Конспект занятия по формированию целостной картины мира и речевому развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в мир посуды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Абитова Гульшат Мингалиевна

Задачи:

  • Продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;
  • Учить составлять притяжательные прилагательные, формировать предложения по образцу;
  • Учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;
  • Закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;
  • Закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;
  • Развивать мышление, воображение;
  • Воспитывать бережное отношение к посуде.

В конспекте используются задания  для уточнения и расширения представлении о посуде, её назначении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_posudy.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение №4 «Аленушка»

ОАО»ПСОМ»

Конспект занятия по формированию целостной картины мира

 и речевому развитию в старшей группе

Тема: «Путешествие в мир посуды»

 Разработала

Абитова Г.М.

воспитатель старшей группы


Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие, чтение художественной литературы

Программное содержание:

  • Продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;
  • Учить составлять притяжательные прилагательные, формировать предложения по образцу;
  • Учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;
  • Закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;
  • Закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;
  • Развивать мышление, воображение;
  • Воспитывать бережное отношение к посуде.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия на кухню детского сада;

  1. Чтение художественной литературы: «Муха – Цокотуха», « Федорино горе» К.И. Чуковского, Б. Гримм «Горшочек каши», р.н.с. «Лиса и журавль»;

  1. Отгадывание загадок о посуде;

  1. Рассматривание иллюстраций с изображениями различной посуды;

  1. Дидактические игры по теме «Посуда».

Оборудование: наборы посуды - кухонная, чайная, столовая; продукты питания.


Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в одну очень интересную страну.

Как вы думаете, в какую страну мы отправимся? Вот вам подсказка:

Я рукотворная звучащая,

Воды я не боюсь
Для еды гожусь – а ударь

Иногда разобьюсь.

(Ответы детей)

Педагог: Это, конечно же, ПОСУДА!

Дети садятся в кружок. Посередине стоит коробка с посудой.

Педагог открывает коробку.

Педагог: Нашими проводниками в эту замечательную страну будут Губка и Мыльце.

Педагог показывает губку и мыло.

  1. Беседа с детьми на тему: «Посуда».

Педагог: Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?

Дети: Посуда – это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и употребления пищи, а также использует для хранения продуктов питания.

  1. Упражнение «Делим на группы»

Педагог: Да, правильно, ребята, но посмотрите, наши друзья почему-то заспорили, Губка говорит, что всю эту посуду можно разделить на какие-то группы, а Мыльце сомневается. А как думаете вы, на какие группы можно её разделить. (Дети затрудняются ответить).

Педагог: 

- Сейчас вам Губка расскажет, какая бывает посуда по назначению.

Губка: Посуда по назначению бывает чайная, столовая, кухонная.

Кухонная – это та, с помощью которой мы готовим еду. Перечислите пожалуйста, с помощью какой посуды мы готовим еду?

(Ответы детей)

Столовая посуда – это посуда, с помощью которой мы принимаем пищу. Перечислите пожалуйста, столовую посуду?

(Ответы детей)

Чайная посуда, это посуда для чая и сладостей.

Открою вам маленький секрет, чайник можно отнести и к кухонной и к чайной посуде. Почему? Кто догадался? Правильно, потому что в чайнике можно и заваривать чай и просто кипятить воду. Вот какой у нас оказывается волшебный чайник.

5. Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда. (Исследовательская деятельность)

- Кухонная, столовая и чайная посуда сделаны из разных материалов.

Педагог  раздает детям посуду. Дети берут ее в руки.

Педагог:

- Продолжите предложение по образцу: Моя кастрюля из железа, значит она железная.

Педагог подсказывает, что пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится, металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи, глиняная посуда тяжелая, готовить в ней можно только в духовке. 
Дети рассматривают посуду и называют свойство материала: стекло -прозрачное, холодное, гладкое, хрупкое, глина – толстая, непрозрачная, метал – тяжелый, прочный, твердый и т. д. 

Динамическая минутка – упражнение «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник!

Очень важный, как начальник!

Надуть животик; одна рука на поясе - ручка, другая изогнута вверх - носик

Вот фарфоровые чашки

Присесть, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца

Кружатся, описывая в воздухе круг

Только стукни – разобьются!

Хлопают в ладоши, топают ногой

Вот серебряные ложки!

Голова на тонкой ножке!

Вытянулись, руки над головой - сомкнутые

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес!

Легли, вытянулись

  1. «Что за горе у Федоры?»

Педагог: Скажите, пожалуйста, а как надо ухаживать за посудой?

Дети: После того, как посуду помыли, ее надо поставить в шкаф, на полки.

Педагог: Послушайте небольшой отрывок из сказки и вспомните, как она называется. (Чтение отрывка из сказки «Федорино горе» К.И.Чуковского).

 И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Педагог: Кто написал ее для ребят? Почему в этой сказке посуда убежала от Федоры?

Педагог: А мы сейчас научимся убирать посуду по местам. Здесь на столе много всякой посуды. Нам надо ее расставить на полки по группам: на нижнюю полку – кухонную посуду, на вторую – столовую, на третью полку – чайную, на верхнюю – столовые приборы.

(Выходят по одному ребенку и расставляют посуду по полкам)

  1. «Четвертый – лишний».

Задание детям: найти лишний предмет в ряду предложенных и объяснить выбор.

Кастрюля – хлебница – сковорода – чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка – стакан – кружка – вилка (вилка не для питья)

Ложка – вилка – нож – кастрюля (кастрюля – не столовый прибор)

Чайник – самовар – чашка – сковорода (сковорода – не чайная посуда)

IV. Итог занятия.

Педагог: Ну что ребята! Помогли мы Губке с Мыльцем понять посуду ?

(Ответы детей)

Педагог: Придя домой помогите маме накрыть на стол. Только вот вопрос. Какую посуду вы поставите на стол, чтобы пообедать? Чайную, кухонную или столовую?

Педагог: Какую посуду вы накроете к чаю?

Педагог: В какой посуде вы поможете маме приготовить еду?

Губка и Мыльце благодарят вас

Список использованной литературы.

Н.Нищева., Л.Гавришева: Новые логопедические  распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры,

Приложение 1. Отрывок из произведения К.И.Чуковского «Федорино горе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Посуда"

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Посуда"...

Конспект проведения ООД: занятие по формированию целостной картины мира, речевому развитию и исследовательской деятельности в старшей группе ОНР. Тема: "Чудесный дом".

На занятии дети превращаются в настоящих "ученых" и исследуют всем известное простое куриное яйцо. В ходе своих изысканий воспитанники узнают много нового и необычного....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Зимующие птицы» в старшей группе

Занятие способствует развитию познавательно-иследовательской деятельности детей.Дети учатся выделять характерные особенности  зимующих птиц....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: "Путешествие в прошлое одежды".

Программное содержание занятия:  знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "Путешествие в зимний лес"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  Тема: "Путешествие в зимний лес"...

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...