Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с социальным миром, рисованию и аппликации "Природная стихия - огонь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ершова Ольга Владимировна

 Огонь может быть другом, но может стать врагом. Правила поведения при возникновении пожара. Работа пожарных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

 ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный»

 

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающем миром, рисованию и аппликации (подготовительная группа)

Тема: «Природная стихия – огонь»

Подготовила воспитатель

подготовительной группы № 11

Ершова О.В.

Москва 2018 г.

Цель: углубить представления детей о роли огня в жизни человека.

Образовательные задачи: закрепить знание правил пожарной безопасности.

Развивающие задачи: развивать речь детей, воображение, наблюдательность.

Воспитательные задачи: формировать образные представления, нравственные понятия, уважительное отношение к труду пожарных.

Предварительная работа: отгадывание загадок об огне; чтение мифа о Прометее; инсценировка сказки «Кошкин дом»; чтение сказки «Как огонь с человеком подружился».

Материалы: музыкальная запись: венгерский танец «Чардаш» Чайковского или «Танец с саблями»; Хачатуряна; листы белой, красной, желтой, оранжевой бумаги, клей, кисти; грамзапись «Кошкин дом», цветные карандаши.

Словарная работа: стихия, бедствие.

Ход занятия

     Воспитатель предлагает детям отгадать тему занятия, дав ответ на загадки.

Загадывание загадок, связанных с огнем

Дрожит свинка – золотая щетинка.

Жевать не жую, а все пожираю.

На привале нам помог: суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош, да с собой не понесешь.

Красный петушок по жердочки бежит.

Беседа «Огонь – спутник и помощник человека»

       Рассказ воспитателя об огне – давнем друге человека. Во все времена люди стремились использовать огонь для своего блага. Еще древний человек научился использовать огонь для обогрева своего жилища, и человек стал меньше болеть простудными заболеваниями, увеличилась продолжительность его жизни; с помощью огня люди стали готовить себе пищу, что способствовало ее лучшему усвоению и более быстрому развитию мозга человека. Огонь помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и жилья. Наши древние предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» огонь, поселяя его в своих пещерах. И это не случайно. Ведь огонь действительно стал для человека другом, помогая людям бороться за жизнь.

     Да, огонь может быть другом для всех нас, но он может быть и врагом. Как же так? Давайте разберемся: когда огонь бывает другом и почему становится врагом.

     Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь все лучше и лучше. Многие его загадки перестали быть загадками. Но другом и помощником огонь быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает людям готовить еду – и в квартире на газовой плите, и в деревенской печке, и в туристическом походе или на рыбалке у реки.

     А есть еще огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб.

На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах при помощи огня варят сталь. Из нее делают трубы и станки, автомобили и самолеты. Сила у друга огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумело и не осторожно, то огонь может стать страшным, коварным, злым врагом.

«Пожар – стихийное бедствие»

     Огонь может натворить много бед. Это пожары! Горят магазины, больницы, школы, леса, хлебные поля. В результате колоссальные убытки, потери. А главное – погибают люди и, конечно, дети. Чтобы этого не случилось, все мы должны всегда осторожно обращаться с огнем, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшими братишками и сестренками, за всеми малышами. Ведь очень большое количество пожаров связанно с шалостью, игрой со спичками. Чиркнул спичкой без нужды, бросил на пол – вот уже и пожар. Пожар может возникнуть и от телевизора, утюга, других электроприборов, включенных в сеть и оставленных без присмотра. Несчастье может случится у новогодней елки, если вместо электрогирлянды используют свечи или бенгальские огни, в праздник устраивают в квартире фейерверки.

     Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому надо стараться, чтобы огонь был нам только другом!

     Но если случилась беда – пожар, ивы остались дома одни, то при первом появлении дыма или огня необходимо позвонить по телефону 01 и вызвать пожарную команду, дождаться ответа и сообщить свой адрес или обратиться к соседям по квартире, по лестничной площадке. Нельзя прятаться под кровать, убегать в другую комнату – лучше совсем убежать из квартиры.

    Ребята, давайте запомним правила. Чтобы не было пожара:

  1. Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.
  2. Самостоятельно не разжигайте газовую плиту, а в сельской местности или на даче не пытайтесь растапливать печь.
  3. Не оставляйте без присмотра включенный утюг и другие электроприборы.
  4. В лесу не разжигайте костер без взрослых.
  5. Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

Давайте, и мы с вами, ребята, будем беречь себя, своих близких, свой дом, нашу природу – одним словом, все беречь от огня.

Ребята!

Помните о том,

Что нельзя шутить с огнем.

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен!

Запомните, дети,

Правила эти:

Та о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал.

Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер – ноль один!

На пожар

Все как один

По тревоге ноль один!

Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек целый дом может сжечь.

Если имущество хочешь сберечь –

Не уходи, когда топится печь.

Костер вы бросили в лесу –

И вот несчастье на носу.

Костер в лесу опасен –

Запомни это каждый.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

 Может быть беда большая

Для построек и людей.

     

     Воспитатель побуждает детей объяснить, как используется огонь для различных целей. В каких случаях он приносит пользу, а в каких – непоправимый вред.

Игра «Хорошо – плохо»

     Детям раздают карточки, изображающие различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Дети с карточками «хорошего» применения огня должны встать справа от воспитателя, а с «плохим» - слева.

