Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
    конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Зимующие птицы

    Постнова Ирина Сергеевна

    Образовательные задачи. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”, познакомить детей с новой птицей- клестом, его внешним видом, повадками, особенностями. Расширение, уточнение и активизация словаря  по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.)

    Развивающие задачи. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

    Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

    Образовательные задачи. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”, познакомить детей с новой птицей- клестом, его внешним видом, повадками, особенностями. Расширение, уточнение и активизация словаря  по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.)

    Развивающие задачи. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

    Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект по развитию речи24.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательные задачи. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”, познакомить детей с новой птицей- клестом, его внешним видом, повадками, особенностями. Расширение, уточнение и активизация словаря  по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.)

    Развивающие задачи. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

    Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

    Оборудование: предметные картинки зимующих птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (зимующие птицы)

    1.Организационный момент.

    Воспитатель: Здравствуйте дети! К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не поймёт.

    Неужели в лес пришла беда?

    Поможем сороке понять в чём же дело.

    Послушайте стихотворение:

    Всё снег да снег,

    Всё снег да сугробы

    Весь лес и всё поле в снегу…

    Сквозь снег проступает лесная дорога,

    Вот и лисьи следы на снегу.

    Воспитатель: О чём это стихотворение? Посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года?

    Дети: зима

    Воспитатель: Что вы представляете, услышав это слово?

    Дети: cнег, лёд, лес, горка, санки, холод, вьюга

    Чтение стихотворения, ещё раз.

    Воспитатель: Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

    Дети: звук С

    Воспитатель: Произнесите его протяжно: C-c-c-c-c

    Придумайте слова связанные с зимой, где слышался бы звук “С”

    Дети: Снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, сосулька, снежок…

    Воспитатель: Какая зима?

    Дети: холодная, морозная, снежная, ветреная, вьюжная, суровая.

    Воспитатель: Сейчас вы по очереди будите называть признаки зимы и передавать мяч соседу.

    Зима какая, если много снега- снежная

    Если мороз - морозная

    Если ветер - ветреная

    Если вьюга – вьюжная

    2.Введение в тему. [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]

    Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, в лесу столько жителей, давайте посмотрим внимательно и скажем  , кто это в нашем лесу гостит?

    Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите?

    Дети: Птиц.

    Воспитатель: По каким признакам вы  это определили?

     Дети: У них тело покрыто перьями, у них два крыла, клюв

    Воспитатель: Перечислите этих птиц.

     Дети: Снегирь, сока, сова, синица, воробей...

    Воспитатель: Как вы догадались, что это снегирь?

     Дети: Красная грудка

    Воспитатель: Как вы определили, что это сорока?

     Дети: Длинный хвост, белые бока

    Воспитатель: Как определили, что это сова?

    Дети: Большие глаза и уши, интересный клюв, плоское лицо

    Воспитатель: Как определили, что это воробей?

    дети: Небольшая птичка, окраска серенькая, с тёмными пятнами на спине

    Воспитатель: Как определили, что это синица?

    Дети: Жёлтая грудка

    Воспитатель: А вот похожая на снегиря Красногрудка  - это птица клёст

    Клёст-это небольшая птица. Окраска оперение у клеста ораньжево-красное, крылья и хвост буро-чёрные, самка зеленовато-желтая.

    Клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щёлкать орешки.

    Клёст- птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят тёплое, гнездо для птенцов на деревьях, внутри оно утеплено пухом настолько тщательно, что в нём сохраняется постоянная температура в самую лютую стужу.

    Питаясь семенами хвойных, клесты потребляют огромное количество смолистых веществ.

    Щебет клестов напоминает нежный перезвон колокольчиков.

    Воспитатель: какие это птицы?

     Дети: Зимующие

    Воспитатель: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в тёплые края?

    Дети: Потому, что они могут найти себе корм.

    Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?

    Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками

    Воспитатель: А хватает ли птицам пищи зимой?

    Дети: Нет, не хватает.

    Воспитатель: Почему не хватает?

    Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удаётся достать пищу из-под снега.

    Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам?

    Дети: Мы можем их подкармливать.

    Воспитатель: Что для этого нужно сделать?

    Дети: Кормушку

    3.Дидактическая игра “Назови ласково”

    Назовите ласково:

    Кормушка-кормушечка

    Синица-синичка

    Снегирь-снегерёчек

    Хвост-хвостик

    Перо-пёрышко

    Крыло-крылышко

    Гнездо-гнёздышко

    Молодцы, а  теперь давайте поиграем в игру “Угадай-ка”

    4.”Угадай-ка”

    1) Я по дереву стучу, червячка достать хочу, хоть и скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.(дятел)

    2) Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать.

     С первым снегом на рябине он появится опять.(снегирь)

    3) Она маленькая птичка, и зовут её…..(синичка)

    4) Эта птица-непоседа, одного с берёзой цвета…Кто это?  (сорока)

    5) Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет.

    Видишь кружит двадцать пар, и кричат: кар-кар (ворона)

    5.Игра с мячом “Один-много”. (Совершенствование грамматического строя речи, пригласить детей на ковёр)

    Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Один-много”. Я буду бросать “звучащий ” мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.

    Снегирь-снегирей

    Голубь-голубей

    Синица-синиц

    Сорока-сорок

    Ворона-ворон

    6.Дидактическая игра” Чего не хватает?”

    7.Игра “собери картинку”(Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительного с сущ., счет в пределах 5-ти)

    Раздаются детям конверты с разными картинками, на которых изображены зимующие птицы.

    Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем , у вас на столе лежат конверты с разрезными картинками достаньте и попробуйте собрать их.

    Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель даёт зрительную опору в виде целостной картинки.

    Воспитатель: Расскажите, что получилось после того как вы сложили картинку.

    Это…

    Сколько синиц на твоей фотографии?

    Сколько снегирей?(один снегирь, два снегиря,…..пять снегирей)

    Каждый ребёнок посчитывает количество птиц. Далее заслушиваются ответы каждого.

    Воспитатель: Правильно сравните своё изображение с целой картинкой. Молодцы. Вы выполнили  очень сложное задание. Сложите картинки в конверты.

    Сорока: Ой ,ребята ,большое спасибо , я теперь поняла почему так тихо в лесу ведь лес зимой спит, и много птиц  улетают.

    Итог:

    Воспитатель: Молодцы, вам понравилось, наше занятие?

    О каких птицах мы с вами разговаривали?

    Дети: о зимующих

    Воспитатель: А каких зимующих птиц вы запомнили и может быть видели, назовите.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Профессии"

    В увлекательной и интересной форме детям предлагается лексический и грамматический речевой материал по данной тематике....

    конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "СЕМЬЯ"

    Надеюсь ,кому то поможет  мой конспект по развитию речи...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».

    Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковск...

    конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы"

    Формирование первоначальных представлений о зимующих и перелетных птицах...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Зима».

    Задачи:- активизация словаря по теме "Зима"-закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"- учить образовывать единственное и множественное число имён существительных- учить подбирать слова ант...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зима»

    Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить знания детей о признаках зимы; учить детей подбирать родственные (однокоренные) слова; учить детей пересказывать текст....

    План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Перелетные птицы"

    конспект  содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....