Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Чудо природы – радуга»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ступникова Юлия Алексеевна

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы  «Чудо природы – радуга»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 52 «МАЯЧОК»

 

Автор: Ступникова Юлия Алексеевна, воспитатель первой квалификационной

категории

ТАМБОВ, 2017

Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов и познавательной активности

Задачи: 

Образовательные:

  • расширение представлений детей о радуге как об атмосферном
  • явлении;
  • развитие экологического мышления, интереса к жизни природы;
  • развитие диалогической, словесно-логической и обобщающих форм речи, обогащение словаря детей (лунная радуга, зимняя радуга-гало, преломление, отражение, призма)

Развивающие:

  • развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности;
  • развитие психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
  • развитие уверенности в собственных силах и знаниях.

Воспитательные:

  • формирование умения сотрудничать в коллективе, учитывать мнение
  • других;
  • формирование умения замечать и эмоционально откликаться на красоту природы, передавать свои ощущения, эмоции, впечатления в продуктивной деятельности (по выбору детей: рисование, лепка, аппликация)

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, компактные диски, мыльные пузыри, призма, 7 стаканов, кисти, гуашь (5 цветов), акварель, пластилин, клей, заготовки для радуги (цветные полоски разной длинны), вата.

Ход занятия:

Дети входят в зал (аудиозапись дождя).

 - Ребята, вы слышите, что это? (Дождь).

- Однажды я попала под дождь, а когда он закончился, и из-за тучек выглянуло солнышко, я взглянула на небо и увидела необыкновенной красоты чудо... Как вы думаете, что я увидела? (Радугу)

(Слайд - Радуга)

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\i.jpg           C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\век.jpg 

      «Радуга»

Что за диво! Что за чудо!

Серый, скучный дождик шел.

Вдруг, возьмись из ниоткуда -  разноцветный капюшон.

Ну, какой же он красивый -  этот чудо капюшон!

Он зеленый, красный, синий -  радугой зовется он!

Силина Н.

- Дети, кто из вас видел радугу? Конечно, радугу видели все, и взрослые и дети!!!

- Какое настроение было, когда вы увидели радугу? (веселое, радостное)

- Да, ребята, ведь слово «радуга» похоже на слово «радость». И взрослые, и дети радуются, когда на небе вдруг возникает удивительно красивая радуга.

- Сколько цветов у радуги? (семь)

- Кто знает, из каких цветов состоит радуга? И в каком порядке?

- Ребята, так как же появляется радуга! Кто ее строит или рисует, так быстро и так красиво?

Проблемный вопрос.

- Ведь капелька дождя бесцветная и лучик бесцветный. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете? (ответы детей)

- Давайте сейчас с вами посмотрим мультфильм и все узнаем.

Использование ИКТ (просмотр обучающего мультфильма о радуге).

- Так кто же все-таки строит радугу? (Солнечный луч и дождик)

- Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики, давайте это проверим. Солнечный луч нам заменит - лучик от нашего проектора, а капельку воды нам заменит призма.

Опыт №1. Волшебный лучик

Цель: показать, что солнечный луч может превратиться в разноцветный. Прохождение луча света через стеклянную призму.

Делаем вывод: Лучик проходит через призму и распадается на 7 цветов радуги.

- Ребята, на что похожа радуга? (Дуга, коромысло, полукруг).

(Слайд - круглая радуга)

   C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\431385821_9kmdn-l.jpg                      C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\iрлнг.jpg

- Оказывается радуга-это не дуга, как мы с вами ее видим, а круг и это можно увидеть только с высоты птичьего полета или, если летишь на самолете. Ученым, удалось сфотографировать радугу с самолета.

(Слайд - лунная радуга) 

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\лунная-радуга-на-фото.jpg

- Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. И называют ее .... (лунная радуга). Конечно она не такая яркая, как солнечная.

- Ребята, а бывает радуга зимой? (выслушиваем предположения детей)

         - Оказывается, бывает, и это, по-моему, самое удивительное чудо!!!

(Слайд - радуга зимой)

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\оег.jpg

 - Зимняя радуга называется - гало.

- Ребята, а где можно встретить радугу без дождя?

(Слайд - радуга в фонтане,  радуга в водопаде, радуга в поливочном шланге) 

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ило.jpg    C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\poliv-rastenij-pora1.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\оенг.jpg

- Понаблюдайте летом на даче или около фонтана, и вы обязательно увидите там радугу. Для радуги нужны - вода и солнце!

- Ребята, если быть внимательными и наблюдательными, можно увидеть, что некоторые предметы, которые нас окружают, при попадании на них солнечных лучей или яркого света, вдруг начинают переливаться всеми цветами радуги!!! Вы когда-нибудь видели такое чудо? (мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)

(Дети рассматривают радугу на компакт дисках и в мыльных пузырях).

- Я вам предлагаю поселить цвета радуги в эти стаканчики.

Проблемная ситуация - нет оранжевой и фиолетовой краски.

 - Какой будет первый цвет - красный, а второй - оранжевый.

- Но у нас нет оранжевой краски, что делать? (Дети высказывают свои предположения).

- А хотите сделать свою радугу?

(Дети выбирают материал и способ изготовления «своей» радуги – рисование гуашью, акварелью, конструирование из цветной бумаги, лепка из пластилина).

 - За этим столом можно нарисовать радугу! А здесь можно слепить радугу! А здесь можно сконструировать радугу! Выбирайте, какую радугу вы хотите сделать! (продуктивная деятельность детей под музыку Ф.Шопена «Осенний вальс»).

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

 - Что тебя больше всего удивило сегодня?

 - Что тебе сегодня особенно запомнилось?

 - Что ты расскажешь дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Экспериментирование является эффективным средством формирования реалистичной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, в данном конспекте специально организованной образовательной деятельнос...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга»

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной  к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы на тему: "Откуда появляется радуга"

Конспект СОД по познавательному развитию с использованием опытно-экспериментальной деятельности и мнемотехники.Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного ...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления  детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления  детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной  к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...