Краткосрочный проект в средней группе "Сюжетно-ролевая игра "Магазин""
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кузнецова Татьяна Александровна

Схема конспекта занятия

Образовательная область: Познавательное развитие ознакомление с окружающим миром

Возрастная группа: от 3 до 5 лет

Тема занятия: краткосрочный проект в средней группа "Сюжетно-ролевая игра "Магазин""

Цель занятия:

- Обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру

- Развивать ассоциативное мышление и творческое воображение через использование заместителей; расширять словарный запас

- Воспитывать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию, умение выслушивать взрослого и друг друга.

Задачи занятия:

- Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру "Магазин".

Формировать знания детей о профессиях, связанных с магазином: продавец, кассир, директор магазина, охранник, шоферы, грузчики.

- Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре продуктового магазина и об использовании технического прогресса в их труде.

- Развивать и обогащать речь детей. Учить интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы. Развивать навыки диалогической и монологической речи.

- Способствовать применению элементарных правил поведения в общественных местах.

- Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

- Развивать у детей организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.

Предварительная работа (с детьми, родителями, коллегами, если она предусмотрена) беседа с детьми "Профессия продавец", "Что такое магазин?", «Правила поведения в магазине», экскурсия с детьми в магазин. Консультация для родителей «Что делать если ребенок капризничает в магазине?», совместный творческий конкурс для детей и родителей "Ярмарка",  обновление развивающей среды, изготовление атрибутов для игры в "Магазин"

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия: одежда: для продавцов консультантов, кассиров, охраны, семьи; бейджики, касса, деньги, чек, ценники, весы, картинки с изображением отделов, кошельки, сумки, игровое оборудование для отделов "Детское питание", "Хлебо-булочный", "Сладости", "Овощи-фрукты", "Молочный отдел", "Соки", презентация "Кондитерский цех", соленое тесто, наборы для лепки (скалочки, формочки, стеки, дощечки для лепки), кондитерская посыпка, салфетки, корзинка с печеньем по количеству детей, нарисованная карта-схема магазина, звездочки синего и красного цвета по количеству детей, клей карандаш, маркер. Музыкальное сопровождение песня-игра "Здравствуйте" М. Картушиной, песенка детского коллектива "Кукутики" "Помогатор", спокойная мелодия без слов, ритмичная музыка без слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_konspekta_zanyatiya_t.a._kuznetsova.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

       "Мирненская средняя общеобразовательная школа"

структурное подразделение детский сад

"Ромашка" Родинский район

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, КОНСУЛЬТАЦИИ

по теме:  Краткосрочный проект в средней группе

"Сюжетно-ролевая игра "Магазин""

                                        ФИО: Татьяна Александровна Кузнецова

                                        Должность: старший воспитатель

IV квартал

2018 г.


Схема конспекта занятия

Образовательная область: Познавательное развитие ознакомление с окружающим миром

Возрастная группа: от 3 до 5 лет

Тема занятия: краткосрочный проект в средней группа "Сюжетно-ролевая игра "Магазин""

Цель занятия:

- Обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру

- Развивать ассоциативное мышление и творческое воображение через использование заместителей; расширять словарный запас

- Воспитывать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию, умение выслушивать взрослого и друг друга.

Задачи занятия:

- Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру "Магазин".

Формировать знания детей о профессиях, связанных с магазином: продавец, кассир, директор магазина, охранник, шоферы, грузчики.

- Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре продуктового магазина и об использовании технического прогресса в их труде.

- Развивать и обогащать речь детей. Учить интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы. Развивать навыки диалогической и монологической речи.

- Способствовать применению элементарных правил поведения в общественных местах.

- Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

- Развивать у детей организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.

Предварительная работа (с детьми, родителями, коллегами, если она предусмотрена) беседа с детьми "Профессия продавец", "Что такое магазин?", «Правила поведения в магазине», экскурсия с детьми в магазин. Консультация для родителей «Что делать если ребенок капризничает в магазине?», совместный творческий конкурс для детей и родителей "Ярмарка",  обновление развивающей среды, изготовление атрибутов для игры в "Магазин"

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия: одежда: для продавцов консультантов, кассиров, охраны, семьи; бейджики, касса, деньги, чек, ценники, весы, картинки с изображением отделов, кошельки, сумки, игровое оборудование для отделов "Детское питание", "Хлебо-булочный", "Сладости", "Овощи-фрукты", "Молочный отдел", "Соки", презентация "Кондитерский цех", соленое тесто, наборы для лепки (скалочки, формочки, стеки, дощечки для лепки), кондитерская посыпка, салфетки, корзинка с печеньем по количеству детей, нарисованная карта-схема магазина, звездочки синего и красного цвета по количеству детей, клей карандаш, маркер. Музыкальное сопровождение песня-игра "Здравствуйте" М. Картушиной, песенка детского коллектива "Кукутики" "Помогатор", спокойная мелодия без слов, ритмичная музыка без слов.

  1. Вводная часть

Данный этап занятия включает в себя взаимное приветствие педагога и детей «Встаньте дети, встаньте в круг!». Обзор заранее подготовленной среды для сюжетно-ролевой игры, загадывание педагогом загадок, распределение ролей, напоминая о деятельности того или иного персонажа игры.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в занятие добровольно, с интересом внимают предложениям взрослого. Активно выполняют движения, заданные педагогом.

Проявляют интерес и исследовательскую активность. Задают вопросы: Что это такое, для чего это нужно? Как это действует?

Активно включаются в обсуждение при отгадывании загадок.

Дети активно предлагают свою кандидатуру при распределении ролей, в основном по степени интересов.

Педагог приглашает детей занятых самостоятельной игрой объединиться в круг, сглаживая тем самым грань между игрой и занятием. И проводит с ними логоритмическое упражнение- приветствие «Здравствуйте!».

После чего приглашает детей «посетить» новый магазин, который открылся совсем недавно в нашем поселке. Воспитатель дает некоторое время, что бы дети могли рассмотреть заранее подготовленную среду для сюжетно-ролевой игры «Магазин». Ответив на вопросы маленьких исследователей, педагог предлагает детям отгадать загадки:

За прилавком магазина

Где красивая витрина,

Покупателей он ждет

И товары продает (продавец)

За сметану, хлеб и сыр

в кассе чек пробьет (кассир)

Кто товары покупает

Деньги продавцу вручает? (покупатель)

Носит он тяжелые грузы

Будь-то мебель иль арбузы.

Утром ведь он рано встал

За день очень он устал.

«Дайте кто нибудь мне стульчик»-

Скажет вам уставший (грузчик).

После отгадывания каждой загадки, педагог задает наводящие вопросы: «А почему вы так решили?, Почему именно об этой профессии говориться в этой загадке?, Какая из загадок не относится к профессии? Почему вы так думаете?»

После обсуждения. Воспитатель предлагает распределить роли. Раздает реквизит и соответствующую атрибутику.

Песня-игра слова и музыка М.Картушиной.

Цель:развитие музыкальных, коммуникативных, творческих процессов, через выразительные средства интонации, мимики, жестов, движений.

  1. Основная часть занятия.

Д/и для "работников" магазина "Найди лишнее", д/и для "покупателей" "Отгадай",  непосредственная деятельность развивающая у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

При фронтальной работе с детьми педагог напоминает "Правила поведения в магазине", при индивидуальной описывает, что должен делать тот или иной участник игры, направляя игру в нужное русло.

При утомлении, напряженности детей педагог предлагает динамическую паузу флешмоб  "Помогатор".

Для смены деятельности в игре и поддержке интереса, воспитатель предлагает открыть в магазине новый отдел "Свежая выпечка". Художественно-эстетическое развитие лепка из соленого теста.

Деятельность   детей

Деятельность   педагога

Примечание

Дети проявляют интерес к новым предметам (явлениям), обследуют их, задают вопросы. Отвечают на вопросы взрослого, активно включаются в обсуждение, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними.

Дети свободно выбирают свое место в игре, а так же соглашаются с отведенной им ролью.

Воспитанники свободно общаются и перемещаются во время занятия, выбирают тот или иной объект или предмет в соответствии с организованным пространством. При  помощи педагога определяет необходимые средства для осуществления цели.

Воспитанники проявляют интерес к процессу и результату деятельности других детей. В созданной комфортной атмосфере игрового пространства, дети взаимодействуют между собой.

Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения.

Дети используют различные материалы для решения игровых ситуаций, а так же адекватные возрасту источники знаний.

Дети выполняют задание самостоятельно или ждут подсказки, или копируют друг у друга.

Педагог предлагает детям в роли сотрудников магазина поиграть в игру "Найди лишнее". На прилавках магазина изначально выставлен лишний предмет не из категории товара отдела.

После того как дети обнаруживают предмет, педагог задает наводящие вопросы: "Почему вы решили, что мишка среди напитков лишний? На прилавке разные напитки и сок, и вода, и кефир - они отличаются, почему сок не лишний, а мишка не из этого отдела?"

После д/и "Найди лишнее" "сотрудники" магазина занимают свои места и наступает черед игры для покупателей - "Отгадай". Воспитатель читает записку от бабушки, она попросила ребят купить: три зеленых фрукта, одну булку белого, рыжую, мягкую, пушистую.

Дети подходят к отделам и просят подать то что попросила бабушка полным ответом. Воспитатель снова задает наводящие вопросы: "Почему ты просишь булку белого хлеба, а не булку белого чая? Почему ты просишь подать рыжую, мягкую, пушистую лисичку, а не рыжую, мягкую, пушистую свинку?" и т.д.

Педагог обращает внимание детей на "Правила поведения в магазине", закрепив правила, воспитатель начинает индивидуальную работу с каждым ребенком, направляя игру в нужное русло: Тигран, ты покупатель, мама попросила тебя купить хлеб, муку и чай, проходи, пожалуйста, в нужный отдел.  Вера, ты продавец-консультант "Хлебо-булочного отдела" расскажи какой товар есть в твоем отделе и подай то что просит Тигран. Положив в корзину, то что попросила купить мама, Тигран проходит на кассу. Милана, ты кассир, ты должна сказать сколько будет стоить купленный товар, предложить пакет и пробить чек на кассовом аппарате. Тигран, ты должен достать из кошелька деньги и подать Милане. Поблагодарить и отойти в сторонку, потому что позади тебя образовалась очередь. Егор, ты охранник. Ты должен следить за порядком. Прохаживайся вдоль рядов, смотри что бы ни кто ни кого не обижал, оказывай помощь, следи что бы покупатели оплачивали товар.

Педагог вовлек в игру детей, ребята стали свободно перемещаться по "магазину", "приобретать" товар взаимодействуя между собой.

Вдруг зазвучала музыка и воспитатель приглашает детей станцевать с ним флешмоб "Помогатор"

"Ребята", - говорит воспитатель: "В нашем магазине можно открыть еще один отдел, я предлагаю его назвать "Свежая выпечка" и сейчас мы с вами дружно "поработаем" что бы наш цех по выпечке кондитерских изделий начал работать в полной мере и поставлял в "Хлебо-булочный" отдел свежую выпечку". И показывает детям слайды, на которых изображена работа кондитерского цеха. Воспитатель в ходе просмотра слайдов объясняет ребятам для чего работает цех, где он расположен, какую продукцию выпускают люди работая в кондитерском цехе.

После просмотра педагог убирает со столов скатерти, под которыми расположены наборы для лепки, а так же соленое тесто.

Под спокойную музыку ребята лепят свои кондитерские изделия.

Музыкальное сопровождение для флешмоба "Помогатор" из серии песен детского коллектива "Кукутики" цель: предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности.   Спокойная мелодия для сопровождения лепки.

Цель: Содействие всестороннему гармоничному развитию личности.

 Презентация "Кондитерский цех". Цель: расширение кругозора детей. Уточнение новых понятий - кондитер, цех, кондитерские изделия.

3. Заключительная часть занятия:

На заключительном этапе педагог проводит с детьми рефлексию и мини-выставку изготовленных изделий из соленого теста.

Данный этап побуждает воспитанников к выражению своего отношения к образовательной деятельности посредством  вопросов проблемного характера , а так же  косвенной оценки деятельности детей, как сопоставление результата с целью ребенка.

Деятельность       детей

Деятельность     педагога

Примечание

Дети проявляют интерес к новой игре и  каждый в своем темпе и решает, закончил он или нет исследование, начатую игру.

Дети совместно с педагогом обсуждают работу, задают друг другу вопросы, адекватно возрасту

дети  прогнозируют результат.

Дети оценивают действия свои и других, любуются творчески проделанной работой.

Воспитатель предлагает ребятам посмотреть на схему магазина, которую подготовил изначально.

"Ребята, посмотрите на план нашего магазина и скажите все ли правильно начертил архитектор" Дети рассматривают схему и замечают, что не прорисован отдел кассира, нет отдела с соками, а так же не изображен новый отдел "Свежая выпечка". Педагог дорисовывает отделы указанные детьми, предлагает ребятам звездочки двух цветов (красный и синий) и просит каждого ребенка наклеить выбранную звездочку в тот отдел где ему понравилось больше всего или не понравилось, приклеив звездочку синего цвета, объяснив свой выбор.

"Ребята, вы молодцы! Вы сегодня играли, получали новые знания, закрепляли, то что мы с вами уже знаем и используем в игре. Предлагаю вам пройти и посмотреть нашу кондитерскую выставку!"

Работы детей выставляются в один ряд, в конце стола на стульчике стоит корзинка с печеньем в качестве угощения для детей.

Звучит веселая музыка и воспитатель предлагает детям самостоятельную игру по выбору.

План-схема магазина.

цель: закрепление умения ориентироваться в плоскости, продолжать развивать, память, внимание и наблюдательность.

Музыкальное сопровождение по окончанию занятия помогает детям переключить внимание, а так же снять напряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средняя группа. Сюжетно - ролевая игра «Больница».

Цели:Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между детьми, которые будут играть.Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность ...

План работы по самообразованию в средней группе "Сюжетно-ролевая игра дошкольника"

План работы по самообразованию в средней группе "Сюжетно-ролевая игра дошкольника"....

Конспект занятия в средней группе «Сюжетно — ролевая игра «Магазин»

Создать условия для развития интеллектуальных и личностных качеств детей посредством формирования социального опыта детей средствами игровой деятельности....

Проект с детьми средней группы "Сюжетно-ролевая игра "Больница"

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Перед каждым в...

Картотека для средней группы "Сюжетно-ролевые игры"

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возрастаПодготовила воспитатель Куницына И.В....

Проект во 2-младшей-средней группе "Сюжетно-ролевые игры"

Задачи:- познакомить детей с такими профессиями, как  продавец, врач, парикмахер,  строитель, их трудовыми действиями, с предметами – помощниками;- воспитать уважение к труду, вызвать ...

Проект по игровой деятельности в средней группе "Сюжетно-ролевые игры"

В проекте представлены сюжетно ролевые игры:1. Сюжетно-ролевая игра "Больница"2. Сюжетно-ролевая игра "Поликлиника"3. Сюжетно -ролевая игра "У ветеринара"4...