ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКАХ
консультация по окружающему миру

Фатфулина Олеся Владимировна

Сообщение для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фатфулина О.В

МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Малыш»

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКАХ

Первые основы экологической культуры закладываются в период дошкольного детства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания по ней, необходимо научить радоваться, сопереживать ей, видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребёнка, заставляют его глубже понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.  

Теоретические знания, полученные детьми в ходе образовательного процесса, закрепляются во время наблюдений на прогулках через следующие методы и приемы:

1) беседы о бережном отношении к растительному и животному миру;

2) рассматривание объектов живой и неживой природы (знакомство с народными приметами и природными явлениями, наблюдение за поведением птиц, насекомых, животных, людей в разное время года и т.п.);

3) уход за растением на собственной грядке общего огорода и выращивание цветов на клумбе территории участка (выращивание лука, чеснока и других овощных культур, которое может быть начато в группе и продолжено на участке, при этом дети учатся правильно высаживать, пересаживать, поливать, пикировать, опрыскивать растения);

4) добровольную посильную трудовую деятельность: сбор природного материала без нанесения вреда природе (листва, семена растений, палочки, шишки, цветы для гербария, хвоя, камешки и т.п.), который впоследствии используется в группе для различных видов творчества (изготовление кормушек для птиц; зарисовка птиц, животных, их следов; выявление свойств различных агрегатных состояний воды; уплотнение снега вокруг деревьев или кустарников; зарисовка цветов, листьев, снежинок (на песке, снегу); оформление альбомов, сбор гербария, коллекций и т.д.).

Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если мы научим их слышать природу в произведениях художественной литературы и народного творчества. Поэтому при проведении наблюдений на природе целесообразно использовать художественное слово (меткие народные мудрости, приметы, загадки, потешки, сказки, легенды, хороводные песни, заклички, пословицы и поговорки). Необходимо приучать детей высказывать собственные впечатления, сравнивать, подбирать образные эпитеты, благозвучные метафоры, одним словом, работать над связной речью и обогащением словарного запаса детей.

В работе с детьми дошкольного возраста нами используются все разновидности экскурсий (природоведческие, социально-бытовые, экологические, экскурсии эстетического характера), пешеходные прогулки за территорию детского сада, целевые прогулки, мини-походы, которые направлены на воспитание любви к природе, осознанное и бережное отношение к ней.

Детям очень нравятся целевые прогулки. Хотя они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные времена года. Если дети еще малы, все целевые прогулки сопровождаются играми (например, «Сказочное путешествие», во время которого зимой на участке может встретить волшебный снежок, осенью – золотой листок, весной – весенняя капелька. Сказочные персонажи могут загадывать загадки, давать задания, рассказывать об окружающем мире), забавами, весельем (можно побегать по шуршащим листьям; собрать шишки и сделать из них веселых человечков и т.д.).

Огромное значение имеет экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста, вызывающая у ребёнка интерес к исследованию мира, природы и развивающая способность мыслить, стимулирующая познавательную активность и любознательность. Дети обожают опыты с подкрашенной водой. Поставьте любые ветки в три одинаковых стакана. Подкрасьте воду разноцветными чернилами – и удивляйтесь изменению цвета стебля. А какими внимательными они станут на прогулке, как начнут присматриваться к растениям, корням, почкам! Какие сравнения и выводы сделают!

Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимного сотрудничества, вовлечения родителей в общеобразовательный процесс во время прогулок: помощь и участие в акциях «Посади дерево», облагораживание территории участка, помощь при посадке цветов, растений, выращенных в группе, уборка территории участка, сопровождение детей на экскурсиях, помощь при проведении наблюдений, игр, забав и экспериментов. Таким образом, участие в жизни малыша не только дома, но и в детском саду, помогает родителям увидеть мир с позиции ребёнка и относиться к нему, как к равному. Родители становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, так как они понимают, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.

В работе по приобщению к природе важно учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение). Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней, когда человек будет смотреть на нее внимательными глазами, относиться к ней с любовью и бережно.

Обновление содержания дошкольного образования в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО призывает к поиску новых форм взаимодействия педагога и ребенка. С этой целью использую методические рекомендации по организации и проведению прогулок, автор  Л. А. Уланова, С. О. Иордан, Г.В. Лаптева, Тугушева, А. Е. Чистякова, и т.д, а также разработанную мной картотеку наблюдений на прогулках, которая постоянно пополняется и дорабатывается в соответствии с новыми стандартами.

Картотека представляет собой сезонные наблюдения за объектами живой и неживой природы, сопровождающиеся художественным словом, дидактическими играми. Так, в апреле проводим наблюдение за ветром, облаками, снегом, эксперимент с различными предметами (камень, дерево, металл, стекло, пластмасса, материал белый и черный), наблюдение за солнцем, поведением птиц, одеждой детей, капелью и т.п.

Например, наблюдение за снегом: обращаю внимание детей на то, что снег стал серым, зернистым, липким, из него хорошо лепить снежки, утром покрыт корочкой, а днем активно тает, в снегу появляются углубления, снег стал грязным. Проводятся словесные, дидактические пальчиковые игры.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

будто раскололи.

Обязательно проводится наблюдение за снегом на участке: нужно обойти участок, проверить, везде ли одинаково тает снег (с солнечной стороны, с теневой, на дворе, на крышах, у стволов деревьев). Почему у толстых стволов на снегу образовываются воронки…?

В дальнейшем планирую выпустить пособие в помощь педагогам и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, ...

Творческий отчет "Ознакомление дошкольников с природой родного края через различные виды педагогической деятельности"

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 98-детский сад  Творческий отчет по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края через различные виды п...

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, через приобщение люби к природе родного края».

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического  развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности,  чер...