Паспорт проекта "Как встречают Новый год"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Тихонова Алена Петровна

Паспорт проекта "Как встречают Новый год"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_vstrechayut_novyy_god.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт  проекта «Как встречают Новый год»

Название проекта: «Как встречают Новый год»

Срок реализации проекта: 25 ноября - декабрь 2013 года

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность:  Новый год  - любимый праздник взрослых и детей. 31 декабря мы провожаем старый год, и в полночь для нас начинается новый. Чудесные превращения, игры, новогодние костюмы, хороводы вокруг ёлки! И конечно, все мы в этот день ждём подарки от Деда Мороза и Снегурочки.

        Во время подготовки к новогоднему утреннику у детей возник вопрос: «Почему в некоторых мультфильмах подарки детям приносит Санта Клаус, а не Дед Мороз, и кто приносит подарки в других странах?». Воспитатель не стала торопиться с ответом и предложила детям подумать, как узнать нужную информацию. Так появилась идея создания проекта «Как встречают Новый год».

Методологическая база проекта: 

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2.Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

3.Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

 

Цель: формирование у воспитанников ценностного отношения к культуре народов разных стран, их традициям и обычаям.    

Задачи:                                                                                                                

1. Формировать у детей познавательный интерес к культуре русского народа и народов разных стран.                                                     

2. Систематизировать представления воспитанников о новогоднем празднике в  России.                                                                                             

3. Познакомить детей с новогодними традициями, обычаями разных народов.                                                                                                                4. Развивать коммуникативные навыки детей: обогащать тематический словарный запас детей, развивать связную речь.                                        

5. Вовлечь родителей в совместную работу в рамках данного проекта 

6. Повысить творческую активность педагогов.                                                                                                              7. Воспитывать уважительное отношение к новогодним традициям разных народов.                                                                

Вид проекта: информационно-творческий, групповой, детско-взрослый, среднесрочный.

Участники проекта: дети группы старшего дошкольного возраста № 2, родители воспитанников, воспитатели Тихонова А. П., Степанова О. А., музыкальный руководитель Рафикова И. В., учитель-логопед Бородина Г. М.

  

Этапы работы над проектом:

I Этап – подготовительный:  

– разработка плана реализации проекта;                                                    

– изучение познавательной и методической литературы о народных новогодних традициях;                                                                        

– подбор стихов, загадок, сказок, рассказов о праздновании нового года в России;                                                

 – сбор информации о новогодних традициях, обычаях народов разных стран;                                                                                                                   – подбор  открыток, иллюстраций и фотографий для альбома;    

         

II Этап – организационно-практический (основной):

Работа с родителями:

1. Информационное письмо о запуске проекта «Как встречают Новый год» (Приложение 1);                                        

2. Консультация «Проектная деятельность в детском саду и семье»;                                                                           3. Тематическая выставка «Интересные проекты»;

4. Сбор материала (фотографии, картинки, открытки, иллюстрации, о праздновании Нового года) для создания альбома «Новый год в разных странах»;      

5. Включение родителей в поиск необходимой детям информации о новогодних традициях, обычаях народов разных стран (Приложение 2);    

6. Оформление выставки семейных фотографий детей группы «Наш семейный Новый год»;                                                          

7. Мастер-класс для родителей «Новогодняя игрушка своими руками» (Приложение 3);

8. Совместная художественно-продуктивная деятельность детей и родителей (коллажи, рисунки и аппликации  и т. д.) (Приложение 4);                                                              9. Подбор художественной литературы по теме (Приложение 5);  

10. Разучивание и чтение новогодних стихотворений с детьми;                                        

11. Проведение выставки поделок «К нам приходит Новый год» (Приложение 6);

12. Буклет «Безопасный Новый год» (Приложение 7);

13. Консультация «Как оформить дом к Новому году» (Приложение 8)

Работа с детьми:

1. Экскурсии, целевые прогулки по празднично украшенному детскому саду, улицам города;                                                            

2. Знакомство с традициями новогоднего праздника в России;            

3. Знакомство с традициями новогоднего праздника в разных странах;

