Развитие познавательного интереса путём организации исследовательской деятельности старших дошкольников
статья

Артемьева И.А.

исследовательская деятельность дошкольников на примере занятия по методике А.И. Савенкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

Развитие познавательного интереса путём организации исследовательской деятельности  старших дошкольников.

И.А.Артемьева,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Бобровский детский сад №3 «Солнышко»

Аннотация. В статье показана эффективность использования процесса формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: познавательный интерес, исследовательская деятельность, методы исследования.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня становится всё больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в  дошкольном возрасте.

Данная тема изучалась такими учёными, как Аванесовой В.Н., Афонькиной Ю.А., Баскаковым И.Л., Березиным В.Г., Ю.А.Савинковым, Божович Л.И., Выготским Л.С..и др.

Для комплексного изучения сформированности учебно-познавательной мотивации нами использовалась диагностическая методика Н.Б.Шумаковой.

Активность обучающихся отслеживалась методом наблюдения и фиксировалась в форме карт наблюдений.

Анализ успеваемости отслеживался регулярным  проведением мониторинга.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что использование  методов психологического воздействия способствует развитию познавательного интереса у старших дошкольников.

Таким образом, в процессе исследования удалось определить эффективность отдельных методов психологического воздействия на формирование познавательного интереса  дошкольников.

Литература

  1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду./В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1990. – 102 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 134 с.
  3. Афонькина, Ю.А., Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии /Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. – М.: Просвещение Владос, 1994. – 234 с.
  4. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника и методы его изучения./И.Л. Баскакова. – М.: Воронеж, 1995. – 170 с.
  5. Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности./В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб., 1994. – 111 с.
  6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 245 с.
  7. Короткова, Н. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста./Н. Короткова. //Ребенок в детском саду. – 2002, № 1. –с. 42-47.
  8. Познавательное развитие дошкольников: Системный подход /Под ред. И.В. Суворина. – Мурманск: МГПИ, 2002. – 291 с.
  9. Савинков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания./А.И. Савенков. – Ярославль, 2002. – 201 с.
  10. Шумакова Н.Б. Возраст вопросов// Педагогика и психология.-1990, №10.- с.34-37.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребёнок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (познавательный интерес) и механизмы его осуществления. В качестве примера приведём методику учебных исследований со старшими дошкольниками.

Для знакомства детей с методикой проведения учебных исследований понадобится 2-3 фронтальных тренировочных занятия с группой. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребёнка с «техникой» проведения исследования.

Для этого понадобятся карточки с символическим изображением «методов исследования». C:\Users\FOX\Desktop\Мои документы\исследоват. деят-ть\img1.jpg

Первый этап: «Тренировочные занятия».

Посадим группу детей на ковёр кружком и объявим, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые учёные. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобится два «добровольца». Они вместе с нами будут выполнять работу от первого до последнего этапа, все остальные дети на первом занятии будут участвовать пока только как зрители.

Выбранная  пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложим им заготовленные нами карточки с различными изображениями — темами исследований. После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме. Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, кладём на середину круга, остальные аналогичные карточки (с «темами исследования») нужно пока убрать.

Например, дети выбрали карточку с изображением капусты. Тема нашего исследования — «Волшебница капуста». Объясним исследователям, что их задача — подготовить доклад. Но для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию о капусте  и обработать её. Как это можно сделать?

Для детей это сложное и новое дело. Надо рассказать им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы воспитатель подвёл детей к тому, чтобы они сами их назвали.

Начнём с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?» Естественно, что эти вопросы не только к тем, кто у нас выделен специально для проведения исследования, но ко всем детям. Дети начнут предлагать самые разные варианты. Надо их подвести  к идее, что сначала надо подумать.

Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения нет, его придётся подсказать. Как только с этим все согласились, кладём на ковёр перед исследователями карточку с символом, обозначающим действие — «подумать».

Следующий вопрос — «Где ещё мы можем узнать что-то новое о капусте?» Отвечая на него вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах». Можно предложить и другие методы, например — получить информацию у компьютера, позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе или бабушке. Следует понимать, что набор методов зависит от реальных возможностей. Чем больше этих возможностей, тем  больше методов, тем лучше и интереснее пойдёт работа.

 Следующим этапом является сбор материала. Теперь, когда «исследователи» определили последовательность работы, начинаем собирать материал. Разложенные на ковре карточки  - это план исследования.

Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Сделать это технически несложно, несмотря на то, что дети ещё не умеют писать. На маленьких, заранее заготовленных листочках бумаги (лучше всего для этих целей подойдёт бумага из тетрадей в клетку), ручкой сделаем заметки. Это могут быть несложные рисунки, отдельные, уже знакомые буквы или даже специальные, изобретенные «на ходу» детьми знаки и символы.

С каждым занятием мастерство символического изображения фиксируемых идей  будет расти.

Уже в старшем дошкольном возрасте ребёнком активно воспринимается чувственно-образная информация о мире, которая в дальнейшем станет объектом осмысления и изучения. В итоге «юный исследователь» учится постепенно познавать такую важнейшую характеристику текста, как его логическая структура, последовательность изложения. Используемое нами пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).

Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребёнка является показателем того, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления ребёнка и, следовательно, приобретает для него значимость.

Подумав, приходим к выводу: «капуста — это овощ, растёт на огороде; любят кролики, козы». Для того чтобы это зафиксировать, нарисуем, например, на листочке изображения кролика и капусты.

Следующая идея: «капуста бывает разного размера». Отмечаем всё это на наших листочках схематично.

Затем, подумав, дети отмечают, что капуста бывает разных видов (пекинская, цветная).

