Конспект НОД в средней логопедической группе. Тема: "Путешествие в осенний лес"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Корнильева Светлана Михайловна

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней логопедической группе по теме "Путешествие в осенний лес"

Цель: - Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней логопедической группе.

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Цель:

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умение обобщать все сезонные изменения, которые

   происходят в природе осенью.

- Расширить и автоматизировать словарь по теме «Осень».

- Упражнять в умении узнавать и называть листья деревьев.

- Совершенствовать умение полным предложением отвечать на вопросы.

- Закрепить умение выявлять в объектах разнообразные свойства. (цвет,

  форму, величину, толщину), группировать предметы по одному, двум

  или   трём свойствам.

-Упражнять в умении собирать целое из частей.

Коррекционные:

-Устранять аграмматизмы в самостоятельной речи детей.

-Контроль над собственной речью.

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику.

- Развивать координацию речи с движением.

-Развивать плавный целенаправленный выдох.

Воспитательные:

- Воспитывать положительное отношение к занятию, умение слушать педагога и товарищей.

Оборудование: листочки разных деревьев, разрезные картинки, блоки Дьенеша, подносы четырёх основных цветов, карточки - символы, игрушка -  белка.

Техническое оснащение: проектор, ноутбук, экран, колонки.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

  1. Приветствие.

Воспитатель: - Ребята, давайте начнём наше занятие с приветствия.

         Здравствуйте ладошки!

         Хлоп – хлоп – хлоп

         Здравствуйте ножки

         Топ-топ-топ

         Здравствуйте щечки

         Плюх-плюх-плюх

         Пухленькие щечки

         Плюх-плюх-плюх

         Здравствуйте губки

         Чмок-чмок-чмок

         Здравствуйте зубки

         Щелк-щелк-щелк

         Здравствуй мой носик

         Бип-бип-бип

         Здравствуйте, детки

         Всем привет!

         Здравствуйте, гости

Фонограмма –дует ветер

Воспитатель: -Ребята, вы слышите?

                        -А что вы слышите?

Дети: Ветер

Массаж лица ладошками

Воспитатель: Ветер, ветер, ветерок

                         К нам летит на огонёк

                         Ветерок проснулся лобика коснулся

                         Ветер лобик обдувал

                         И поглаживал, поглаживал, поглаживал

                         Ветерок проснулся щёчек коснулся,

                         Ветер щёчки обдувал

                         И поглаживал, поглаживал, поглаживал.

                         И про губки не забыл, ветер губки

                         Поглаживал, поглаживал, поглаживал.

Воспитатель: Что ветер делает?

              Дети: Дует, летает, качает деревья

Воспитатель: Какой бывает ветер?

              Дети: Сильный, холодный.

Фонограмма «Шелест листьев»

Воспитатель: Ребята озорной осенний ветерок принёс к нам в садик вот этот листочек.

             Летит, листочек кружится, где только не бывал,

                И вот с осенним ветерком, он в детский сад попал.

                Кто-то бросил нам в оконце

                Золотое письмецо!

                Может это лучик солнца?

                Что щекочет нам лицо?

                Может это воробьишка,

                Пролетая, обронил?

                Может кот письмо, как мышку,

                На окошко заманил?

Да это непростой листик, здесь письмо. Как вы думаете, кто бы нам мог прислать это письмо, ребятки? Не знаете? И я не знаю.  Но это с вами мы узнаем, когда загадку отгадаем.

                 Если на деревьях листья облетели,

                 Если в путь далекий птицы улетели,

                 Если небо хмурится, если дождик льется

                 Это время года …

 Дети: Осенью зовётся.

Воспитатель: Да ребятки, вы отгадали - это письмо от осени.

Что же она нам пишет?

                      Приглашаю всех ребят

                      В лес осенний погулять.

Воспитатель: Это Осень нам приглашение прислала.

           Приглашает нас в осенний лес, в нем сейчас полно чудес.

Воспитатель: Ребята, что такое лес?

Дети: Природа.

Воспитатель: Что растёт в лесу?

Дети: Деревья, кустарники, грибы, ягоды, мхи.

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Сейчас на дворе какой месяц?

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: Да, последний месяц осенний. Поздняя осень на дворе.

Воспитатель: -Как вы думаете, какая погода в лесу? 

Этюд: «Собираемся на прогулку»

Дети: (Холодная, дождливая, пасмурная)

Воспитатель: Значит надо одеться потеплее.

                         Какая нам нужна одежда? 

Дети: Куртка, брюки, сапожки, шапка, шарф, перчатки.

Воспитатель: - Правильно! - Давайте надевать одежду. 

(дети надевают воображаемую одежду)

Воспитатель: Ну, вот мы и оделись для осеннего путешествия.