4. Беседы, чтение энциклопедий, художественной литературы о Новом годе, ёлке, Дедах Морозах разных стран;                                                                                                    5. Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах, просмотр презентаций о праздновании Нового года;              

6. Проведение непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Снегурочка», ФЦКМ «Новый год у ворот», «Зимний праздник Новый год на Руси», коммуникации «Новогодний наряд для ёлки» (Приложение 9);                                                          

7. Составление описательных, повествовательных рассказов из личного опыта, рассказов-сравнений, рассказов-рассуждений, творческих рассказов о  новогоднем празднике (Приложение 10);                                                      

8. Домашнее задание «Как встречают Новый год»  (беседы с родителями, рассматривание семейных фотографий, семейные прогулки к городской ёлке, посещение новогодних утренников, изготовление ёлочных игрушек);                                                                       9. Сюжетно-ролевые игры «Семья. Новый год», «Мастерская Деда Мороза»;                                                                          10. Работа с системным оператором «Ёлка»;

11. Художественно-продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликации по теме, коллаж «Новый год в России»;  

12. Подвижные игры (Приложение 11);

13. Физминутки, пальчиковая гимнастика (Приложение 12);                                                                                      13. Разучивание песен к Новогоднему утреннику, постановка танцев;        

14. Привлечение воспитанников к украшению группы к Новому году.

                                                                                   

Оснащение предметно-развивающей среды:

– выставка художественной и познавательной литературы по  теме «Новый год»;                                                                            

– выставка совместных работ детей и родителей;          

– выставка детского изобразительного творчества по теме «Новый год»;                                                                            – фотовыставка  «Наш семейный Новый год»;                                                       – альбом с семейными фотографиями детей группы «Новогодняя сказка».    

III Этап - заключительный:                                                                                                        – систематизация материалов;

– оформление альбома «Новый год в разных странах»;

– создание книги «Как мы встречаем Новый год» (Приложение 13);

– оформление альбома декоративно-прикладного творчества детей и родителей «Новогодняя галерея»;

 – новогодний утренник «Зимняя сказка» (Приложение 14).  

Предполагаемые результаты:

– повышение интереса дошкольников к истории, традициям родной страны;  

– расширение и систематизация знаний детей о праздновании Нового года в России;                                                            

– обогащение представлений воспитанников о новогодних традициях, обычаях разных народов;                                                                                                              – вовлечение родителей в жизнь детского сада и группы в частности;                                                                                    – повышение уровня информированности родителей о деятельности МБДОУ;                                                                   – улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми.  

                                                                                             

 Продукт проекта:

Альбом «Новый год в разных странах»

Книга «Как мы встречаем Новый год»

Альбом декоративно-прикладного творчества детей и родителей «Новогодняя галерея»

 Форма проведения итогового мероприятия: новогодний утренник

 Словарный запас по теме:

Названия: Дед Мороз, Снегурочка, Санта Клаус, сани, олени, подарки, мешок, посох, борода, шуба, декабрь, хоровод, снег, снежинки, узоры, ёлка, шары, сосульки, ночь, гирлянда, страна, валенки, внучка, фейерверк, салют, поздравление, открытка, петарда, хлопушка, терем, мишура, костюм, маска, парад, карнавал, огни, чудеса, веселье, свечи, камин, пирог, гости, фея, письмо, песня, танец, гирлянда, маскарад, конфетти, серпантин, праздник, бусы, звезда, сюрприз, сладости, фонарь, блёстки.

Признаки: блестящий, сверкающий, теплая, добрый, волшебный, нарядная, ёлочная, новогодний, расписной, хрустальный, карнавальный, яркий, вкусный, сладкий, долгожданный, сказочный, цветной, расписной, весёлый, любимый, золотой, серебряный, праздничный.

Действия: летит, морозит, скрипит, блестит, сверкает, дарит, поздравляет, ожидать, загадывать, желать, зажигать, верить, петь, танцевать, читать, водить, спешит, торопится, горит, украшать, встречать, праздновать, звенеть, наряжать.

                                 

  План работы по реализации проекта

Области интеграции

Формы работы с детьми

Форма работы с родителями

Сроки

Познание

Разговор-беседа о  встрече Нового года

Тематическая выставка «Интересные проекты»

4 неделя ноября

Физкультура

Игровое упражнение «Достань снежинку»,

П/и «Снежная королева»

Советы родителям «Подвижные игры с детьми на улице зимой»

4 неделя ноября

Коммуникация

 Разговор-беседа «Кто приносит новогодние  подарки?»

 Информационное письмо о запуске проекта «Как встречают Новый год»

4 неделя ноября

Познание

Беседа «Откуда ёлка в гости пришла»

Консультация «Проектная деятельность в саду и семье»

4 неделя ноября

Чтение художественной литературы

И. Черницкая «Кто такой Дед Мороз»,  

Загадки о ёлке, Новом годе, Деде Морозе, Снегурочке,  

 Э. Мошковская «Какие бывают подарки»,

Н. Архипов «Белый дед»,

Русские календарные обрядовые песни «Коляда»,  

В. Одоевский «Мороз Иванович»,  

М. Михайлов «Два Мороза»,  

Е. Ильина «Наша ёлка»,                                              В. Сутеев «Ёлка», русская народная сказка «Снегурочка»,                                       А.  Прейсен  «Весёлый Новый год»,

Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку»,

 А. Барто «В защиту Деда Мороза», «В каждом доме много света»,

А. Усачев «Выбрал папа елочку», «Откуда приходит Новый год»,

В. Берестов «Елочный шар»,  

 З. Александрова «Дед Мороз»,

К. Чуковский  «Елка»,

Т. Гусарова «Про Снегурочку», 

А. Твардовский «Новый год»,

З. Орлова «Скоро Новый год»,

К. Даян «Ёлка»,

Н. Филимонова «Стихи про ёлку»,

Л. Яковлев «Какого цвета Новый год»,

С. Маршак «Декабрь»,

Р. Кудашева «Зимняя песенка»,

Т. Шорыгина «Наша ёлочка»,

Е. Трутнева  «Новый год», «Ёлка»,

В. Степанов «Новогодняя ночь»,

С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз»,

Т. Волгина «Что такое Новый год?»,

С. Козлов «Как Ослик, Ёжик и Медвежонок встречали Новый год»,

О. Афанасьева «Сказка про Новый год на Руси»

Выставка книг о Новом годе, рождестве

Чтение художественной литературы о  Новом годе, ёлке, Деде Морозе и Снегурочке

4 неделя ноября – декабрь

Социализация

Ситуация общения «Зачем дарить подарки»

Правила для взрослых и детей: «Как дарить и принимать подарки»

4 неделя ноября

Здоровье

Пальчиковые игры «Наряжаем ёлку», «Новогодний праздник», «Ёлочка», «Подарки», «На ёлке»

Буклет «Наступили холода»

4 неделя ноября

Музыка

Разучивание песен, постановка танцев

 

Слушание новогодних песен

 4 неделя ноября – декабрь

Познание

Беседы «Где живёт Дед Мороз», «Снегурочка – внучка Деда Мороза»

Просмотр мультфильмов «Дед Мороз и лето», «Дед Мороз и Серый волк», «Как Ёжик и Медвежонок встречали Новый год»

4 неделя

ноября

Коммуникация

Ситуация общения «Письмо Деду Морозу»

Рекомендации родителям по составлению письма Деду Морозу

4 неделя

ноября

Познание

Системный оператор «Ёлка»

Рекомендации по работе с системным оператором

1 неделя

декабря

Социализация

Драматизация сказки «Морозко»

Беседа родителей с детьми «Как я в детстве встречал(а) Новый год»

1 неделя

декабря

 

Физкультура

П/и «Снежинки»,

Белорусская народная игра «Дед Мороз»

Буклет «Зимние забавы»

1 неделя декабря

Коммуникация

Речевая ситуация «Как звери ёлку украшали»

Разговор-беседа «Чем украсим нашу ёлку»

1 неделя

декабря

Труд  

Трудовое поручение «Укроем ёлочку снежком»

Окапывание снегом деревьев на участке

1 неделя

декабря

Познание

Конструирование «Терем для Деда Мороза»

