Конспект ООД "Экологическая тропа весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Левина Наталья Васильевна

Конспект ООД "Экологическая тропа весной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 «УЛЫБКА»

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ

                   

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Целевая прогулка

                                                    Подготовила: ВОСПИТАТЕЛЬ Левина Н.В.

г. Семенов

2018 год

Целеполагание

Задачи

Расширять и обобщать знания детей об объектах экологической тропы в  детском саду весной.

1.Расширять представления детей о способах ухода за растениями и способах посадки семян в грунт.

2. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за растениями.

3. Развивать творческую активность, образное мышление и интерес к опытно-экспериментальной деятельности; желание изучать окружающий мир, развивать наблюдательность, учить размышлять детей над тем, что они увидели;  

4. Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках весны, о жизни перелетных птиц весной.

5.  Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности.

6. Формировать желание выступать в роли экскурсовода на путях маршрута экологической тропы.

7. Развивать связную речь.

Способы

Сюрпризный момент: «Персонаж – Каркуша»

Инсценировка

Вопросы к детям

Художественное слово

Средства

Иллюстрации птиц, модели для составления рассказов о весне, письмо от Каркуши,  снег, лед в розетках, ложечки,  термометр, чашки с водой, пакет с землей, поддон для посадки семян, пакет семян, лейки с водой, лопатка.                                                                                                    

Предварительная работа

Наблюдения неживой и живой природы весной. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с весенними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи, рассказы.                                                                                                                                                                                                                                         

Интеграция

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное

Физическое развитие

Обогащение словаря

Метеоплощадка, термометр

                                                                                                                                                                                             

-Ребята, посмотрите, какой   веселый солнечный лучик заглянул  к нам в окно. Да он не простой - волшебный! На нем  написано: «Письмо от Каркуши»

«Здравствуйте, ребята старшей группы «Веселые ребята». Обращается к вам Каркуша. Я живу на экологической тропе вашего детского сада. Слышал я, что вы любознательные и находчивые. И вот вам прислал задания, проверить, как вы знаете   природу своего родного края»

Первое задание на объекте  «Метеоплощадка»

- Ребята, что такое метеоплощадка? А еще количество осадков, направление ветра.

Представьте, что вы – синоптики и ведете наблюдение за погодой. Ваша задача – рассказать зрителям, какие изменения происходят сейчас в природе.

Беседа о весне с применением мнемотаблицы.

- Какое сейчас время года?
Расскажите с помощью вот таких рисунков - моделей, какие признаки весны вы знаете?
Воспитатель прикрепляет модели на мольберте, а дети называют признаки весны

Первая модель «Солнце»

Вторая модель «Снег, проталины, сосульки» 

Третья модель «Облако, дождь»                                                                                             

Четвертая  модель «Трава, первоцветы»

Пятая модель «Деревья»

Шестая  модель «Насекомые»

 Седьмая модель «Птицы»

                                                                                         

Восьмая модель «Животные»

Давайте встанем в хоровод и споем «Мы на луг ходили. Хоровод водили…»

Работа с термометром.                                                                                                        -Ребята, мы сейчас проведем эксперимент с термометром, посмотрим  как двигается его столбик,  а затем на прогулке с  помощью термометра, определим температуру воздуха на сегодняшный день.                                                                         Демонстрирует ребенок:                                                                                                                                       1. наливаем  воды в две чашки: в одну чашку холодную воду, а в другую  горячую                                                                               2. помещаем термометр той частью, где находится шарик с жидкостью в чашку с холодной водой и  смотрим, как ведет себя столбик с жидкостью на термометре  3. затем помещаем  термометр в чашку  с горячей водой  и снова  смотрим, что теперь происходит со столбиком   на термометре                                                                 Вывод: когда  мы поместили термометр в холодную воду, столбик начал опускаться, а когда  поместили термометр в горячую воду, столбик начал подниматься.

Второй объект «Птичий городок»

-Зимой люди подкармливают птиц, весной они строят для них скворечники.Скажите, почему они это делают?

- А какую пользу приносят птицы людям?

-Назовите перелетных птиц, которые прилетают к нам весной?

Отгадайте загадки и и расскажите, что вы знаете об этих птицах.

1. Какая весенняя птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный ...

2.А вот еще загадка.                                                                                                                                                   Прилетает к нам с теплом,                                                                                                                                                             Путь проделав длинный.                                                                                                                                                  Лепит домик под окном                                                                                                                                                                         Из травы и глины.

3.Нам в хозяйстве помогает                                                                                                                                                                                                       И охотно заселяет                                                                                                                                                         Деревянный свой дворец                                                                                                                                                        Темно-бронзовый ...