Воспитатель: Отправляемся в поход

                         Сколько нас открытий ждёт.

Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в лес, я хочу у вас спросить

- Вы знаете как нужно вести себя в лесу.

Дети: -Не шуметь.  — Не ломать ветки деревьев.  — Не мусорить. -Не обижать животных. - Не разорять муравейники. -Не разводить костры.

– Не забирать животных домой.

Воспитатель: Молодцы! Ну, что идём?

Дети: Да!

Речь с движением:

«По тропинке в лес пойдем…»

По тропинке в лес пойдем, (Дети шагают)

Лужу мимо обойдем, (Обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек, (Перепрыгивают через «ручеек»)

И присядем на пенек (Дети приседают)

Мы налево поглядим, (Смотрят налево)

И на направо поглядим, (Смотрят направо)

К солнцу руки поднимаем (Поднимают руки вверх)

Чистый воздух мы вдыхаем (Дышим носом)

Ах, какая красота! !! (Удивляются, разводят руки в сторону)

Воспитатель: - Вот мы с вами и попали на опушку леса. 

                          Здравствуй лес, осенний лес

                          Полон сказок и чудес.

Фонограмма осеннего леса

Воспитатель: Хоть осень грустная пора, как тихо, опустел осенний лес, не слышно пения птиц, но это самое красивое время года.

                   Посмотрите, ребята, как красиво вокруг!
                  На опушке лес густой открывает двери,

                   В тишине встречают нас разные деревья.

Посмотрите сколько листочков лежат на земле.

Игра «С какого дерева лист?»

-Ребята, с какого дерева этот листочек? (с берёзы) Значит он какой….

-С какого дерева этот листочек? (с дуба) Значит он какой…И т.д.

Дыхательная гимнастика.

Представьте, что вы – листочки. Все лето подставляли солнышку свои ладошки. Подул холодный ветерок, закачались деревья (дети качают руками, имитируя движение деревьев). Подул ветер еще сильнее (дети дуют, показывая, как дует ветер).

Воспитатель: Ребята, вы так сильно дули, что разлетелись все листочки.

Давайте поиграем с листочками. Возьмите все по одному листочку.

Игра под музыку «Покачайся надо мной мой листочек золотой»

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите ещё один красивый листочек. Листочек этот непростой. Осень не просто так пригласила нас в гости в осенний лес она приготовила нам осенние загадки. Вы любите отгадывать загадки? Попробуем их отгадать?

Дети: Да!

Воспитатель: Садитесь на пенёчки. Если вы правильно отгадаете загадку – на экране появиться отгадка.

Презентация «Осенние загадки»

Воспитатель: Слушайте первая загадка.

Слайд 1. Осень в гости к нам пришла 
                И с собою принесла... 
                Что? Скажите наугад! 
                Ну, конечно ...  (Листопад)

Воспитатель: Проверим, правильно, ли вы отгадали? Правильно, и т. д.

Слайд 2. Опустели наши грядки
               Огород и сад в порядке
               Ты земля ещё рожай
               Мы собрали …(урожай)

Слайд 3. Холода их не пугают
               К тёплым странам улетают
               Петь не могут, веселиться
               Кто собрался в стаи…(птицы)

Слайд 4.Тучи нагоняет,  

               Воет, задувает. 
               По свету рыщет,

               Поет да свищет.  (Ветер) 

Слайд 5. Ветер тучу позовет,

               Туча по небу плывет.

               И поверх садов и рощ

               Моросит холодный... (дождь)

Слайд 6. Стало хмуро за окном,

               Дождик просится к нам в дом.

               В доме сухо, а снаружи

               Появились всюду... (лужи)

Слайд 7. Вот на ножке купол-гриб,

                Он от ливня защитит. 
                Не намокнет пешеход,

                Если спрячется под … (зонт)

Слайд 8. Солнце больше нас не греет, 

                Холодком поземка веет! 

                Дунул в лужу ветерок
                И сковал ее…(ледок)

Воспитатель: Вы такие молодцы! Все загадки отгадали.

Вам понравилось отгадывать загадки? А теперь давайте немного согреемся.

Физминутка «Прогулка с осенью»

Спрашивает осень – Вы гулять хотите?

Мы ответим дружно – Только пригласите. (Шагают на месте)

Я полью дождями – Мы зонты откроем. (Показывают над головой купол)

Разольются лужи – Сапоги обуем. (Обувают, воображаемые сапоги)

Ветром я подую – Шапки мы наденем. (Надевают, воображаемые шапки)

Закружу листвою – Мы кружиться будем. (Кружатся на месте)

Солнышком погрею – Улыбнемся дружно. (Улыбаются(«Заборчик»)

Одарю красою – Нам того и нужно! (Прыгают)

Воспитатель: Ребята, кого мы можем встретить в лесу?