Итог игры: применение огня может быть, как полезным, так и вредным.

Разминка для пальчиков

В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя.

Выставляются вверх большие пальчики обеих рук.

Поочередно называемые пальчики соединяются с большими на обеих руках одновременно. Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы. Кулачки стучат друг о друга. Ритмичное сжимание пальцев в кулаки.

Рисование

     Воспитатель обращается к детям:

- Какое полезное изобретение, связанное с огнем, вы хотели бы нарисовать? (Дети рисуют свои изобретения. По окончанию рисования идет обсуждение детских рисунков.)

     Воспитатель подводит итог: «Помни, что любое изобретение оставляет на Земле свой след. Сделай так, чтобы твое изобретение оставило «полезный след».

Пословицы об огне

От искры сыр-бор загорается.

От искры Москва загорелась.

Берегись, не ожгись.

Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.

Не шути с огнем, обожжешься.

Огонь, не вода – охватит, не выплывешь.

Огонь, не вода – пожитки не всплывают.

Физкультминутка под музыку Чайковского «Чардаш» венгерский танец или Хачатуряна «Танец с саблями».

Дети танцуют под музыку, изображая языки пламени, огонь.

     Воспитатель обращается к детям.

- Ребята, в каких произведениях мы встречаем описания пожара. Давайте вспомним эти произведения.

     В произведении С.Я. Маршака «Кошкин дом» описывается страшный пожар. (Воспитатель включает отрывок грамзаписи «Кошкин дом «или читает отрывок сам.)

Хозяйка и Василий, усатый старый кот,

Не скоро проводили соседей до ворот.

Словечко за словечко – и снова разговор,

А дома перед печкой огонь прожег ковер.

Еще одно мгновенье – и легкий огонек

Сосновые поленья окутал, обволок.

Взобрался по обоям, вскарабкался на стол

И разлетелся роем золотокрылых пчел…

- Ребята, как вы думаете, отчего возник пожар? (Дети отвечают.)

- Кто же помог потушить пожар? (дети отвечают.)

 - Да, действительно, пожарные. А как мы можем вызвать пожарных, если вдруг увидим, что что-то горит?

     Правильно. 01 – вот телефон, который надо запомнить. При этом нужно сказать свой адрес. И главное – позвать на помощь взрослых.

- Представим, ребята, что вдруг случится пожар. Что же делать? (Дети отвечают.)

     Да, правильно. Надо покинуть помещение, а не прятаться под кровать, под одеяло или в другую комнату. Вызвать пожарных.

     Некоторые люди, спасаясь от огня, выбегают из горящего помещения, оставляя двери открытыми. Распространяясь через дверные проемы, пламя охватывает помещения. Кое-кто, ничем себя не защитив, пытается уйти через помещения, охваченные огнем. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу.

Вопросы к детям

     Дети, давайте подведем итог нашей беседе.

- От чего происходят пожары? (От неосторожного обращения с огнем.)

- Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками? (Потому, что это опасно.)

- Какие беды приносит пожар? (Гибнут люди, сгорают жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города.)

- О чем надо знать, помнить, чтобы не допустить пожара? (Правильно обращаться с огнем.

- Можно ли оставлять включенным телевизор? (Нет.)

- Как вызвать пожарную машину, если случится пожар? (01)

- В какую одежду одеты пожарники? (Каски, брезентовые костюмы.)

- Чем пожарные тушат огонь? (Огонь тушат водой из длинных шлангов.)

- Какие правила поведения при возникновении пожара вы знаете? (Позвонить 01, сообщить, что случилось и назвать свой адрес; сообщить соседям о пожаре; покинуть квартиру; в задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться, пригнувшись или ползком.)

Физкультминутка

«Салют»

Вокруг все было тихо.

И вдруг – салют! Салют!

Ракеты в небе вспыхнули

И там, и тут!

Над площадью, над крышами,

Над праздничной Москвой

Взвивается все выше

Огней фонтан живой.

На улицу, на улицу

Все радостно бегут,

Кричат: «Ура»,

Любуются

На праздничный салют!

(О. Высотская)

Встать прямо, руки опустить. Поднять руки вверх.

Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо.

Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками поднять вверх (2 – 3 раза)

Легкий бег на месте.

Поднять руки вверх, крикнуть «Ура!».

Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо.

Аппликация «Костер»

Цветная бумага рвется руками, без помощи ножниц.

Итог занятия

     Человеку природа дала все – воду, огонь, тепло, свет и т.д. Он может пользоваться всем. Но нельзя делать это бездумно. Почему? За все придется отвечать. Поэтому нужно заботиться о том, чтобы в природе сохранились равновесие и гармония, мир между ее обитателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию "Караван пустыни"

Цель нашего занятия - научить детей отражать в рисунке представление о пустыне и ее обитателях .Достигали цели путем решения следующих задач:вызвать интерес к рисованию каравана верблюдов на бумаге; у...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе. Тема: «Рыжая сестрица - хитрая лисица"

( Образовательные области : ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию. «Дымковская лошадка».

дымковские игрушки (для демонстрации);бумажные силуэты лошадки;гуашь, ватные палочки.Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, цветосочетании рассматривание изделий д...