Статья.Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (младшая группа)

Ирина Леонидовна Богомолова

С самого раннего возраста детям надо дать почувствовать существующую преемственность поколений, а себя наследниками традиций предков. Передача опыта от старших к младшим в семье и в детском саду является обязательным условием гармоничной жизни каждого и общности людей в целом. Именно взаимоотношения людей позволят ребенку осознать такие понятия как дом, семья, народ, Родина, Отечество и что особенно важно в наше время, что мы все — земляне

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Формирование целостной картины мира

у детей дошкольного возраста»

«Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать»

В. Сухомлинский

Автор:

воспитатель ГБДОУ детского сада

№ 61 Невского района Санкт-Петербурга

Богомолова Ирина Леонидовна

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

С самого раннего возраста детям надо дать почувствовать существующую преемственность поколений, а себя наследниками традиций предков. Передача опыта от старших к младшим в семье и в детском саду является обязательным условием гармоничной жизни каждого и общности людей в целом. Именно взаимоотношения людей позволят ребенку осознать такие понятия как дом, семья, народ, Родина, Отечество и что особенно важно в наше время, что мы все — земляне. Семья и дом – это особая духовно-психологическая общность, где главное – атмосфера любви, самопожертвования ради близких людей, взаимопонимания.  Многообразный мир живой и неживой природы: растений и животных, Земли и небесных светил, красок и звуков может быть представлен с помощью поэтических живописных и музыкальных произведений, позволяющих увидеть красоту и гармонию в обычных явлениях. Работа педагога в сфере познания, т. е. формирования целостной картины мира и расширения кругозора ребенка должна учитывать его возрастные особенности. Одним из важнейших условий достижения результата в формировании личности является непрерывность образования и реализация преемственности в отборе и распределении содержания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка)

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что - либо вокруг себя в лучшую сторону (хотя бы не бросать мусор на улице). Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Естественно, самая удобная форма при ознакомлении ребенка с окружающим миром, обеспечивающая наибольшую доступность предлагаемых знаний, – это связь проводимых занятий с сезонами и погодой на текущий момент. Характерные черты и особенности каждого месяца и смены времен года необходимо рассматривать с тех сторон, которые ребенок может понаблюдать, ощутить, исследовать. Игры и занятия для малышей 3-4 лет должны представлять многообразный мир явлений и фактов. Ребенок постигает их непосредственно через наблюдение и ощущение. Расширение и обогащение чувственного опыта ребенка 5-6 летнего возраста позволит сформировать целостное представление о мире. Пространство его познания может включать все, что связано с природой (лес, луг, река, лужа, озеро) и все, что связано с созидательной деятельностью человека (сад, огород, комнатные растения аквариум, пруд), а также несложные исследования, позволяющие более конкретно познакомиться с устройством окружающего мира (переход воды в лед и обратно, рост растений , первичные понятия «живое», «неживое», условия для жизни). Это уровень эмпирического, чувственно-эмоционального познания мира, к пониманию ограниченности которого ребенок скоро приходит самостоятельно. Следующий возрастной этап (6-7 лет) является периодом включения в исследовательское познание, которое сопровождается замечательным чувством поиска истины и предполагает расширение и обогащение чувственного опыта ребенка представлениями о мире, человеке, самом себе, овладение ребенком научными методами познания (анализ, синтез, сравнение, наблюдение, понимание, интерпретация). Дошкольник познает мир природы посредством выполнения практической деятельности и во время прогулок. Когда ребенок читает книги, смотрит кино или телепередачи его кругозор расширяется, но при этом на него оказывается меньшее воспитательное воздействие. Во время взаимодействия с природой ребенок получает множество ярких впечатлений. Знакомство ребенка с природой происходит на уровне целостного организма. В первую очередь ребенок воспринимает и взаимодействует с отдельными растениями и способами их функционирования. Предметом познания является связь объектов живой природы с внешней средой (растения корнями уходят в землю). Труд человека, обеспечивающий возможность существования комнатных растений и других культур, специально выращиваемых для нужд людей – именно с этой деятельностью людей часто сталкиваются дошкольники. Существует множество мест, в которых дошкольники имеют возможность увидеть жизнь природных сообществ своими глазами (пруд, болото, луг, лес и пр.). Та исходная единица, что в полной мере способна отвечать познавательным возможностям детей, является конкретный предмет живой природы. Данная единица в большинстве случаев представляет собой целостный растительный организм (дерево, куст и др.). Однако дошкольники воспринимают в качестве единицы живой природы как отдельные части (плод, лист, цветок и т.п.), так и цельный организм в единстве со средой (горшечное растение), в том случае, когда их габариты и форма создают впечатление законченного предмета, который так или иначе можно использовать в деятельности. Отдельный природный объект, стоящий в центре внимания ребенка, может служить исходным звеном для анализа экологических знаний.C:\Users\Мвидео\Desktop\осень.jpg

Сегодняшние дети – это завтрашние лидеры, активные участники общества. Поэтому формирование целостной картины мира через игру сегодня, поможет сделать правильный выбор завтра и принять правильное решение.C:\Users\Мвидео\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0752.jpg

Cписок используемой литературы:

  1. Николаева, С.Н. «Как приобщить ребенка к природе»: методическое пособие , 2012.
  2. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. Программа экологического воспитания дошкольников  № 5,2003.
  3. Саморукова, Г. Г. «Как знакомить дошкольников с природой», 1978.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Росток» по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста Тема: «Наблюдение за ростом огурца в комнатных условиях»

В последнее время проблемы экологического воспитания подрастающего поколения приобретают все большее значение и масштаб. Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включа...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста на тему «Осень в гости к нам пришла» для детей старшей группы

Цель: Расширение представлений детей об осени, как о поре сбора урожая.Задачи:1.      Обогащать и расширять представления и знания детей о приметах осени;2....

Методический час "Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста"

Целью данного методического мероприятия является повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по формированию у детей целостной картины мира посредством тактильной книги....

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Цвет.

В статье рассматриваются этапы формирования целостной картины мира ребенка на примере цвета....

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Экология.

laquo;Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой» К.Д.Ушинский...