Дети: Диких животных и птиц.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что делают дикие животные осенью в лесу?

Дети: Готовятся к зиме.

Воспитатель: Как они готовятся.

Дети: Медведь спит в берлоге, заяц и белочка меняют шубку, белочка делает запасы.

Воспитатель: Вы хотите помочь диким животным сделать запасы?

Дети: Да!

Воспитатель: Подойдите ко мне. Перед вами лежат конверты, в них картинки, разрезанные на несколько частей, вам нужно будет собрать картинку и когда вы её соберёте вы узнаете какие запасы вы сделали.

(Дети собирают картинки, разрезанные на несколько частей. )

Игра «Собери картинку».

Воспитатель: Что у тебя получилось, а у тебя что получилось и т.д.,

Воспитатель: Молодцы ребята! Кто в лесу собирает грибы, орехи и шишки?

Дети: Белочка!

Пальчиковая гимнастика «Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка-белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?

(Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.)

Воспитатель: - Ой, ребятки посмотрите кто это там за ёлочкой прячется. Это белочка!

Белочка: У нас в лесу все готовятся к зиме. Я тоже готовилась - делала запасы.

Воспитатель: Белочка мы с ребятами тоже решили тебе помочь – собрали запасы тебе на зиму.

Белочка: Спасибо вам ребята вы так мне помогли. Вот только я не знаю, как же мне их разложить по кладовым. Может быт вы знаете, ребята?

Воспитатель: Не волнуйся белочка ребята тебе помогут.

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем белочке?

Дети: Да. Поможем.

Задание с блоками Дьенеша

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста ко мне. Ребята, посмотрите, что лежит перед вами на подносе?

Дети: блоки Дьенеша.

Воспитатель: Нам нужно помочь белочке разложить запасы по кладовым, чтобы белочка могла зимой питаться. Это мы будем делать, читая карточки-символы.

- Сейчас вы разделитесь на пары, у каждой пары будет своё задание.

- Какие предметы должны лежать на красном подносе, какие на зелёном, какие на синем, какие на жёлтом.)

Воспитатель: Будьте очень внимательны. Ну, что готовы. Начинаем.

Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет.

Воспитатель:

-Если закончили сделайте шаг назад, чтобы было видно, как вы справились с заданием.

-Ну, что давайте проверять. Какие фигуры должны лежать на красном подносе?

(Ответы детей)

-Какие фигуры должны лежать на синем подносе?

(Ответы детей)

-Какие фигуры должны лежать на жёлтом подносе?

(Ответы детей)

-Какие фигуры должны лежать на зелёном подносе?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. У вас всё получилось.

Белочка: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. За это я хочу вас угостить орешками, которые я собрала. До свидания ребята. Мне пора возвращаться домой в своё дупло.

Дети: До свидания, белочка.

Воспитатель: Ребята, темнеет уже в лесу и нам пора возвращаться обратно в детский сад.

               Чтоб в саду нам очутиться,

               Надо всем нам покружиться.

               Мы вертелись, мы кружились

               И в саду все очутились.

Воспитатель:

-Вот мы с вами незаметно вернулись в детский сад.

-Идите все сюда ко мне.

-Ребята, вы такие большие молодцы!

-У нас сегодня такое интересное путешествие было.

-Вы столько дел сегодня сделали.

-Вам понравилось наше путешествие?

 -Что вам больше всего понравилось.

(Ответы детей)

Воспитатель: -А мне всё понравилось. -А сейчас давайте с вами возьмёмся за руки и скажем дружно

-Мы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

Конспект НОД в средней логопедической группе по образовательной области: «Коммуникация» на тему: «Путешествие в страну игрушек».

Речь - одна  из  важнейших  линий  развития  ребёнка.  Благодаря  родному  языку  ребёнок  входит  в  наш  мир,  получает  ши...

Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.

Конспект занятия-развлечения  по развитию речи в средней логопедической группе          Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...

Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.

Конспект занятия-развлечения  по развитию речи в средней логопедической группе          Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС».

Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей с ОНР старшей логопедической группы.Тема. «Путешествие в осенний лес».Задачи.·       Совершенствование дв...

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности воспитателя и логопеда с детьми по развитию речи и развитию коммуникативных навыков. старшая логопедическая группа Тема: «Путешествие в осенний лес» (игра – путешествие)

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности  воспитателя и логопеда с детьми  по развитию речи и развитию коммуникативных навыков.  старшая логопедическая группа Тема: «...

Методическая разработка для занятия с детьми средней логопедической группы Тема: «Путешествие по стране геометрических фигур» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Познакомить детей с геометрическими фигурами, тренировать в решении логических задач на закономерную последовательность....