Познавательные беседы по экологическому воспитанию в средней группе детского сада.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Один из важнейших приёмов взаимодействия с детьми в средней группе (дети 4–5 лет) является беседа. Спланированный разговор с группой малышей или одним ребёнком, посвящённый рассмотрению темы обучающего, развивающего или воспитательного содержания, позволяет решать целый ряд задач образовательного процесса в детском саду. Беседы по экологии расширяют знания детей о природе; продолжают формировать представление о роли природы в жизни человека;  развивают кругозор, мышление, связанную речь, воспитывают  заботливое отношение к природе. Данным материалом могут воспользоваться педагоги при проведении экологических бесед.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательные беседы по экологическому воспитанию в средней группе детского сада.

Один из важнейших приёмов взаимодействия с детьми в средней группе (дети 4–5 лет) является беседа. Спланированный разговор с группой малышей или одним ребёнком, посвящённый рассмотрению темы обучающего, развивающего или воспитательного содержания, позволяет решать целый ряд задач образовательного процесса в детском саду. Беседы по экологии расширяют знания детей о природе; продолжают формировать представление о роли природы в жизни человека;  развивают кругозор, мышление, связанную речь, воспитывают  заботливое отношение к природе. Данным материалом могут воспользоваться педагоги при проведении экологических бесед. 

ПТИЦЫ
(беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири))

 

Программное содержание: способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.

Предварительная работа:

– Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.

– Изготовление кормушек и вынос их на участок.

– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

– Рассматривание модели «Птицы».

    – Заучивание стихов.

Ход беседы

1. Отгадывание загадок:

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее… (ворона.)

Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень, тень!» (Синица.)

Грудка ярче, чем заря

У кого… (у снегиря.)

Дети отгадывают загадки, находят картинки птиц и выставляют на мольберт.

2. Беседа «Что знаем о птицах».

Вопросы:

– Как называется птица?

– Опишите внешний вид. (Дети с помощью воспитателя отвечают на вопросы.)

Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Хотя ворона и вороватая птица, но все- таки польза от нее есть: она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городах.

- Где живут и чем питаются вороны?

Живут вороны везде: в лесах, в деревнях, в городах, в садах, причем лесные вороны зимой переселяются в города. Здесь они могут найти остатки еды со стола человека. Вороны едят любую пищу; насекомых,  семена растений, листья, почки, цветы. Весь день вороны добывают еду, а ночь проводят на деревьях большими шумными стаями.

 У синицы  оперение яркое и красивое. Кажется, что птичка нарядилась в желтую кофточку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой; сорока – по бокам  перышки совсем белые, голова и крылья – черные, хвост тоже черный с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела; снегирь – спинка синевато-серая, хвост и крылья – черные, а грудка – ярко-красная.

– Где проводят зиму?

– Чем питаются? (Описывают птиц по очереди.)

3. Игра «Птичка и кот».

Дети-птички ищут корм, находят, клюют, кот притаился за деревом. По сигналу «Кот» дети разбегаются, а кот пытается их поймать.

4. Игра-звукоподражание «Кто как кричит?».

– Угадайте, какая птица произносит такие звуки, и повторите их:

кар-кар (ворона);

ча-ча-ча (сорока);

рюм-рюм-рюм (снегирь);

синь-синь-синь (синица).

5. Чтение стихов о птицах.

 

 

ДИКИЕ ЗВЕРИ ЗИМОЙ
(беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе)

 

Программное содержание:  обогащать и углублять  знания детей о диких зверях в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу); развивать умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей, развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа; освоить умение рассказывать последовательно, связанно.

Предварительная работа:

-Рассматривание  иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Дидактические игры, направленные на подготовку детей к составлению рассказов.

– Рассказы воспитателя о диких животных.

 

Ход беседы

1.Заочная экскурсия в зимний лес.

Детям предлагается экскурсия в зимний лес (схема-макет в группе). Дети вспоминают правила поведения в лесу.

По следам зайцев подходят к картинке или игрушке.

– Кто это? Как выглядит? (Уши длинные, хвост короткий, задние лапы длиннее передних, острые зубы, которыми он, как ножом, срезает кору деревьев.)

