Программа дополнительного образования "Любознайки" для детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему

Терпугова Светлана Павловна

Программа направлена на формирование у детей познавательной активности в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyuboznayka_terpugova_s.p._.docx38.16 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида

Программа дополнительного образования

«Любознайки»

для детей младшего дошкольного возраста

срок реализации 2018-2019 уч.г.

  Руководитель:

воспитатель

 первой квалификационной категории

Терпугова С.П.

р.п. Маслянино2018 г.

 

       

            Программа организации кружка по экспериментированию

                      во второй  младшей группе «Любознайки»

Направленность программы:

Поисково-исследовательской деятельности  младших дошкольников.

Возраст детей: 3-4 года.

Актуальность:

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка  мире.

Исследования дают ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем.  При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку активно проявлять собственную исследовательскую деятельность.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

У детей четвёртого года жизни ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные  вопросы природоведческого содержания.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно- следственные связи. Учатся решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать  элементарные выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство полного удовлетворения от проделанной работы.

Цель:

Формирование  познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

- создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования

- формирование у детей знаний о живой и неживой природе;

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- развитие инициативы, активности, самостоятельности:

- воспитание любви и бережного отношения к живой и неживой природе.

Ожидаемый результат:

- у детей сформированы представления о живой и неживой природе;

- умеют устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов, природными явлениями;

- умеют самостоятельно делать простейшие выводы.

Системный показатель эффективности (педагогическая диагностика):

-наблюдение;

-беседа.

Итоговая аттестация:

Экологическое занятие с элементами экспериментирования «Воздух и вода –наши лучшие друзья»

Итоговое мероприятие (конспект):

Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья» 

Цель: Расширить  и закрепить представления детей о свойствах воды и воздуха.

Задачи:

1. Образовательные: обобщение и уточнение знаний детей о воздухе и воде, их свойствах: невидимые, прозрачные, бесцветные. Формирование понятий о ветре: что ветер - это движение воздуха. Расширение представления о воде и воздухе.

2. Развивающие: побуждение детей к проведению опытно-познавательной деятельности посредством экспериментирования. Развитие умения выявлять причинно-следственные связи и делать выводы. Развитие любознательности, внимания.

3. Воспитательные:  воспитание интереса к окружающему,  к эксперименталь-ной  деятельности, музыке.

Формы работы с детьми:  Беседа, игра, наблюдение, слушание музыки, опыты, экспериментирование, загадки.

Предварительная работа:

1. Проведение опытов с водой, с воздухом.

2. Беседы о воде, воздухе.

3. Рассматривание иллюстраций о состояниях воды.

Словарная работа:

Вода, прозрачная, светлая, волшебная, превращается, разноцветная, льётся, воздух, невидимый, без вкуса, легкий, без запаха.

Материал и оборудование: стаканчики с чистой водой (на каждого ребенка), воздушные шарики (на каждого ребенка), половинка лимона, баночка с сахаром, баночка с солью, три стаканчика для опытов с водой, наглядное пособие «Воздух» «Вода», запись со звуками ветра, воды, кораблики, веера.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением!

Воспитатель: Ребята, Кто же к нам придёт сегодня в гости? Давайте сядем на стульчики и подождем. Закройте глазки и послушайте, кто же это!

Дети закрывают глазки. Звучит музыка ветра. Воспитатель надевает шапочку воздуха. Появляется Волшебник Воздух.

Воздух: Ребятки, здравствуйте. Я - воздух, я прилетел к вам в гости. Мне солнышко сказало, что вы очень много про меня знаете. Вот и захотел я это проверить! Ребятки, я волшебный воздух, необыкновенный. Вы меня сейчас можете видеть, а так меня никто увидеть не может.

Посмотрите вокруг, вы видите воздух? Может его и нет? Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.

Как мы можем обнаружить воздух? (Дети дуют на ладошки.)

Что мы почувствовали на своих ладошках? (Ветерок, дуновение.)

Молодцы! Ребята, мне подарили воздушные шарики, а они у меня не летают. Что же мне делать?

