Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Экология.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ходас Надежда Васильевна

«Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой» К.Д.Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tselostnoy_kartiny_mira.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.  Экология.

По мнению К.Д.Ушинского «картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир и вырабатывается отношение к нему». Е.Г. Андреевская рассматривает «картину мира» как «систему представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения (синтеза) научных понятий и принципов».

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества — являются ведущими ориентирами современного образования. Эти позиции нашли свое отражение в ФГОС дошкольного образования.

С самого раннего детства начинается формирование личности с определенным культурным уровнем.

Постепенно складывается из разрозненных частей мозаики базовая картина мира в сознании ребенка. Она, конечно же, будет дополняться по мере взросления и обучения, по мере созревания тех инструментов, которыми человек пользуется для познания окружающей действительности всю свою жизнь.

В учении К.Д.Ушинского целостная картина мира — это модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре, как системное представление о пространственно-временном существовании мира, бесконечности Вселенной и месте и назначении человека в нем, это живая динамичная, открытая развивающаяся система философско-религиозных, научных, художественно-эстетических образов.

 Ее формирование возможно, если образование ребенка осуществляется в системе ценностных ориентиров, составляющих «собственно человеческое измерение», а именно: родной язык, история, вера, философия, наука, религия, культура, литература, традиции, образ мысли, образы Родины, природы, человека, переживания человека, привычки, семья.

Человек сам строит образ мира, фиксируя и конструируя  существующие в мире связи и отношения, что определяет выбор стратегии поведения. Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир и вырабатывается отношение к нему. (Ушинский , 1949).

Формирование целостной картины мира ребенка является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место.

Многообразный мир живой и неживой природы, красок и звуков обрушивается на ребенка, который отчаянно пытается разобраться в нем и первым делом дать ему характеристику: хорошо или плохо.

Первоначально зрительные ощущения ребенка размыты и расплывчаты. Новорожденные поначалу различают только свет и темноту, черное и белое. И примерно к концу первого месяца восприятие цветовой палитры постепенно расширяется.  Первые насыщенные цвета, которые дети начинают выделять из цветовой гаммы – это красный и желтый.

Английские ученые Б. Берлин и П. Кей провели ряд исследований и пришли к выводу,  что процесс возникновения и развития цветонаименований в различных языках универсален. (Берлин, Кей, «Основные цветовые термины», 1949г).

Согласно гипотезе Б. Берлина и П. Кея, все языки имеют термины, обозначающие белый и черный цвета. Таким образом, минимальное количество цветообозначений в языке - два.

Универсальный инвентарь системы основных цветообозначений состоит из 11 основных названий цветов - белого, черного, красного, зеленого, желтого, синего, коричневого, фиолетового, розового, оранжевого, серого [Берлин, Кей, 1969: 22]. Система основных цветообозначений в конкретном языке тем полнее (состоит из большего количества основных цветообозначений), чем выше стадия развития данного языка.

Б. Берлин и П. Кей разрабатывают следующую схему развития основных цветообозначений: сначала появляются названия белого и черного цветов,  затем к ним добавляется название красного цвета, затем - зеленого и желтого (сначала один из них, а потом второй), затем - синего, и затем - коричневого.

После этого в любой последовательности и за короткий отрезок времени появляются названия фиолетового, розового, оранжевого и серого цветов [Берлин, Кей, 1969]. Эта схема возникновения и развития цветообозначений является универсальной для всех языков.

Таким образом, ребенок в своем развитии восприятия цвета идет в соответствии со строгой закономерностью развития языка, как основного инструмента общения и более того, развитием человеческой цивилизации вообще.

Психология же рассматривает цвет и цветовые ощущения как одну из специфических реакций глаза и мозга на световые частотные колебания. Цвет заключает в себе возможности логического и чувственно-образного способов познания мира. Это связано с тем, что правое и левое полушария мозга предпочитают различные части спектра и создают разные цветовые модели:
1) правое полушарие от природы ориентировано на длинноволновую часть спектра (красный) и выдает цветовую картину, связанную с чувственным восприятием;
2) левое полушарие ориентировано на средневолновую часть спектра (синий) и выдает цветовую картину, связанную с понятийным комплексом [Мостепаненко, 1986:45]

Кроме того психологи рассматривают связь цвета с эмоциями человека: у каждой эмоции свое определенное место в цветовом пространстве, эмоция соответствует определенному цвету, а каждый цвет вызывает строго определенные эмоции.

С другой стороны, цвет выступает одной из основных категорий культуры, «фиксирующей уникальную информацию о колорите окружающей природы, своеобразии исторического пути народа, взаимодействии различных этнических традиций, особенностях художественного видения мира» [Жаркынбекова, 1999: 109]. Так как цвет является компонентом культуры, то он окружен системой ассоциаций, смысловых значений, толкований; цвет становится воплощением разнообразных нравственно-эстетических ценностей.

Поэтому так важно, начиная с самого раннего возраста, знакомить ребенка с цветом, его наименованием, традиционным использованием в речи, в сказках и потешках, донося до ребенка не только информацию о свойствах предметов материального мира, но и формируя свойственную данной культуре  систему цветообозначений.  

Многообразный мир живой и неживой природы: растений и животных, Земли и небесных светил, красок и звуков может быть представлен с помощью поэтических живописных и музыкальных произведений, позволяющих увидеть красоту и гармонию в обычных явлениях.

Работа воспитателя в сфере познания, т. е. формирования целостной картины мира и расширения кругозора ребенка должна учитывать его возрастные особенности. Картина мира, которая складывается в сознании ребенка с помощью воспитателя, должна быть позитивной: солнце -  ярким, небо -  синим(голубым), трава -  зеленой. Даже краски осени обязательно должны быть в представлении ребенка подчеркнуто сочными и яркими.

Естественно, самая удобная форма при ознакомлении ребенка с окружающим миром, обеспечивающая наибольшую доступность предлагаемых знаний, – это связь проводимых занятий с сезонами и погодой на текущий момент. Характерные черты и особенности каждого месяца и смены времен года необходимо рассматривать с тех сторон, которые ребенок может понаблюдать, ощутить, исследовать.

 Употребление цветонаименований при этом обогатит речь ребенка, будет способствовать его культурному и эстетическому развитию, более полному представлению об окружающей его действительности, формированию целостной картины мира.

В воспитательный процесс с успехом вплетаются фольклорные произведения (пословицы,  поговорки, народные прибаутки, песни), а также высокохудожественные произведения поэзии и прозы.

Сформированная с помощью воспитателя целостная картина мира поможет ребенку легче адаптироваться в том мире, в котором ему предстоит жить.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Росток» по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста Тема: «Наблюдение за ростом огурца в комнатных условиях»

В последнее время проблемы экологического воспитания подрастающего поколения приобретают все большее значение и масштаб. Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включа...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста на тему «Осень в гости к нам пришла» для детей старшей группы

Цель: Расширение представлений детей об осени, как о поре сбора урожая.Задачи:1.      Обогащать и расширять представления и знания детей о приметах осени;2....

Методический час "Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста"

Целью данного методического мероприятия является повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по формированию у детей целостной картины мира посредством тактильной книги....

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Цвет.

В статье рассматриваются этапы формирования целостной картины мира ребенка на примере цвета....

Статья.Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.

С самого раннего возраста детям надо дать почувствовать существующую преемственность поколений, а себя наследниками традиций предков. Передача опыта от старших к младшим в семье и в детском саду являе...