– Почему его не заметно на снегу? (Поменял шубку).

Дети идут дальше. На пути два бугорка: один большой, другой маленький.

– Кто всю зиму спит? Кто спрятался? (Еж и медведь.)

– Вспомните, как выглядит еж. (Можно показать картинку, если дети затрудняются.)

– Что у ежа в норке? (Корм на зиму не запасает, норка выстлана сухими листьями, спит всю зиму.) (Показать картинку.)

2. Беседа о медведе.

В о п р о с ы:

– Как выглядит медведь? (Большой, одет в теплую бурую шубу, ходит тихо, быстро бегает, лазает по деревьям, может плавать.)

– Как называется зимнее жилище медведя? (Берлога, которую он устилает листьями, хвоей). У медведицы зимой в берлоге появляются медвежата.

3. И г р а - и м и т а ц и я «Большой медведь и маленький медвежонок».

4. Беседа о белке.

На снегу разбросаны чешуйки и стерженьки шишек.

– Кто насорил в лесу?

– Кто любит лакомиться шишками? (На ветке сидит белка).

– Как она выглядит? (Поменяла шубку с рыже-золотой на серебристо-серую, теплую, пушистый хвост, который бережет, чистит.)

– Где живет? (В дупле).

Воспитатель или ребенок ч и т а е т   с т и х о т в о р е н и е:

Скачет белка там и тут.

Белкин хвост – как парашют!

Управляя им умело,

Белка вниз с сосны слетела.

Когда трескучие морозы

Ветки опушат,

Белка спрячется в дупло –

Там и сухо, и тепло!

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕРЕВНЮ К БАБУШКЕ 
(беседа о домашних животных (собака, кошка, лошадь))

 

Программное содержание:  способствовать обогащению и углублению знаний детей о домашних животных (внешний вид, пища, условия жизни); развитию умений устанавливать связи между образом жизни домашних животных и человека; воспитывать заботливое отношение к домашним животным; развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа.

 Предварительная работа.

– Рассматривание иллюстраций.

– Беседы о домашних животных с детьми.

     – Наблюдение за животными на участке детского сада.

Ход беседы

1. Игровой сюрпризный момент.

Приходит  Курочка Ряба и снова приглашает детей в деревню к бабушке.

2. В с т р е ч а   с  х о з я й к о й  (бабушка – воспитатель).

Подходят к конюшне. Бабушка рассказывает о лошади, а дети помогают (картинка): большое и сильное животное, которое используется для перевозки тяжестей. (Дети описывают внешний вид.)

Бабушка. Дед чистит стойло, моет и чистит лошадь, кормит ее овсом и сеном (рассмотреть корм), поит чистой водой.

3. И г р а - и м и т а ц и я - з в у к о п о д р а ж а н и е «Лошадки»:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

4. Беседа   о собаке.

Подходят к избе. Рядом с избой маленький домик – будка. Курочка говорит, что боится этого животного, потому что часто рычит, громко лает, у него острые зубы.

– Кто это? (Собака.)

Дети с опаской подходят тихо к будке.

Бабушка. Не бойтесь, она на своих не лает, а вы ведь свои.

5. Р а б о т а   п о  к а р т и н к е  «Собака со щенятами».

В о п р о с ы:

– Кто это? Что видите возле будки? (Миска, кость.)

– Как вы думаете, что любит собака? Как вы догадались?

– Как помогает собака деду с бабкой?

– Как они заботятся о ней?

Курочка. Пойдемте к тому, кого я не боюсь. Она не лает, только мурлыкает, такая пушистая, мягкая. Кто это? (Дети рассказывают про кошку.)

– Как выглядит кошка?

– Что любит?

6. Отгадывание загадок.

Молоко пьет, песенки поет.

Чисто умывается,

А с водою не знается.

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

Под полом таится,

Кошки боится. (Мышь.)

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций.

– Беседы о домашних животных с детьми.

– Наблюдение за животными на участке детского сада.

 

КАК ПОМОЧЬ РАСТЕНИЮ 
(наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы)

 

Программное содержание: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); развивать  умение  поливать растения, используя при этом модель трудового процесса.  Применять знания о растении как о живом существе (растению для жизни нужна вода); устанавливать связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; обучать трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Предварительная работа.

– Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

– Анализ схемы «Растения».

– Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

– Работа в дневнике наблюдений.

– Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

Ход беседы

1.Игровой сюрпризный момент.

В группу к детям приходит грустный  Карлсон. У него в руках комнатное растение, которое завяло.

Карлсон: Мое растение было такое красивое, как на картинке (показывает картинку), а теперь вот заболело, и мне его очень жалко.

Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Какие ласковые слова мы ему можем сказать?

Дети спрашивают у Карлсона, где у него находилось растение, как он за ним ухаживал.

Карлсон. На крыше, под ведром…

2. Исследование  «Что нужно растению».

Воспитатель. Что, ребята, Карлсон не так делал? Давайте поможем ему.

Дети находят и выставляют 3 схемы: свет, вода, тепло.

По схемам рассказывают, зачем растению каждый из этих компонентов.

Воспитатель. Как себя должно чувствовать растение? Каким должно быть?

Выставляет схему и рисунки со стадиями роста растения, с изображением ухода за ним человека.

Воспитатель. А какое сейчас растение?

Находят и выставляют схему цветущего растения.

3. Беседа «Как нужно поливать?».

Карлсон приносит пустую лейку, дети обследуют, делают вывод, что нужна лейка с водой, выставляют схему.

Карлсон. А я знаю, как нужно поливать (все делает неправильно).

Дети находят схему трудовых действий(полив).

Воспитатель предлагает детям найти в группе растения, нуждающиеся в поливе, и полить их.

Дети поливают растение в соответствии с действиями по схеме.

Карлсон благодарит детей за урок ухода за растениями и предлагает поиграть вместе с ним.

ЗИМУШКА-ЗИМА 

 

Программное содержание: развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках; активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период); поддерживать познавательные интересы к природе; воспитывать положительное отношение к красоте окружающей природы.

Предварительная работа.

– Наблюдение за состоянием погоды, объектами живой природы.

– Чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме.

– Рассматривание пейзажных картин о зиме.

    – Труд на участке зимой.

Ход беседы

1. И г р а «Когда это бывает?».

Воспитатель называет признаки зимы и осени, дети отгадывают и находят карточки-схемы с зимними явлениями природы.

2. Задание. Назовите зимующих птиц и найдите картинки с их изображением.

3. Отгадывание загадок.

Среди леса кузнецы куют. (Дятлы.)

Маленький мальчишка в сером  армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)

4. И г р а  «Во что любите играть зимой?».

Дети сидят полукругом. Воспитатель передает кому-либо из детей снежинку. Получивший еe, называет известную зимнюю игру.

5. Рассматривание и описание снежинки: какая она?

6. И г р а «Кто больше назовет признаков зимы?».

Дети становятся в круг, по кругу передается «волшебная снежинка», каждый ребенок называет признак зимы, кто не может назвать – выбывает из игры.

7. К о н к у р с  стихотворений о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром (экологическое воспитание) в средней группе детского сада

Планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром (экологическое воспитание)  в средней группе детского садаИспользованная методическая литература:1. «...

Конспект НОД "Прогулка в лес" по экологическому воспитанию в средней группе детского сада

Создание условий для формирования представлений о правилах поведения людей в природе.Способствовать накоплению представлений о правилах поведения людей в лесу...

Конспект ООД Беседа по экологическому воспитанию детей средней группы "Сохраним нашу природу во всей её красе".

Беседа по экологическому воспитанию детей средней группы"Сохраним нашу природу во всей её красе".Цель:Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе.Задачи:Заложить в детях о...

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей средней группы детского сада «Всё о животных».

Данная методическая разработка предназначена для средней группы и достигаются следующие цели: уточнение представления детей о знакомых животных, условиях их жизни, роли человека в жизни «братьев...

Проект по экологическому воспитанию в средней группе детского сада"Природа мордовского края"

Данный проект имеет познавательно- творческую направленность,расчитан на один учебный год и знакомит дошкольников с флорой и фауной республики Мордовия...

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

Проект направлен на заинтересованность и расширение знаний дошкольников по экологическому воспитанию. Целью данного проекта является воспитание у детей экологической культуры. Данный проект необходим ...