Тематическое планирование технологии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Ломакина Юлия Викторовна

По программе "От рождения до школы" рекомендованы методические пособия Вераксы Н.Е. "Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду". Эти пособия легли в основу технологии и были дополнены конспектами на дополнительные темы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

Тема занятия

Программное содержание

1.

Наоборот.

Большой и маленький.

Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений, развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово.

Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение». Веракса с. 9-14.

2.

«Превращение».

Схема превращения.

Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был- будет», «был- стал(станет)». Формирование представлений о понятии «действия превращения» на основе практических действий с пластилином, резиной. Веракса с. 14-17.

Освоение схемы «превращения». Формирование действия превращения. Веракса с. 17-18, Воронкевич с. 3,4,5

3.

Свойства воздуха.

Воздух вокруг нас.

Формирование представлений о воздухе и его  свойствах. Развитие способности к преобразованию. Веракса с. 61-63.

Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. Веракса с. 63- 64.

4.

Лед- вода.

Морозко.

Опыты дома: твердое - жидкое, жидкое - твердое (по схемам)

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме, лете. Формирование действия превращения. Веракса

с. 18- 20

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения.

Веракса с. 20- 22

См. приложение. Домашнее задание по схемам.

Тема занятия.

Программное содержание.  

5.

Испарение.

Опыты:

«Что растает первым?» (снег или лед);

«Опыты с солью».

Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода –пар. Развитие представлений об источниках тепла ( теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.31- 33

Испарение воды, кристаллизация соли. Воронкевич с. 8.

6.

Опыты: «Свойства воды».

 Формирование представлений о свойствах воды (испарение, очищение, растворение). Воронкевич с. 11,12.

Кристаллизация, кипение, испарение (повторение). Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара . Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 41- 43.

7.

Лед - вода – пар.

Игра в школу

(работа со схемами)

Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Веракса с. 45- 47.

Формированиие представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды. Веракса с. 48 – 51.

8.

Змей Горыныч о трех головах.

Игра  «Царство льда, воды и пара»

Закрепление и развитие представлений о единстве агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 43 – 45.

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений об условных знаках и символах. Работа со схемами.  Веракса с. 51 -52.

Тема занятия

Программное содержание

9.

Неживая природа.

Камни и минералы.

(Занятие с

презентацией)

Познакомить детей с различными видами камней и минералов. Формировать начальное представление о полезных ископаемых. См. приложение: конспект занятия с презентацией «У хозяйки медной горы».

10.

Свойства магнита (Занятие с наглядными картинками)

Дать начальное представление о магнетизме, свойствах магнита, использовании магнита. См. приложение: конспект занятия «Магнит».

11.

Великие изобретения.

Сила трения. Колесо.

Познакомить с понятием «сила трения». Дать представление о том, как человек использует силу трения, как научился ее преодолевать. Познакомить с изобретением колеса. Опытным путем выяснить, почему изобретение колеса облегчило труд людей. См. приложение: конспект занятия «Колесо».

12.

Великие изобретения.

Мыло.

 (Занятие с презентацией).

Познакомить с историей создания и свойствами мыла. Приготовление раствора для мыльных пузырей. Антисептические свойства мыла (мытье рук, стирка кукольной одежды и посуды). См. приложение: конспект занятия с презентацией «Мыло».

13.

Водолаз Декарта.

Дидактическая игра «Тонет – не тонет».

Плавание тел. Изготовление

Корабля.

Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Веракса с 64 – 66.

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.66 – 68

14.

Великие изобретения. Ветер: друг или враг? Ветряная мельница.

(Занятие с презентацией).

Познакомить детей с одним из великих изобретений человечества: ветряным колесом. Познакомить с устройством данного изобретения (рассматривание иллюстраций к книге Р. Скарри «Город мастеров»). Показать на примере ветра и воды как человек научился облегчать свой труд, используя силу природы. Изготовление ветряка из картона (дуем, льем на него воду). Где еще можно встретить ветряк? Просмотр мультфильма из сериала «Фиксики»

«Вентилятор».

Тема занятия.

Программное содержание.

15.

 Живая природа.

Растения: рост и

развитие. Опыты

по Воронкевич.

