Конспект НОД по развитию речи и экологическому воспитанию по теме «Зимующие птицы родного края»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Изгородина Наталья Юрьевна
 
Цели и задачи:
• расширение представлений детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, внешнем строении;
• обогащение и уточнение словарного запаса по теме «Зимующие птицы»;
• формирование умения подбирать родственные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• формировать умение образовывать сложные слова, состоящие из 2-ух корней;
• формирование умения делить слова на слоги;
• формирование умения различать слова отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО? ;
• развитие монологической и диалогической речи;
• совершенствование умения обводить контур предмета, не выходя за линию;
• развитие внимания, наблюдательности, логического мышления, моторики, зрительного и слухового восприятия, памяти, воображения;
• формирование умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
• способствовать формированию познавательного интереса к изучению природы родного края;
• воспитание бережного отношения к природе родного края, заботливого отношения к зимующим птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Зимующие птицы родного края"80.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

и экологическому воспитанию

по теме «Зимующие птицы родного края»

(подготовительная группа детского сада)

Автор:  Изгородина Наталья Юрьевна

Место работы:  ГБОУ  города Москвы «Школа № 2121 «Образовательный комплекс имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина»  дошкольное отделение  №4

Должность:  воспитатель

Цели и задачи:

  • расширение представлений  детей о зимующих птицах родного края, их образе  жизни, внешнем строении;
  • обогащение и уточнение словарного запаса по теме «Зимующие птицы»;
  • формирование умения подбирать родственные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • формировать умение образовывать сложные слова, состоящие из 2-ух корней;
  • формирование  умения делить слова на слоги;
  • формирование  умения  различать слова отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО? ;
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • совершенствование умения обводить контур предмета, не выходя за линию;
  • развитие внимания, наблюдательности, логического мышления, моторики, зрительного и слухового  восприятия, памяти, воображения;
  • формирование умения  понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • способствовать формированию познавательного интереса к изучению природы родного края;
  • воспитание  бережного отношения к природе родного края, заботливого отношения к зимующим птицам.

Оборудование и демонстрационный материал: картинки  с изображением птиц средней полосы России, в т.ч. на магнитах, изображение кормушки, 2 магнитных доски, магнитофон, записи голосов птиц, фотографии зимующих уток с пруда у метро Волжская, мяч, фломастеры и картинка с силуэтами птиц для каждого ребенка.

Предварительная работа:

 Наблюдение  за  птицами (воробьями, воронами, голубями, синицами) и рассматривание  птичьих следов  на снегу во время прогулок.

Кормление птиц во время прогулки.

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь» («Январь», «Февраль»), «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз», «Хитрый лис и умная уточка»  Н.Сладков «Лесные шорохи» (рассказы о птицах), стихотворения о птицах,

Дидактические игры и упражнения: «Четвертый лишний», «Зимующая или перелетная?», «Какой? Какая? Какое?», «Что это за птица?», «Доскажи словечко», «Раздели на слоги», «Скажи ласково» и др.

Практическая деятельность: рисование «Снегирь. Синичка. Воробей.», лепка «Воробьишко»,  аппликация «Ворона», коллективная работа «Снегири на ветке».

  1. Введение в проблемную ситуацию, через сюрпризный момент

Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы очутились в зимнем парке.

Идем  пустынною аллеей:
Давно уж к нам пришла зима.
Скрипучий снег лежит, белея.
Березки в инее стоят.

Трещит мороз, ель зеленеет,
Природа впала в спячку сна.
Не слышно музыки и песен,
Гуляет в парке тишина….

Раздаются голоса птиц (запись)

- Ой, что это за шум? (ответы детей) Как вы думаете, почему птицы такой гам подняли, да еще зимой? (предположения детей)

- Какой-то добрый человек повесил в парке кормушку (выставляется магнитная доска с изображением кормушки на дереве) и насыпал туда зернышек. Вот птички и радуются!

  1. Актуализация знаний

- Попробуйте угадать, какие птички прилетели к нашей кормушке. Они о себе сами расскажут.

Игра: «Отгадайте, что за птица?» (в процессе игры у  кормушки «рассаживаются» птички на магнитах)

- Я небольшая птичка. У меня черная головка, серая спинка и ярко-красная грудка. Я умею свистеть (Снегирь)

- А  у меня пестрые крылья, твердый и длинный клюв, а на голове у меня красный беретик.  Я очень трудолюбивая и полезная птица. (Дятел)

- Я маленький, серенький, но очень боевой, драчливый удалой! Зимой редко один летаю, целую стаю друзей собираю! (Воробей)

-  У меня голова, крылья и хвост – черные, а по бокам   - белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв острый и прочный. Птица я ловкая, непоседливая. Везде летаю и все знаю. (Сорока)

- Птичка я маленькая, ловкая, юркая и очень красивая: на голове у меня шапочка черная, щечки белые, а на желтой грудке – черный галстучек. (Синица)

- А меня в городе все птицы боятся. Захочу, всех от кормушки отгоню! Туловище у меня серое, а голова, крылья и хвост – черные. (Ворона)

- Я птичка пестрая, одинокая. Сама птенцов не вывожу, яйца в чужие гнезда кладу. Захочу, «ку-ку» кричу. (Кукушка)

     3.   Затруднение в игровой ситуации.

