Конспект открытого занятия в средней группе по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Богословская Татьяна Ивановна

Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Программное содержание:

- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;

- развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;

- учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Расширять словарный запас: воздух, прозрачный, невидимый, опыты, веер, упругий, легкий;

Материалы и оборудование: 

  • пакеты по количеству детей,
  • резиновые игрушки,
  • таз с водой,
  • мяч и воздушный шар,
  • стеклянный стакан,
  • пластмассовые стаканчики с водой,
  • трубочки для коктейля,
  • горох,
  • бумажные салфетки  по количеству детей,
  • по 2 одинаковых листа бумаги на каждого ребёнка,
  • мыльные пузыри,
  • баночки в которых лежал апельсин, кофе, духи,  чеснок;  
  • схема – подсказка для закрепления знаний детей
  • кукла Буратино.
  •  

Ход занятия:

(Напоминаю детям правила безопасности: дети берут предметы со стола только с моего разрешения и только те, которые назову.)

- Ой, ребята, вы не слышите, кто-то стучит.  Да это же Буратино! Что случилось? - Ребята, он говорит, очень торопился, чуть не опоздал, ведь он помогал мне к занятию готовиться, и хочет тоже с вами позаниматься? Что это у тебя в руках, Буратино? Он говорит, что  приготовил для вас загадку. Вы любите отгадывать загадки?

«Через нос проходит в грудь         (глубокий вдох носом),

И обратный держит путь                  (выдох ртом),

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем»             (воздух)

Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе: 

- Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)

- Давайте сделаем глубокий вдох и затем выдох (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)

- Ребята, а вы видите воздух? (нет)

- Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим? (он прозрачный, невидимый, через него все видно).

- Так значит, какого он цвета? (бесцветный).

- Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух бесцветный, невидимый, он  есть везде вокруг нас, предлагаю провести опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_ood_svoystva_vozduha.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе                            по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Программное содержание:

- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;

- развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;

- учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Расширять словарный запас: воздух, прозрачный, невидимый, опыты, веер, упругий, легкий;

Материалы и оборудование: 

  • пакеты по количеству детей,
  • резиновые игрушки,
  • таз с водой,
  • мяч и воздушный шар,
  • стеклянный стакан,
  • пластмассовые стаканчики с водой,
  • трубочки для коктейля,
  • горох,
  • бумажные салфетки  по количеству детей,
  • по 2 одинаковых листа бумаги на каждого ребёнка,
  • мыльные пузыри,
  • баночки в которых лежал апельсин, кофе, духи,  чеснок;  
  • схема – подсказка для закрепления знаний детей
  • кукла Буратино.

Ход занятия:

(Напоминаю детям правила безопасности: дети берут предметы со стола только с моего разрешения и только те, которые назову.)

- Ой, ребята, вы не слышите, кто-то стучит.  Да это же Буратино! Что случилось? - Ребята, он говорит, очень торопился, чуть не опоздал, ведь он помогал мне к занятию готовиться, и хочет тоже с вами позаниматься? Что это у тебя в руках, Буратино? Он говорит, что  приготовил для вас загадку. Вы любите отгадывать загадки?

«Через нос проходит в грудь         (глубокий вдох носом),

И обратный держит путь                  (выдох ртом),

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем»             (воздух)

Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе: 

- Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)

- Давайте сделаем глубокий вдох и затем выдох (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)

- Ребята, а вы видите воздух? (нет)

- Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим? (он прозрачный, невидимый, через него все видно).

- Так значит, какого он цвета? (бесцветный).

- Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух бесцветный, невидимый, он  есть везде вокруг нас, предлагаю провести опыт.

ОПЫТ  1.

- Как вы думаете можно ли воздух потрогать? Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.) Получается? И у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?

- Хотите, я вас научу ловить воздух?

Раздаю детям пакеты.

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст).  Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри? Это ребята в пакете – воздух? А скажите, вы видите воздух (нет). Значит, воздух какой? (Бесцветный и невидимый).

- Пакет наполнился воздухом и стал похож на подушку. Каким стал пакет? (Он стал упругим и плотным). Мы смогли потрогать воздух? (Да). Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Внутри  каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины, шарик).

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).

Какой мы можем сделать вывод? 

ВЫВОД 1. Воздух невидимый, прозрачный.

- Возьмем резиновую игрушку,  сожмем ее в руке. Что вы услышали?      (Свист, воздух с шумом выходит из игрушки.)

- Закроем пальцем отверстие игрушки и попытаемся сжать её. Она не сжимается? Что же этому мешает? ( Воздух, который в игрушке, мешает её сжать).

Какой мы можем сделать вывод? 

ВЫВОД 2.  Воздух есть внутри игрушек.

- Как вы считаете этот стакан пустой? (показываю пустой стакан)  Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (ответы детей)

- А сейчас мы это проверим. (Показ опыта). Подойдите поближе ко мне. Я возьму стакан прямо и медленно опущу в воду. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (ответы детей)

Давайте сделаем вывод.  

