Организация исследовательской деятельности старших дошкольников
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Терехова Наталия Ивановна

Система работы по развитию познавательной активности дошкольников через исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ».

                      Старший   воспитатель

                  МАДОУ «детский сад комбинированного вида №77»

                 Терехова Наталия Ивановна,

г.Хабаровск.

«Самое лучшее открытие – то,

которое ребенок делает сам».

Ральф У.Эмерсон

«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли»

  Л.С. Выготский

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Ведущие педагоги и психологи обращают наше внимание на  необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.          

 В связи с этим особый интерес представляет организация познавательно-исследовательской деятельности детей, создание условий для развития познавательной активности ребенка.

Познавательная активность – состояние внутренней активности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире      (М.И. Лисина)

        

        Чтобы поддерживать и развивать познавательную активность, необходимо опираться на познавательные интересы детей.

        Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности

Познавательный интерес и исследовательская активность ребенка тесно связаны. Любопытство, постепенно трансформирующееся в любознательность, затем в познавательную потребность – главный мотив   исследовательского поведения.

Поисковая активность имеет биологические корни.
Это глубинная, внутренняя, биологическая потребность психики. В основе ПА лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс (безусловный рефлекс И.П. Павлова).
Потребность в поисковой активности проявляется у человека в творчестве.
Неудовлетворенная потребность человека в исследовательской активности (творчестве)  может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и психическим заболеваниям

«Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются». (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко)
Не реализованная поисковая активность ребенка обычно находит выход в деструктивной (разрушительной) деятельности

Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он самостоятельно строит свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй тип исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Исследовательскую деятельность детей можно условно разделить на три тематических раздела:

  • Эмпирические исследования (экспериментирование и опыты).
  • Теоретические исследования.
  • Фантазийные исследования.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими — познавательными — мотивами,

 осознанным намерением понять, как устроены вещи,

узнать новое о мире,

 упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

 Весь этот процесс вычленения познавательно-исследовательской деятельности тесно связан с этапами развития детского мышления.

   Исходя из этого, для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей  определяются следующие задачи:

1.Расширять представления детей о “большом мире” через осмысление основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).

2.Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

3.Предоставить ребенку возможность для исследовательской деятельности как активного метода познания.

4.Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

Одним из эффективных  методов   в работе по  решению этих  является детское экспериментирование. Этот подход позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

 Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.)  установили тесную связь между детским экспериментированием и повышением детской познавательной активности, широким развитием интеллектуальных и творческих способностей детей. А  Н.Н.Поддьяков дает такое определение.: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

       Работы современных исследователей (Ивановой А.И., Куликовской И.Э., Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А., Поддьякова Н. Н.) помогают  определить основные направления исследовательской деятельности детей.

      Организуя воспитательно-образовательный процесс, необходимо было соблюдать следующие педагогические условия:

  • Не ослаблять познавательный интерес ребенка недоверием и негативными оценками.
  • Дети должны делать свои маленькие открытия, а не только получать готовые знания от взрослых.
  • Создать условия, для овладения детьми средствами и способами познания и описания окружающей действительности.
  • Поощрять вопросы детей.
  • Знакомство дошкольников с окружающим миром должно сводиться к выработке навыков истолкования своего опыта.
  • Использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.

Следующим  шагом подготовительного этапа  должно стать создание предметно-развивающей среды: в группе необходимо  создан уголок юных интеллектуалов, так сказать «Зона для экспериментирования» -  это новый элемент развивающей предметной среды, направленный на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. Лаборатория создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория это база для специфической игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные ими на занятиях в детском саду  лаборатория для проведения экспериментов и исследований.

Материалы, находящиеся  в уголке экспериментирования,   распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», что позволяет детям легко найти необходимые предметы.

Основное оборудование  лаборатории:

-приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

-бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

-технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

-красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

-медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.;

- детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Необходимо   познакомить  детей с лабораторией,  с оборудованием, Совместно с детьми   разработать  условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки, правила работы.

Например:

-бери только нужные для  работы материалы;

-работай с сыпучими материалами на подносе;

-клади на место все материалы по окончании работы; и т.д.

Составленные вместе с детьми стихотворения помогают без труда не только запомнить эти правила, но и выполнять их.

Например:

С водой.

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело,

Пролил воду – не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг, он нам помог,

и никто здесь не промок.

 С песком.

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

Со стеклом.    

Со стеклом будь осторожен-

ведь оно разиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок,

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С огнем.

Помни правило - огонь

Никогда один не тронь!

По окончании работы.

Ты работу   завершил,

Все на место положил.  

Особенности детского экспериментирования

  • Детское экспериментирование свободно от обязательности.
  • Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.
  • Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана
  • Дети не могут работать, не разговаривая.
  • Следует учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.
  • В ходе проведения опыта ребенок имеет право на ошибку.
  • Соблюдение правил безопасности.
  • Детское экспериментирование является способом введения ребенка в целостный педагогический процесс.
  • Анализ результатов и формулирование выводов.

Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношением к работе.

Этих правил необходимо  придерживаться в ходе проведения опытов и экспериментов.

 Не надо  торопиться дать детям готовый ответ, а нужно способствовать тому, чтобы дети нашли ответ самостоятельно, т.к. в ходе поиска они получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

При проведении экспериментов необходимо  учитывать личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, который основывается на признании права каждого из участников экспериментального процесса быть личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим людям.

 Во время любого эксперимента  необходимо  сохранить у ребенка   ощущение внутренней свободы. Как и при игре, жестко не регламентируется продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением,  не обязательно  прерывать его занятие только потому, что истекло, время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, то   его можно прекратить. В процессе экспериментирования  дети могут варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.

Во время работы дети  разговаривают между собой,  проговаривают свои действия вслух, при этом делятся своими открытиями, выясняют, нет ли у других чего-либо нового и интересного.  

   Полученные знания и умения на занятиях, дети применяют и в    

   самостоятельной деятельности, и в совместной деятельности с  

   воспитателями группы в течение дня , и дома с родителями.

     Целенаправленная систематическая работа с использованием экспериментирования показала, что это наиболее успешный путь  ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Результаты  работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние:

  • на повышение уровня развития познавательных способностей, познавательного интереса, познавательной активности ;повысились  исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  •  на речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  •  на личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • на знания детей  об окружающем мире.

Предполагаемая система работы в детском саду  по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям  инструмент самостоятельного познания окружающего мира.

Полученный багаж знаний и умений, позволяет каждому ребенку раскрыть его индивидуальные и творческие способности, поддержать в дошкольнике интерес к исследовательской деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Цель исследования: выявление эффективных форм и методов организации театрализованной деятельности, способствующих формированию эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста....

«Разработка детского проекта «Мы - огородники» «Организация исследовательской деятельности старших дошкольников»

В ходе исследовательской деятельности дети знакомяться с причинно-следственными связями (значимости воды, тепла, света).  Для решения данной проблемной ситуации дети знакомятся с процессом роста ...

«Путешествие в школу «Магнитолию». Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Ирина Лысанова «Путешествие в школу «Магнитолию». Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольниковТема :"Путешествие в школу «Магнитолию»".Цели: развивать мыслит...

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

Организация исследовательской деятельности старших дошкольников с использованием экспериментирования

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основа...

Развитие познавательного интереса путём организации исследовательской деятельности старших дошкольников

исследовательская деятельность дошкольников на примере занятия по методике А.И. Савенкова...