Дети: надуть

Воздух: помогите мне, пожалуйста. (Воздух раздает каждому ребенку шарики и дети их надувают.)

Воздух: Ребятки, а что у вас внутри шариков? (Воздух.)

Давайте его выпустим (Дети отпускают шарики.)

Можно увидеть воздух?

Дети: нет.

Воздух: Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

Ребята, а я могу создавать ветер, я ведь волшебник.

Можем ли мы увидеть ветер? (Нет, ветер невидим.)

Ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Качаются ветки деревьев, облака плывут по небу, листья шелестят, колышутся, флаги развиваются.)

А почувствовать ветер можно? (Да.)

Попробуем создать легкий ветерок, что бы освежить себя. А помогут нам в этом веера, которые приготовил я для вас. Легко помашем. Что почувствовали? (Легкий ветерок.)

Сильнее помашем. Что почувствовали? (Ветер усилился.)

Ветер - это движение воздуха.

Воздух стоит - нет ветра, движется - возникает ветер.

Воздух предлагает детям выйти на середину группы и поиграть с ветром

Физминутка (под музыку):

-Наши ноги - это корни,

-Наше туловище - ствол,

-Наши руки - это ветви,

-Наши пальцы - это листья.

- Подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях. (Шевелят пальчиками.)

-Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки.(Шевелят кистями рук.)

-Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле. (Наклоняются из стороны в сторону.)

-Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (выпрямиться, шевелить только пальцами рук). Воздух предлагает детям сесть на стульчики.

Воздух: Молодцы, все вы про меня знаете. Спасибо вам! А веера я вам дарю! Когда вам будем жарко, вы будете и махать и меня вспоминать! А теперь пора пришла, прощаться. До свидания!

Воздух улетает.

Воспитатель: Ребятки, кто-то к нам опять в гости идет.Закройте глазки и послушайте!

Звучит запись со звуком воды. Воспитатель одевает на голову ободок голубого цвета. Появляется Волшебница Вода.

Вода: Я - волшебница-Вода. Здравствуйте ребята! Я сегодня встретила Воздух. Он был такой счастливый, он мне все рассказал про вас. Я тоже хочу посмотреть, что вы знаете обо мне. Посмотрите, я принесла с собой стаканчики. (На столе стоят три стаканчика с водой, стоит баночка с солью, баночка с сахаром, половинка лимона.) Давайте рассмотрим стаканчики с водой.

Вода: Ребята, расскажите мне какая вода. Давайте ее понюхаем. Есть запах у воды?

Дети: Вода без запаха.

Вода: Правильно, а теперь попробуем воду. Что вы можете сказать?

Дети: Вода без вкуса.

Вода: Ребята, я знаю, что вы умеете делать воду сладкой, соленой и кислой. Покажите, как вы это умеете делать? (Трое детей проводят эксперимент с водой.)

Вода: Молодцы! Ребята, Вода - волшебница потому, что умеет превращаться в лёд и может менять цвет.

Вода задает вопросы детям:

- если я попаду на улицу зимой, что со мной станет?

- если в меня попадет красная краска, каким цветом я стану?

Ну а теперь, давайте вспомним, какая вода. (Дети рассказывают о свойствах воды, используя наглядное пособие.)

Вода: Ребята, с вами хочу поиграть. Вы превратитесь в маленькие капельки - капитошки. Выходите.

Физминутка:

-Мы капитошки - капитошки (руки на поясе, ноги широко расставлены)

-Мы - капельки воды

-Мы прыгаем по травке (прыгают на двух ногах)

-С жуками мы дружны (кружатся друг с другом)

-Мы дарим всем улыбки (улыбаются друг другу)

-Мы песенки поем

-Стучим по крышам звонко (стучат кулачками)

-И слышен всюду звон:

-Кап-кап-кап (имитируют падение капелек).

Вода: Вот теперь садитесь на стульчики. У меня для вас есть маленький подарок. Я хочу подарить вам кораблики, ведь уже началась весна, скоро потекут ручейки, и вы сможете запускать их по воде. (Вода раздает детям кораблики).

До свидания, мои друзья, рада встречи с вами я была!