Рассматривание семейных фотографий с новогодних праздников

1 неделя

декабря

Безопасность

Беседа «Как правильно украшать ёлку»

Памятка  «Безопасное поведение на катке, горке»

1 неделя

декабря

Коммуникация

Д/и «Подбери игрушки на ёлку», «Кто пришёл на ёлку?», «Новогодняя ёлка»

Разговор-беседа «Что бывает в Новый год»

1 неделя

декабря

Художественное творчество

Аппликация из шерстяных ниток «Новогодняя ёлка»

Совместные рисунки с детьми на тему «Новый год»  

1 неделя

декабря

Коммуникация

Беседа «Какие бывают Деды Морозы»

Чтение энциклопедий о новогоднем празднике и Дедах Морозах разных стран

1 неделя

декабря

Познание

НОД по формированию ФЦКМ «Новый год у ворот»

Семейные прогулки по украшенному к празднику городу, в ледовый городок.

2 неделя

декабря

Физкультура

П/ и «Полёт снежинок»,

Русская народная игра «Снежная баба»

Консультация «Зимняя прогулка»

2 неделя  декабря

Художественное творчество

Рисование «Снегурочка»

Мастер-класс для родителей «Новогодняя игрушка своими руками»

2 неделя

декабря

Коммуникация

Д/и «В названии каких ёлочных игрушек живёт звук», «Подбери слово», «Что растёт на ёлке»

Разучивание стихотворений к новогоднему утреннику

 

2 неделя

декабря

Труд

Изготовление гирлянд и игрушек для новогоднего праздника

Изготовление ёлочных игрушек

2 неделя

декабря

Познание

Целевая прогулка по празднично украшенному детскому саду

Семейные прогулки к городской ёлке

2 неделя

декабря

Физкультура

Зимние забавы «Снежная карусель»,

«Кто первый?» (на санках), «Пробеги, не задень»

Консультация «Как научить ребёнка кататься на коньках»

2 неделя

декабря

Социализация

Сюжетно-ролевая игра  «Мастерская Деда Мороза

Подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Семья. Встреча Нового года»

2 неделя

декабря

Познание

Нод по ФЦКМ «Зимний праздник Новый год на Руси»

Фотовыставка «Наш семейный Новый год»

2 неделя

декабря

Музыка

Игры с музыкальными инструментами «Новогодние колокольчики»

Повторение песен к новогоднему утреннику

2 неделя

декабря

Художественное творчество

Аппликация. Коллаж «Новый год в России»

Коллаж «Новый год в разных странах»

3 неделя

декабря

Коммуникация

НОД «»Новогодний наряд для ёлки»

Рассматривание украшенной ёлки, описание ёлочных игрушек

3 неделя

декабря

Познание

Презентация «Как встречают Новый год в разных странах»

  Создание альбома «Новый год в разных странах»

3 неделя

декабря

Художественное творчество

Лепка из глины «Снегурочка»

Выставка поделок «К нам приходит Новый год»

3 неделя

декабря

Труд

Ручной труд «Снежинки»  

Оформление новогодней ели в группе, семье

3 неделя

декабря

Физкультура

П/и «Два Мороза»,

П/и «Снег – метель –вьюга»

Семейные прогулки в ледовый городок

3 неделя

декабря

Познание

Рассказ воспитателя «История новогодней открытки»

Рассматривание новогодних открыток

3 неделя

декабря

Художественное творчество

Аппликация «Сапожок для подарков»

Консультация «Как оформить дом к Новому году»

3 неделя

декабря

Здоровье

Физминутки «Новый год», «Вьюга», «Ёлка», «Снежинки»,

«Новый год»

Рекомендации для родителей «Режим дня ребёнка в выходные и праздничные дни»

3 неделя

декабря

Познание

Опыт «Разноцветные льдинки»

Украшение живой ёлки на участке группы

3 неделя

декабря

Социализация

Сюжетно-ролевая игра «Семья. Встреча Нового года»

Консультация «Новогодние подарки»

4 неделя

декабря

Художественное творчество

Рисование «И вот она нарядная на праздник к нам пришла

Оформление выставки рисунков «Новый год»

4 неделя

декабря

Познание

Беседа об открытках, их назначении и различных способах изготовления

Оформление открыток для родственников, друзей, педагогов детского сада

4 неделя

декабря

Труд

Оформление открыток для сотрудников детского сада

Выставка новогодних открыток

4 неделя

декабря

Физкультура

П/и «Метелица», «Ловишки-ёлочки», игра малой подвижности «Заморожу»

Семейные подвижные игры, игры-забавы на улице

4 неделя

декабря

Социализация

Этюд «Украсим ёлку», «Получение новогодних подарков»

Памятка «Как вести себя на детском утреннике»

4 неделя

декабря

Здоровье

Обсуждение ситуации «Почему у Вовы болел живот после праздника»

Беседа «Как с пользой провести новогодние праздники»

4 неделя

декабря

Безопасность  

Разговор-беседа «Праздник без неприятностей», обсуждение возможных ситуаций

Буклет «Безопасный Новый год»

4 неделя

декабря

Коммуникация

Составление рассказов по теме «Как мы встречаем Новый год»

Просмотр телепередач о праздновании Нового года

4 неделя

декабря

Музыка, познание, социализация

Новогодний утренник

Подготовка новогодних костюмов для детей

4 неделя

декабря

Итоги проекта:

Данный проект позволил систематизировать представления воспитанников о новогоднем празднике в России, познакомить  детей с новогодними традициями разных народов. У дошкольников появился  познавательный интерес к культуре русского народа и народов разных стран, уважительное отношение к новогодним традициям разных народов. В ходе реализации проекта был создан продукт: альбом «Новый год в разных странах», книга рассказов «Как мы встречаем Новый год», собрана информация о праздновании Нового года в разных странах.                                                            Педагоги – дети – родители активно взаимодействовали, были равноправными партнёрами в творческой, поисковой и практической деятельности, в результате  повысился уровень информированности родителей о деятельности МБДОУ,  вовлечённость родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Перспективы: во время обсуждения с воспитанниками результатов проекта (что нового узнали дети, чему научились, что сделали своими руками) мы обратили внимание, как мало информации о новогодних подарках.  Так появилась идея нового проекта  «История новогодних подарков».

 Используемая литература и интернет-источники:

1.Алябьева Е., А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3.Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

4.Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. Журнал.10/2005. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005.

5.Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

6.Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года.  Лес. Грибы.  М.: АЙРИС-пресс, 2009

7.Полянская И., Ионина Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Праздники народов мира. – М.: АСТ, 1999.

8.Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?!  – М.: ГНОМ и Д, 2002.

9.http://smitnews.ru/2010/05/27/kak-vstrechayut-novyj-god-v-raznyx-stranax-mira/

10.http://eva.ru/travel/read-7298.htm

11.http://lad-lad.ru/skazki-dlja-detej/skazki-dlja-malyshej/120-skazki-vg-suteeva/595-jolka.html

12.http://detochki-doma.ru/snegurochka/

13.http://shaltay0boltay.livejournal.com/85669.html

14.http://milaya-moya.livejournal.com/98228.html

15.http://allforchildren.ru/poetry/ng39.php

16.http://www.supertosty.ru/stihi/stih_187.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игровая программа "Как встречают новый год"

В Новый год люди оглядываются назад и подводят итоги минувшего года ,строят планы на будущее. Каждый человек надеется, что новый год принесёт ему удачу и счастье. В различных странах наступление Новог...

Паспорт педагогического проекта "Мы встречаем Новый год"

Представляю паспорт информационно-творческого проекта для детей средней группы. Проект был проведен в средней группе "Золотая рыбка" в ГБДОУ №50 Приморского района. В презентацию вошли фотог...

Сценарий на Новый год"Зверята встречают Новый год" для второй младшей группы

Простой сценарий  на Новый год для второй младшей группы с участием Снегурочки и Деда мороза...

Украшение интерьера к Новому году, изготовление аксессуаров для встречи Нового года

Украшение интерьера к Новому году, изготовление аксессуаров для встречи Нового года...