Познакомить детей со свойствами живой природы. На практическом опыте показать, что необходимо растениям для полноценного роста и развития. Воронкевич с. 13 -18, с. 20 – 23.                    

16.

Живая природа.

 Растения. Подготовка и высадка семян (бархатцы, фасоль, лук, петрушка, укроп)

Уточнить знания о строении растений, об условиях, необходимых для их жизнедеятельности. (Рассматривание гербария, наглядных пособий, презентация « Весенние цветы»)

17.

Живая природа.

Наблюдение за пересадкой (пикированием)

рассады бархатцев

Презентация «Насекомые – друзья растений».

Наблюдение за ростом растений, Пересаживание (пикирование) рассады. Предложить детям понаблюдать за ходом работы по пересадке растений. Предложить рассмотреть строение растения (корень, стебель, листья, почка разрастания). Познакомить с процессом опыления растений. Рассмотреть строение цветка шиповника.

Рассказать о пользе насекомых в жизни растений.

18.

Великие изобретения. Простые механизмы (Занятие с презентацией).

Познакомить детей с великими изобретениями человечества рычагом и наклонная плоскость. Интегрированное занятие с изобразительной деятельностью ( в конце занятия рисуем простые механизмы) см. приложение: конспект занятия «Простые механизмы».

19.

Занятие – викторина (итоговое)

Обобщить и актуализировать знания детей по познавательно - исследовательской деятельности за год по познавательно- исследовательской деятельности. Продолжать учить детей думать самостоятельно, логически рассуждать. Учить работать в команде, слушать собеседника не перебивая.

20.

Открытое занятие для родителей, любое по выбору детей.

Коллективное оформление стенгазеты «Лучшие эксперименты года в старшей группе «Сказка».

Комплексно-тематическое планирование по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Тема занятия

Программное содержание

1.

Воздух вокруг нас.

Познакомить детей со свойствами воздуха с помощью экспериментальной деятельности. См. конспект занятия с презентацией.

2.

Свойства веществ.

Строение веществ.

Формирование представление о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способности к преобразованию. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Веракса с. 53-58

3.

Лед – вода - пар

  1. Игра в школу(работа со схемами).
  2. Игра «Царство льда, воды и пара» (развитие представлений о знаках и символах)

Формировать представление об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Веракса с. 45-47,

с. 48-51,

с. 51- 53.

4.

Испарение и конденсация. Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной.

Закреплять представление об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 58- 61

5.

Изготовление «Водолаза Декарта».

Плавание тел.

Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 64- 68.

6.

Термометр.

 

Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 68- 70. Мультфильм из сериала «Фиксики», серия «Термометр».

7.

Теплопередача.

  1. Нагревание проволоки.
  2. Письмо к Дракону.

 

 

 

  1. Незнайка и мороженое.

Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Веракса с. 70- 72

Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.74- 75.

 

 

 

Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях.Веракса с. 75- 77.

8.

Микроскоп.

Формировать представление детей о микромире. Проведение опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием электронного микроскопа со встроенной фотокамерой. Просмотр презентации по результатам исследования. В качестве образцов для исследования используются различные предметы, образцы тканей, камни, ракушки, листья растений, кусочки резины, металла, пластмассы, бумажные деньги, а также готовые стекла с фрагментом крыла бабочки…

9.

Магнит.

         

К. Д. Ушинский «Петушок с семьей»

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

- Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!

Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.

Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: "Ку-ка-ре-ку!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников".

Содержание Пояснительная записка…………………………………………………....1- Цель.- Основные задачи.- Ожидаемые результаты. Перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности с ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

«Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Участие во Всероссийской конференции "Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня" в качестве докладчика...

Опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

Горохова Ирина ВладимировнаГод рождения: 1987год.Образование: высшее, Шадринский государственный педагогический институт , 2011г.Квалификационная категория: соответствие, 2013гМесто работы: МАДО...

«Технология: «Путешествие по «Реке времени», как форма развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Современные люди и тем более дети, глядя на своих родителей, полностью погрузились в мир компьютеров. Окружающий мир уже не вызывает такой интерес как раньше. Но ребенок настроен на освоение окружающе...

Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах на 2017-2018 и 2018-2019 учебный год

Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах...

Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах на 2017-2018 и 2018-2019 учебный год

Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах на 2017-2018 и 2018-2019 учебный год...