Экологический проект "Вода в нашей жизни"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Васина Татьяна Валерьевна

Экологический проект "Вода в нашей жизни" для детей 4-5 лет. Творческо - исследовательский. Среднесрочный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. о. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел. 8(43624)2-02-16

«Вода в нашей жизни»

Экологический проект

для детей 4-5 лет

Группа № 8

Подготовила: Васина Т.В.

2018

Экологический проект

«Вода в нашей жизни»

Для детей 4-5 лет

Вид проекта:

Творческо-исследовательский

Длительность проекта:

Среднесрочный (с 16.04.2018г. по 11.05.2018г.)

Участники проекта:

Дети группы №8 4-5 лет, воспитатели, родители.

Объект исследования:

Вода

Актуальность темы:

    Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне  живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

     Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

      Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

      Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

       Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

     

Цель проекта:

Развитие познавательной активности интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей; формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу.

Задачи:

  • Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды;
  • Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах).
  • Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).
  • Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут; вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).
  • Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т. д.).
  • Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  • Активизировать природоведческий словарь ребенка.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов и выполнении творческих работ.

Этапы проведения проекта:

1. Подготовительный:

  • Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

  • Сформулировать проблемные вопросы с детьми по теме.

  • Составить конспекты НОД по теме.

  • Пополнить развивающую среду:
  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Подбор энциклопедий, карт, схем;
  • Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
  • Составление картотеки опытов с водой;
  • Подготовка оборудования для опытов с водой.
  • Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
  • Подготовить информацию для родителей по темам:

«Эксперимент в детском саду», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Почему воду нужно беречь?»

2. Основной этап

ОО

Цель

Содержание образовательной области

Работа с родителями

Речевое развитие

Познавательное развитие

Соц. Комм.

развитие

Худож.

эстет. развитие

Физ.

развитие

1.Формировать у детей осознанные представления о необходимости заботиться, о своем здоровье с помощью воды. Через народное творчество.

2. Развивать личный познавательный опыт детей.

3. Развивать у детей внимание, память во время слушания. Воспитывать интерес к фольклору. Учить детей рассматривать иллюстрации в книжках, активизировать в речи глаголы.

Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Цель: Закрепить у детей элементарные представления о некоторых свойствах воды.

Задачи: Расширять представления о необходимости воды, о ее значении для всех живущих на земле. Закрепить гигиенические навыки, создать радостное, веселое настроение у детей. Воспитывать интерес к воде.

1.Поддерживать стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать свое мнение. Дать представления о воде. Как о среде обитания, показать значение воды для человека, растений, животных.

2.Познакомить детей с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется), сформировать умения и навыки по использованию воды. Получить и закрепить представления, что вода смачивает предметы и очищает.

3.Расширять знания детей о животных, которые живут в воде, показать, что без воды они погибнут. Побуждать бережно относится к воде, не засорять водоемы. Учить любить окружающую природу.

4. Воспитывать экологическую культуру и мышление детей.

1.Обеспечить благоприятную обстановку для формирования у детей культурно-гигиенических навыков.

2. Стимулировать интерес к играм с использованием воды.

3. Развивать у детей элементарные правила обращения с водой (нельзя пить грязную воду)

4.Формировать у детей навыки и знания игровой деятельности и умение переводить их “на язык игры”. Продолжать развивать у детей творческий подход к игре, используя предметы-заместители. Воспитывать в детях чувственное восприятие окружающего мира. 

Закреплять знания детей - кому и для чего нужна вода.

5.Продолжать закреплять знания детей о временах года -весне и его признаках. Заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции, создать радостное настроение. Активизировать речь детей.

6. Воспитывать экологическую культуру и мышление детей. Формировать целостное представление о природе и человеке. Определить, что человек является частью природы и может на нее воздействовать. Расширять представления детей об окружающем мире, формировать оценочные отношения к миру, понимание элементарных причинно-следственных связей. Через мультфильмы реализовать эмоциональные потребности детей.

1.Развивать творчество и креативность детей, творческие способности.

Закреплять знания названий цветов. Воспитывать эстетический вкус. Формировать навыки аккуратной работы.

2.Закреплять у детей навыки наклеивания, соблюдение определенной последовательности действий. Развивать самостоятельность, инициативу и творческий подход.

Закреплять у детей конструктивные способности. Воспитывать желание в помощи героям.

3. Развивать мелкую моторику, интерес к морским обитателям.

1. Развивать двигательную активность, обеспечивать эмоциональное благополучие. Развивать у детей ориентировку в пространстве. Развивать мышцы ног, координацию.

2. Продолжать развивать интерес к подвижным играм, упражнять выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, перепрыгивание через лежащий на полу шнур.

3. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. Упражнять в прыжках в длину с места.

Разучивание потешки:

«Не умыться, не напиться без воды…»

Чтение С. Прокофьев

“Про серую шейку”

“Волшебная корзинка”

А. Барто “Девочка чумазая”

Словацкая народная сказка

“В гостях у солнышка”

«Заяц и лиса» сказка

А. Босев “Дождь”

З. Александрова «Купание»

Рассказ «Как люди речку обидели»

Загадывание загадок об обитателях рек, морей и океанов.

Заучивание стихов, потешек, песенок о воде.