- Сосчитайте, сколько птиц прилетело к кормушке. (Дети замечают, что одна птица лишняя. Если не замечают, то воспитатель «подводит» их к этому.)

- Почему кукушка здесь лишняя? (Это перелетная птица) Каких птиц называют перелетными? Почему?  (ответы детей)

      4.  Открытие новых знаний, совершенствование знаний и умений.

1. Воспитатель демонстрирует фотографии зимнего пруда (пруд у метро Волжская в р-не Люблино), в котором плавают утки.

- Кто-нибудь узнал  место, изображенное на этих фотографиях? Почему утки не улетели на зиму в теплые края? (ответы детей) Птицам не так страшен холод, как страшен голод. А эти уточки всегда сыты и накормлены. Вот и остались зимовать.

2. - Каких еще зимующих птиц, кроме тех, которые прилетели к нашей кормушке, вы знаете? (ответы детей)

- Может ли сова прилететь к нашей кормушке? Почему? (она хищная птица, живет только в лесу)

Речь с движением (физминутка):

Вот совушка-сова        (большой и указательный пальцы на руках соединены «колечком» и прижаты к глазам)

Большая голова,        (руки соединяются в кольцо над головой)

На дереве сидит,        (кисти рук согнуты в кулаки, руки согнуты перед грудью)

Во все стороны глядит        (голова поворачивается в разные стороны)

И деткам говорит:        (наклоны головы вперед-назад)

«Никто совушку не бьет        (грозят пальчиком)

И за ушки не дерет!»        (дергают себя за ушки)

        

  1. Индивидуальные мини-проекты детей: о малознакомых зимующих птицах (сойка, клест, поползень)

5. Воспроизведение нового в типичной ситуации.

  1. Подвижная дидактическая игра с мячом  «Назови ласково»

Птица – птичка                        Клюв — …(клювик)                Голубь — … (голубок)

Перо- … (перышко)                        Сова - ….(совушка)                Птенец — …(птенчик)

Крыло — … (крылышко)                Сойка - …(соечка)                Воробей — …(воробышек)

Хвост — …(хвостик)                        Синица — …(синичка)        Ворона - ….(воронушка)

  1. Игра «Узнай птицу по голосу»

По очереди звучат голоса птиц, дети угадывают, делят слова на слоги (во-ро-на, со-ва, со-ро-ка, дя-тел, сне-гирь, во-ро-бей)

  1. Игра «Назови слово» (работа по словообразованию)

— Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

— А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

— Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

— Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

— Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)

 -   Если пестрые крылья? (Пестрокрылая)

 -   Если у птицы красная головка?  (Красноголовая)

 -   Если у птицы черный хвост? (Чернохвостая)

  1. Игра «Кто?» или «Что?» (На «кто?» - хлопают в ладоши, на «что?» -хлопают ладонями по коленям)

- Ко всем названиям птиц можно поставить вопрос «кто?», почему?

Клест, клюв, тетерев, яйцо, птенец, галка, ворона, гнездо, сойка, свиристель, свирель.

  1. Игра «Какие птицы спрятались в картинке?»

(дети цветными карандашами обводят птиц)

http://www.playing-field.ru/img/2015/051822/2742941

Сколько всего птиц? Назовите. Какая птица разместилась в верхнем левом углу? Верхнем правом?  Нижнем правом?   Как отличили синицу, воробья и снегиря?

  1. Итог НОД

- Наше с вами путешествие почти подошло к концу. Что нового вы  узнали из этого путешествия? Что вам больше всего понравилось  и запомнилось? (ответы детей)

- А мне понравилось… (воспитатель особо отмечает детей, которые проявили инициативу и подготовили  индивидуальные мини-проекты)

-  Ребята, наши птички у кормушки сыты, довольны и благодарны тому, кто их накормил.

И мы с вами, подкармливая птиц зимой, должны не забывать, правильная кормушка – эта та кормушка, в которую всегда подсыпают корм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Зимующие птицы

Образовательные задачи. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”, познакомить детей с новой птицей- клестом, его внешним видом, повадкам...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы нашего края».

Конспект  интегрированного занятия по  экологическому  воспитанию и развитию речи в  подготовительной  группе  на  тему  «Зимующие птицы нашего края...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: « Зимующие птицы»

Данный конспект разработан для открытого занятия в старшей группе...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Цели: формировать и расширить экологическую культуру у детей; прививать  любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребле...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Зимующие птицы"

Развитие связной речи у детей подготовительной группы....