Как показывает наш экспериментальный опыт, этих несложных значков оказывается вполне достаточно для фиксации такой простой информации на короткий срок.

Но идеи могут быть и такими, что их сложно воплотить в изображении, однако выход всегда есть. Например, исследователи пришли к мысли, что капуста полезна для здоровья. Нарисуем маленького человечка и рядом с ним капусту. Причём подчёркиваем, не надо концентрироваться на «правильности» изображения. Старайтесь обучать ребёнка тому, чтобы эти значки и символы он делал быстро. Для этого он должен действовать раскованно и свободно.

Способность изобретать эти символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития. Наш экспериментальный опыт показывает, что дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.

Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым.

Первое время следует особенно фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше. Так, например, в нашем случае кто-то может подсказать, что капуста в переводе означает «голова».

Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге. Можно посмотреть иллюстрации и попросить помощи у того, кто может прочитать. В ходе занятия кроме воспитателя ребёнку в этом никто не поможет. Поэтому надо заранее подобрать литературу и быть готовым. Прочитайте нужный текст, вслух исследователям. И помогите также зафиксировать новые идеи.

Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Возможность их использования может дать и рассматриваемая нами тема. Можно провести опыты и эксперименты.

Воспитатель показывает детям белокочанную капусту, краснокочанную, пекинскую. Дети сравнивают капустные кусочки, рассматривая их под лупой. И делают зарисовки. Можно продолжить эксперименты с капустой. Узнать, как вода движется по растению от корня к листьям. Для этого мы поместим листья пекинской капусты в готовые красители и (завтра) узнаем результат.

Отметим, что у дошкольника способность концентрировать внимание невысока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Если какой-то из методов на начальных этапах работы «не идёт», не страшно — можно не акцентировать на этом внимание. Помогите ребёнку сгруппировать то, что он уже имеет. Очень важно поддерживать темп, чтобы работа шла на «одном дыхании».

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре на глазах у всех листочки с собранной информацией. И начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, и продумывать, что мы можем рассказать по результатам проведённого исследования. На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям, обобщать полученные разрозненные данные. Для ребёнка это очень сложная задача.

Но вместе с тем, на этом материале можно развивать мышление и творческие способности ребёнка. Во-первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные. Затем можно попытаться дать определения некоторым основным понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Иным является лишь степень «новизны» самих фактов.

Как только информация обобщена, наши исследователи делают  доклад по теме: «Волшебница капуста». И делаем вывод: капуста улучшает аппетит, полезна при многих заболеваниях, капуста  очень полезный продукт.

Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребёнка. Выступая индикатором уровня общего развития, это сообщение будет служить и важным средством развития и обучения. Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается всё больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими, развёрнутыми и обстоятельными.

После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение их доклада, дать слушателям возможность задать вопросы. Процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога.

Первое занятие на этом можно считать законченным. Мы познакомили детей с общей схемой деятельности. Теперь нам предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования. Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации.

Второй этап: «Самостоятельные учебные исследования старших дошкольников». Нам понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований. Их количество должно равняться количеству детей в группе. Каждому ребёнку потребуется  специальная «папка исследователя»

 На лист картона наклеим небольшие кармашки из плотной бумаги. Над каждым кармашком схематическое изображение «метода исследования». В эти кармашки мы будем вкладывать свои пиктографические записки. На них будет фиксироваться собираемая информация.C:\Users\FOX\Desktop\20220418_095353.jpg

Проведение исследования. На этом этапе в исследовательский поиск вовлекается вся группа. Начинается занятие с выбора тем исследователями. Карточки с изображениями «тем» будущих исследований раскладываем на столе. Эту игровую технологию можно использовать на различных занятиях. В этом случае заготовленные карточки с изображениями тем должны быть связаны с кругом изучаемых проблем.

Выбрав тему, каждый ребёнок получает специальную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. План исследования изложен и зафиксирован на кармашках нашей папки.

Вооружившись всем необходимым, каждый ребёнок (либо пара, группа детей) начинает действовать самостоятельно. Задача — собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время — в рамках одного занятия.

Дети работают самостоятельно, они сами изучают всё, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога — выполнять обязанности консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик должен  выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Неважно, что содержательный материал, на котором работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого, для нас важно в данном случае то, что за этим внешне простым делом формируются качества творческой личности.

Заслушать все доклады на одном занятии сложно. Ведь надо не только дать ребёнку возможность высказаться, но и ответить на вопросы. Поэтому, надо учить детей говорить кратко и точно.

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и в особенности тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности (культурных практик), которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?), что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.        

Партнёрская познавательно-исследовательская деятельность с взрослым ценная для развития ребёнка и должна  придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их «изыскания» за пределами занятия.

Развитие познавательного  интереса  даёт большой простор для развития творческого, мышления, речи ребёнка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников.

Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников. Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окру...

Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников

в работе рассмотрены некоторые приемы развития познавательного интереса детей дошкольного возраста...

Выступление на педсовете. Доклад "Развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектный метод"

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают взрослые. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информ...

конкурсДоклад Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников

Изучение психолого – педагогической литературы позволило выделить стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста, по мнению В. А. Онищук они таковы:...

Развитие познавательных интересов в процессе исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

. Ребёнок познаёт окружающий мир через исследовательскую деятельность и в этой деятельности у него развиваются познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь. В процессе позн...

Мастер-класс для родителей "Развитие познавательного интереса детей средствами исследовательской деятельности"

Как развить познавательный интерес у детей,при использовании исследовательской деятельности....

Консультация для родителей "Развитие познавательного интереса, творческой и исследовательской активно-сти дошкольников в процессе детского экспериментирования"

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Но, как подчеркивают психо...