Вода уходит.

Воспитатель: Ой, ребятки, какие у нас сегодня замечательные гости были? Мы нашим гостям показали, не только, что знали, но и много нового узнали. Про что вам воздух рассказывал? А вода? А кем мы сегодня были?

       Учебно-тематический план :

Тема

Кол-во часов

Свойства песка

13

Свойства воды

12

Воздух и его свойства

5

Камень

2

Солнце

1

Итого:

30

Структура и содержание группового занятия:

-организационный момент;

-мотивирующее начало занятия;

-игровая или двигательная активность;

-практическая деятельность ;

-подведение итогов, рефлексия ..

Тематическое содержание

Месяц

       Тема

                               Задачи

Оборудование

Сентябрь

«Откуда берётся песок?»

Формирование знаний о том, в результате чего появляется песок.

Камни, листы  белой бумаги, лупа.

«Что легче: камень или песок?»

Формирование  представлений о свойствах  песка, что песок легче камня.

Подносы с песком, камушками, стаканы с водой.

«Из чего состоит песок?»

Формирование представлений о том, что песок состоит из песчинок.

Стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

«Легко ли сыпется песок?»

«Формирование представлений о том, что сухой песок легко сыпется и рассыпается на крупинки»

Подносы с песком

Октябрь

«Свойства сухого песка»

Знакомство детей со свойствами сухого песка.

Емкости с песком, лопатки, игрушки.

«Почему при сильном ветре нельзя играть с песком?»

Дать детям знания о том, что песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу.

Банка с насыпанным тонким слоем песка

«Куда исчезла вода?»

Формирование представлений о том, что вода быстро впитывается в песок.

Стаканчики с песком и водой.

Ноябрь

«Растворяет ли вода песок?»

Дать детям представления о том, что песок не растворяется в воде

Стаканчики с песком и водой.

«Почему песок не сдавливает  насекомых?»

Расширение знаний о свойствах песка.

Стаканчики с песком, бумажные трубочки. карандаши.

«Как движется песок?»

Дать детям представление  о том, песок тоже движется .

Стаканчики с песком, бумажные воронки, подносы.

«Мокрый песок принимает любую форму»

Знакомство детей со свойствами мокрого песка.

Подносы с мокрым песком, формочки.

Декабрь

«На мокром песке остаются следы»»

Расширение представлений о свойствах мокрого и сухого песка.

Подносы с мокрым  и сухим песком.

«Песок и цемент»

Формирование представлений о назначении песка.

Стаканчики с песком и водой, цемент, формочки и подносы.

«Почему вода прозрачная?»

Знакомство детей с таким свойством воды, как прозрачность.

Две ёмкости с водой, два стаканчика с молоком, камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки.

«Как вода меняет цвет?»

Формирование представлений о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ.

Краска разных цветов, кисточки, молоко, мерные стаканчики, баночки с водой.

Январь

«Какой вкус у воды?»

Дать детям представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус растворённых в ней веществ.

Ёмкость с кипячёной водой, одноразовые ложечки, стаканчики пустые, варенье, сахар, соль.

«Какую форму принимает вода?»

Формирование представлений о том, что вода жидкая и принимает форму сосуда.

Ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.

«Чем собрать воду?»

Формирование представлений о разных способах собирания воды.

Губки, ложки, резиновая груша, пипетки, формочки, тазик с водой.

Февраль

«Что растворяется в воде?»

Дать детям представление о том, в воде растворяются некоторые вещества.

Соль, сахар, песок, стаканчики с водой, ложечки для размешивания, ведёрко.

«Какие предметы держатся на воде?»

Обратить внимание детей о том, что одни предметы на воде держатся, а другие тонут.

Различные материалы, ведёрко, таз с водой.

«Есть ли запах у воды?»

Расширение представлений о свойствах воды. Показать , что вода не имеет  собственного запаха .

Флакончик с духами, шампунь, мыло, стаканчики с водой, игрушки 3-4 штуки.

«Как дружат снег и вода?»

Формирование представлений о свойствах снега.

Тазик со снегом, ёмкость с водой.

Март

«От чего растает снег?»