НОД: «Вода – помощница»

НОД «Путешествие в весенний лес»

Рассматривание альбомов

«Кто живет в воде»

«Что растет в воде»

Презентация «Что такое вода»

Опыты:

«Прозрачная вода»

«Чистящая вода»

«Холодная, теплая, горячая вода»

«Окрашивание воды»

«Что плавает, а что тонет в воде»

«Таяние сосульки»

Презентация “Дождик”

Беседы:

“Кто живет в воде”

“Кому и зачем нужна вода” с использованием мультимедийной техники - презентация.

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.

Наблюдение за трудом повара, прачки, помощника повара, помощника воспитателя.

Что делают дети? Чем умываются? Какая вода? Что вода делает? (течет из крана) Обобщение взрослого- вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.

Игра «Что как плавает»

“Путешествие Экоши”

Дидактические игры:

«Где, чей дом?»,«Узнай рыбу по описанию», «Тонет – не тонет».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на теплоходе»

«Купание куклы»

«Приготовим обед для куклы Маши»

Дидактические игры про времена года.

Пальчиковая гимнастика на весеннюю тематику.

Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды в природе» (журчание ручейка, шум моря, дождя)

Просмотр видеозаписи мультфильмов “Капитошка”

“Заяц Коська и родничок”

Рисование

«Дождик по земле босиком прошел…»

«Рыбки в аквариуме»

Аппликация

«Тучка с капельками»

«Бежит кораблик по волнам» аппликация

«Мостик через речку»

Конструирование

Подвижные игры:

«Солнышко и дождик»

«Акула»

Игра

«Лягушки»

«Прокати весенний мяч

«Ручеёк»

“Мы льдинки”

Этюды “На болоте”

“Море волнуется”

“Тучка летит”

“Ручеек”

Песня –танец с ритмическими движениями «Тучка»

Введение в проект

«Вода в нашей жизни»

Изготовление памяток

«Вода в нашей жизни»

Пополнение уголка экспериментир-ния

Ширма «Экспериментирование с водой – это интересно!”

Консультация  «Игры с водой и песком в домашних условиях с детьми»

Фото-коллаж “Мы играем с водой” (домашнее творчество родителей и детей).

Итоговый этап:

  • Обобщение материалов проекта
  • Проведение викторины «Что мы знаем о воде?»
  • Подведение результатов
  • Обмен опытом с педагогами ДОУ по теме.

Результат работы:

Диагностические методики

1. Что такое вода? Вода, какая?

Сформирован -Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это жидкость и рассказывает о свойствах воды: прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т. д.

На стадии формирования - Называет не все свойства.

Не сформирован -  Не называет  свойств.

2. Что такое пар? Какой он?

Сформирован - Ребёнок самостоятельно отвечает, что пар - это вода, и рассказывает о свойствах: прозрачный, без вкуса, нет запаха, не имеет формы и т. д.

На стадии формирования - Называет не все свойства.

Не сформирован – Не называет свойств.

3. Что такое снег? Какой он?

Сформирован - Ребёнок самостоятельно отвечает, что снег - это замерзшая вода и рассказывает о свойствах снега: прозрачный (белый, без вкуса, нет запаха, не имеет формы и т. д.

На стадии формирования - Называет не все свойства.

Не сформирован – Не называет свойств.

4. Что такое лед? Какой он?

Сформирован - Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это замерзшая вода и рассказывает о свойствах: прозрачный, без вкуса, нет запаха, твердый, не имеет формы и т. д.

На стадии формирования - Называет не все свойства.

Не сформирован – Не называет  свойств.

5. Кому нужна вода и зачем?

Сформирован - Ребёнок самостоятельно рассказывает, что вода нужна всем, чтобы жить; приводит какие-либо конкретные примеры.

На стадии формирования - Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.

Не сформирован -  Справляется с заданием только с помощью иллюстраций.

Уровень знаний детей до начала проекта:

Сформирован – 11,5%

На стадии формирования – 21,8%

Не сформирования– 66,7%

Уровень знаний детей на завершении проекта:

Сформирован - 49,6%

На стадии ормирования - 37,2%

Не сформирован - 13,2%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Деревья являются частью нашей жизни...»

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию...

ПРОЕКТ ВОДА – ЭТО НАША ЖИЗНЬ. ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ.

Паспорт проекта:Возраст детей: 3 - 4 года. Направление развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: интегрированное (поисково-познавательная, речевая, изобразительная, игровая)...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Комнатные растения-спутники нашей жизни"

Конспект для детей старшей группы.Время проведения апрель-май...

Экологический проект “Вода в нашей жизни”

Знакомство детей со свойствами воды, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов....

Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь» Тема: «Воздух - наша жизнь»

Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь»Тема: «Воздух - наша жизнь»...

Экологический проект «Пакеты в нашей жизни»

Цель проекта:-Привлечь внимание учащихся детского сада и взрослых к губительному воздействию полиэтиленовых пакетов на окружающую среду. Актуальность: В нашей повседневной жизни мы совершаем мног...

Экологическая беседа «Путешествие капельки» Программное содержание. Познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни: для кого она нужна и для чего она

Экологическая беседа «Путешествие капельки»Программное содержание. Познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная). Обратить внимание...