ВЫВОД 3.  В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

- А теперь я снова опущу стакан в воду, но теперь держать стакан буду не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки).

- Откуда  взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)

- А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный). Именно поэтому воздух называют невидимкой.

- А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в группе (стекло, лампочки)

Какой же можно сделать вывод?

Вывод 4: Воздух есть везде.  Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, потом в стакане, а потом выпустили его.

(Дети садятся за столы)

- Воздух вокруг нас, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта. Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду. Что же происходит?  (В стакане появились пузырьки). Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

-  Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да).

Вывод 5:  Воздух есть внутри нас. 

- Почему пузырьки не тонут? (потому что воздух легче воды). А сейчас я брошу мяч и воздушный шар в воду, почему они не тонут? (В них есть воздух, воздух легче воды)

- А какие можно еще попускать пузырьки? (Мыльные) (Пустить мыльные пузыри).

- Ребята, как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?                            (Предположения детей) - Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Вывод 6:  Воздух  лёгкий, поэтому в воде он поднимается вверх в виде пузырьков, а мыльные пузыри парят в воздухе.

- А хотите посмотреть как с помощью воздуха перемещаются предметы? Бросьте аккуратно горох в воду. Подуйте в трубочку и посмотрите как пляшут горошины, а потом скажите, может ли воздух двигать предметы в воде.

Вывод 7:  Воздух может двигать предметы в воде.

Предлагаю взять бумажные салфеточки, подуть на них.  

- Салфетки колышутся. Откуда же ветер появился тут, сейчас? (Ответы детей).  Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Вывод 8:  Ветер – это перемещение воздуха.

- Хотите устроить ветер?

ИГРА: «Кто дальше дунет салфетку»

-  Проведем еще один опыт.

- Возьмите два листа бумаги одинаковые по величине. Один сожмите в комок. Поднимите высоко и выпустите из рук одновременно оба листа.

- Какой лист быстрее упал на пол? Как вы думаете, почему лист который вы смяли упал на пол быстрее расправленного?

Вывод 9:  Вес у двух листов одинаков, но комок падал быстрее, а лист падал медленнее, его задерживал воздух. Чем больше поверхность листа, тем медленнее он падает.

- Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?

- А как мы можем это сделать?

- Можно помахать на себя рукой, бумагой, или веером,  дыхнуть на  ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим. Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (тепло) А теперь возьмите веер и помашите им.  Что теперь вы чувствуете? (ветерок, прохладу).

Вывод 10: Воздух можно почувствовать.

- Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (Ответы детей).  Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает

чужие запахи.

- Чем может пахнуть воздух (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т. д.)

- Предлагаю в этом убедиться. В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.

Вывод 11: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Физкультминутка « Воздушный шар».        

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок…

потянулись

делаем движение руками - берем шарик

надуваем шарик, постепенно разводим руки

разводим руки шире

разводим шире

хлопок руками

опустили руки вниз

 Мы узнали, что воздух не имеет цвета, запаха, лёгкий, но его можно почувствовать. А есть ли у воздуха вкус?

- Ребята, вспомните, какой вкус у конфет? А у лимона?  А у воздуха есть вкус? Давайте попробуем вдохнуть и поймать ртом воздух? Получилось?

Вывод 12: Воздух не имеет вкуса.

- А как вы думаете, человек может жить без воздуха? (Нет, не может).

- Почему? (Человеку нужно дышать).

-  Ребята, давайте проверим, так ли это? Наберите побольше воздуха и не дышите. Пальчиками закройте нос, а ладошкой другой руки закройте рот одновременно. (Дети на время задерживают дыхание)

- Что же вы почувствовали? (Что нам нужно дышать).

- Скажите, а кто ещё не может прожить без воздуха? (Люди, животные, птицы, рыбы, растения тоже не могут прожить без воздуха).

Вывод  13: Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.

Ребята, а Буратино принёс для вас интересную картинку, давайте посмотрим, что это? Глядя на неё мы можем подвести итог нашим исследования:   Что же мы знаем о воздухе?

Воздух бесцветный, прозрачный, поэтому мы его не видим;

Чтобы увидеть воздух, его надо поймать;

Воздух есть везде; внутри пустых предметов; и даже внутри людей;

Воздух не имеет своего запаха, только переносит чужие запахи.

Воздух легче воды.

Воздух не имеет вкуса;

Без воздуха ничто живое не может жить; он нужен для жизни людям, животным и растениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследоват...

Конспект открытого занятия в средней группе по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора....

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей среднего  дошкольного возраста.  Образовательные области «Познание», «Здоровье», «Коммун...

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка воздух»

Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования....

Конспект открытого занятия в средней группе по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Цель конспекта развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования; развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление; по...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...

Конспект открытого занятия «Вода - водица» по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе

       Конспект открытого занятия «Вода - водица»по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе...