План-конспект беседы и наблюдения за муравейником и его обитателями
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Репринцева Елена Ильинична

В ходе беседы дети знакомятся с образом жизни муравьев и устройством муравейника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_i_nablyudenie_za_muraveynikom_i_ego_obitatelyami_2.docx483.55 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект беседы и наблюдения за муравейником и его обитателями

(средняя группа «Незабудка»)

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие

Задачи:

  1. Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. (Познавательное развитие)
  2. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое. (Социально-коммуникативное развитие)
  3. Ввести в словарь детей понятия яйца муравьев», «личинки», «куколки», «царица-матка», «тля». (Речевое развитие)

Методы и приемы:

  • Словесные: беседа, художественное слово.
  • Практические: рассматривание

Оборудование:

Картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок.
Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

 

Форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

  1. Двигательная

Динамическая пауза

  1. Игровая

Дидактическая игра

  1. Коммуникативная

Беседа, объяснение, показ

  1. Музыкально-художественная

Художественное слово

  1. Восприятие (художественной литературы и фольклора)

чтение

муравей фото

Муравей

муравейник фото

Схема муравейника

Ход образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Воспитатель знакомит детей с ученым котом Лукомором и сообщает об удивительных историях растений и животных участка, которые он  покажет.

Дети с интересом слушают

Викторина.

Дидактическая игра «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая маленькая лошадка, это - … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).

Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Дети участвуют в викторине, думают и отвечают на вопросы.

Воспитатель дает детям задание на развитие логического мышления.

Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Дети размышляют и высказываются.

Кот ученый рассказывает детям об устройстве муравейника

На нашем участке  муравейник без защитной кучи-покрытия.

Но муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.

Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.

Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.

В хлебном складе муравьи хранят зерна.

В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

Дети внимательно слушают, проявляют любознательность и задают интересующие их вопросы по ходу рассказа

Динамическая пауза «Муравьи»

Матка в муравейнике яйца отложила,
Их заботою родня тут же окружила.

Ну а рост муравья дальше продолжается,
И личинки из яиц вскоре появляются.

Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,
Что личинки муравьев превратятся в куколки.

Вот из куколки своей
Вышел новый муравей.

Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.

Кот Лукомор знакомит детей с жизнью муравьев

 Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.
Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям.
Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.
Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).

Дети внимательно слушают, проявляют любознательность и задают интересующие их вопросы по ходу рассказа

Исследовательская деятельность.

Воспитатель предлагает детям взять лупу и рассмотреть муравья.

Опыт с муравьями: на тропинке, где проходят муравьи, насыпать тонким слоем песок. Муравьи обязательно обогнут его и вернутся на проторенную тропинку. Затем можно посыпать крупинки сахара и понаблюдать как отреагируют муравьи.

Дети исследуют насекомое с помощью лупы и делают выводы: муравей маленькое, но сильное и трудолюбивое насекомое. У муравья хорошая память. Муравьи -–дружная семья, заботятся друг о друге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия-беседы на тему "Я человек"

Человек - живой, как растения и животные. Он передвигается - ходит, бегает, прыгает, питается, дышит, как и все живое, воздухом. Чувствует (слышит, видит, ощущает запах, боль, голод, окружающую темпер...

План-конспект индивидуальной беседы с родителями «Как победить застенчивость»

Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости.Ход беседы:Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?Проанализируйте свое отношение к р...

План-конспект индивидуальной беседы с родителями «Как победить застенчивость у ребенка»

План-конспект индивидуальной беседы с родителями «Как победить застенчивость у ребенка»Цель: расширение представлений родителей о способах и методах преодоления застенчивости.Ход:Здравству...

План-конспект ОД «Беседа «С чего начинается Родина?»

Беседа с использованием ИКТ технологий для детей страшего  дошкольного возраста....

План-конспект этической беседы в старшей группе

Проведение этической беседы в старшей группе поможет детям воспроизвести событие из рассказа Трейлиба Г.В. "Доверие -вещь хрупкая", учавствовать в беседе по содержанию, объяснить поня...

План конспект этическая беседа " Добрые поступки"

Познакомить детей с понятиями «доброта», «добрые дела»; научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу. Формировать потребность в совершении добрых дел...

План-конспект итоговой беседы о птицах для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятияТема: «Беседа о птицах»Цели занятия:углубить и расширить знания детей о птицах нашего города;объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие);учить отличат...