что бы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?”

Чтение стихов о птицах.

Последующая работа.

Рисование “Птицы на кормушке”.

Чтение сказки Никонова “Кузина жизнь”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе. "Зимующие птицы"

Слайд 2

Ход занятия 1. Организационный момент. 2.Рассматривание иллюстраций. 3.Художественное слово. 4.Физ. минутка. 5.Дидактические игры. 6.Творческая деятельность. 7. Итог занятия.

Слайд 3

Верст не считала, По дорогам не езжала, За морем бывала. Угадай загадку

Слайд 4

Птицы нашего края

Слайд 5

Зарумянились Кустарники Не от утренней зари. Это красные фонарики Засветились снегири . Зимующие птицы

Слайд 6

Снег всю землю Покрывает. Воробьи не унывают: Стайкой весело снуют, Всё, что встретится, Клюют. Зимующие птицы

Слайд 7

ЛЕТЕЛИ ТРИ ВОРОНЫ ЧЕРНЫ, ПЕСТРОГОЛОВЫ. Зимующие птицы

Слайд 8

В синей шапочке из Ситца Прилетела к нам Синица . Зимующие птицы

Слайд 9

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Слайд 10

Где живут птицы?

Слайд 11

Какую пользу приносят птицы?

Слайд 12

Птицы и птенчики У вороны… У воробья… У галки… У совы…

Слайд 13

Перелетные Сопоставь. Зимующие

Слайд 14

Физкультминутка Вот под ёлочкой зелёной Скачут весело вороны, Кар - кар - кар. Целый день они летали, Спать ребятам не давали, Кар - кар - кар. Только к ночи умолкают, Вместе с нами засыпают, Ш - ш - ш.

Слайд 15

Кто лишний?

Слайд 16

Покорми птиц

Слайд 17

"Научим Мишу рассказывать о птицах"

Слайд 18

Что перепутал художник?

Слайд 19

Аппликация "Птички"

Слайд 20

Итог занятия 1.О ком мы беседовали? 2.Каких вы знаете зимующих птиц? 3.Как птицы живут зимой? 4.Как нужно помогать птицам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Птицы - верные друзья"

Учебно-методическое пособие "Птицы - верные друзья" спосособствуют развитию у детей знаний об окружающем мире,   о птицах, обитающих в регионе, об их внешнем виде, повадках. Способствует раз...

Собственная методическая разработка "Птицы зимующие и перелётные"

Конспект открытого урока по дифференциации звуков Р-Рь....

Методический материал "Птицы - наши друзья"

Птицы являются неотъемлемой частью нашей природы. Они окружают людей, а поэтому будет интересно узнать факты о птицах. Кукушки, орлы, канарейки – каждая из этих птиц заманчива по-своему. Интерес...

Методический материал "Птицы - наши друзья"

Птицы являются неотъемлемой частью нашей природы. Они окружают людей, а поэтому будет интересно узнать факты о птицах. Кукушки, орлы, канарейки – каждая из этих птиц заманчива по-своему. Интерес...

Методическая разработка "Птицы весной"

Методическая разработка к проекту "Птицы весной"Классификация проектаПо тематике: информационно - исследовательский .Состав участников: дети старшей «Б» группы, родители, воспита...

Методическая разработка "Птицы - наши друзья"

Конспект НОД с использованием интерактивных технологий....

Методическая разработка "ПТИЦЫ ЗИМОЙ"

Цель:-закреплять знания о зимующих и перелетных птицах-воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.Ход: Звучит музыка «Времена года» П.И. ...