Формирование представлений о том, что таяние снега происходит от разных источников тепла.

Ёмкость со снегом, варежки, блюдечко, стаканчики с горячей и холодной водой.

«Как образуется лёд?»

Формирование представлений о связи между температурой воздуха и состоянием воды.

Кубики льда, емкость со снегом.  

«Цветные льдинки»

Расширение представлений о свойствах воды при охлаждении.

Различные емкости, цветная вода.

«Как мы дышим воздухом?»

Помочь детям выявить воздух, познакомить с таким его свойством, как невидимость.

Пустые пластмассовые бутылки, таз с водой.

Апрель

«Зачем человеку воздух?»

Дать детям представление о  том, что внутри человека есть воздух.

Емкости с водой, трубочки для коктейля.

«Как образуются мыльные пузыри?»

Формирование представлений о том, как образуются мыльные пузыри.

Мыльный раствор, тарелка, трубочки для коктейля.

«Как обнаружить воздух?»

Продолжать формировать представления о том, что внутри человека есть воздух.

Воздушные шары(один сильно надутый, другой слабо). Емкость с водой.

«Как заставить лодочку плыть?»

Знакомство со свойством воздуха-движением. (Движение воздуха – это ветер.

Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Май

«Почему камни тонут в воде?»

Формировать у детей представления о том, что камни тяжелые и поэтому тонут.

Прозрачная ёмкость с водой, различные камешки, пустые ёмкости, перья, ложки.

«Как камни могут издавать звуки? »

Дать детям представления о том, что камни твёрдые, выявить свойства камней издавать разнообразные звуки.

Различные камешки, пустые ёмкости, перья, ложки.

«Что лежит в коробке?

Познакомить с источником света -солнцем, значение света для жизни людей.

Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик, лампа, кубики, пуговицы.

Условия реализации:

Дидактические принципы построения  и реализации программы:

-принцип научности;

-принцип динамичности;

-принцип сотрудничества;

-принцип системности;

-принцип преемственности;

-принцип возрастного соответствия;

-принцип наглядности.

Требования к помещению для проведения занятий:

Деятельность проходит в групповом помещении, которое соответствует СанПиН, отвечает требованиям ФГОС ДО.

Методы, используемые для реализации программы:

Наглядные:  целевые прогулки,  наблюдения, показ сказок, рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций.

Словесные:  чтение литературных произведений,  беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:  малоподвижные игры, сюжетно-ролевые игры,  дидактические игры, игры-драматизации.

Практические методы:  опыты, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций.

Методическое обеспечение:

Интернетресурсы: www.infourok.ru 

 www.multiurok.ru         

Организация работы:

- сроки реализации  - 1 год.

- количество часов в год - 30

- периодичность - 1 раз в неделю, продолжительность деятельности не более 15 минут, во второй половине дня

- средства обучения:

 - камни, песок цемент, варенье, сахар, соль, флакончик с духами, шампунь, мыло;

- листы  белой бумаги, лупы, подносы, стаканы, лопатки, различные емкости, бумажные трубочки, трубочки для коктейля, бумажные воронки, клеёнка, мерные стаканчики, одноразовые ложечки,  резиновая груша, пипетки, губки,  большой таз;

- карандаши, формочки, ракушки, краска разных цветов, кисточки, ведёрко, игрушки 3-4 штуки, варежки, блюдечко, воздушные шары, перья, коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик, лампа, кубики, пуговицы;

- ноутбук, проектор, экран, презентации, аудиозаписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "Крепыши"

Данная развивающая программа направлена на обеспечение условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "ТРИЗ-минутки"

Современному обществу необходимы креативные, творчески мыслящие, самостоятельные, способные нестандартно решать жизненные проблемы личности. Этому может поспособствовать ТРИЗ-технология, которую можно...

«Пластилиновое Чудо » Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста

Программа строится на принципе личностно развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами....

Дополнительная общеобразовательная программа- «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» (для детей младшего дошкольного возраста)

Содержание программы построено на основе дидактических принципов, среди которых принцип индивидуализации, систематичности и последовательности обучения....