Подвижная игра. Грач, скворец, ласточка приглашают вас поиграть в игру «Перелетные птицы»:

 Стоя в конце зала, дети-«птицы» читают речитативом:

Ребенок-«ветер» ловит птиц, кого «ветер» запятнал, тот выходит из игры. Играем 2 раза.

Третий объект «Озерцо»

-Дети, одно из ярких и интересных  явлений весной— ледоход. Это когда лед на реке трескается.

Льдины прыгают, кружатся, друг на друга громоздятся,                                                           Друг за другом вдаль спешат и грохочут, и трещат...    

-Что произойдет со снегом и льдом, если принести их в теплое помещение?

- Ребята, а вы знаете из чего образуется лед?

-А чем отличается лед от снега?  

-Подержите немного снега в ладошке. Что произошло?

-Почему?

Ребята, после игры со снегом всегда нужно мыть руки с мылом. Вы знаете почему?

-Мы с вами будет протирать руки салфетками. А интересно, что быстрее тает – снег или лед? Мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчик с водой кусочек льда и ложку снега. Ребята, что мы видим?

-Почему лед и снег плавают и не тонут?

- Ребята посмотрите, что произошло теперь со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд?

-Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили в них лёд, осталась прежней температуры?

-Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали?

-Какой можно сделать вывод

А ведь это свойство - охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.                                                                                                   Выводы: Снег, лед в помещении тают, потому что здесь температура воздуха выше, чем на улице. Вода от таяния снега становится грязной. Так как в ней есть различные примеси. Лёд и снег плавают в воде и не тонут, потому что они легче воды.  Снег и льдинки в воде растают, так как температура воды выше, чем температура льда. Снег тает в воде быстрее льда.

Упражнение на релаксацию. Ароматерапия.                                                              Давайте расслабимся и восстановим наши силы.                                                          Реснички опускаются, глазки закрываются.                                                              Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.                                                  Дышится легко, ровно, глубоко.                                                                                          Руки, ноги отдыхают, шея не напряжена и расслаблена.                                                    Губы чуть приоткрываются,                                                                                                                Все спокойно расслабляются.                                                                                          Дышится легко, ровно, глубоко.

Четвертый объект «Альпийская горка- цветник».

-Пришла весна и мы с вами посадим семена красивых цветов для нашей альпийской горки.

В нашей группе, на окне,

Во зелёной во стране,

В расписных горшочках

Подростут цветочки.

Затем мы эти цветочки, когда будет тепло, пересадим на улицу.

Что нам надо сначала сделать, перед тем как мы будем сеять семена?  Сделаем бороздки. Для этого нам понадобится узкая лопатка. Затем польем землю. Теперь берите по одному семечку и аккуратно кладите в землю. Семена кладите друг от друга на расстоянии, а то, когда ростки прорастут им будет тесно. Дальше нужно семена присыпать землёй и  полить, затем укроем ящик с посеянными семенами сверху пакетом, чтобы они быстрее проросли. И поставим его на подоконник, где больше солнца. И будем наблюдать, какие изменения произойдут.

Пальчиковая гимнастика.

Чтоб растение росло

— и питалось и цвело

— его надо поливать

— рыхлить землю, удобрять

— и опрыскивать

— надо помнить нам всегда

— ему плохо в холода

— и во тьме не может жить

— лучик света должен быть.

-Много правил и забот знает мудрый садовод.

Пятый объект «Огород»

-Удивляется народ:

  Что за чудо-огород?

Какие растения мы  посадили на огороде на окне? Что, мы сказали, нужно для роста растений? Давайте посмотрим, как подросли наши томаты и нуждаются  ли они сейчас в поливе. Когда станет совсем тепло, мы высадим наши томаты на огород.

- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что мы узнали нового на занятии? Что вам больше всего понравилось и почему?

        -А что особенно запомнилось?

-Здравствуйте.

На метеоплощадке можно узнать температуру воздуха

Рассказывают варианты

Весна

Тает снег, бегут ручьи, лужи, светит ярче солнце

пришла весна, солнышко поднимается выше и греет все сильнее и сильнее, день становится длиннее, а ночь короче;

снег становится серым, рыхлым, начинает таять, бегут веселые ручейки. На буграх появляются первые проталины.  С крыш свисают сосульки.

Снег становится серым, рыхлым, начинает таять, бегут веселые ручейки. На буграх появляются первые проталины.  С крыш свисают сосульки. Солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель  

под теплыми лучами снег тает, вода поднимается вверх, собирается в облака, ветер сгоняет облака в тучи и все чаще идут дожди;  

земля нагревается под лучами солнца, и показывается первая зеленая травка, появляются  первые  весенние цветы «первоцветы»  

соки деревьев, согретых весенним солнышком, поднимаются вверх от корней по стволу, деревья просыпаются, набухают почки и появляются листочки;  

появились цветы, значит, есть чем питаться насекомым;  

а насекомые любимая еда птиц, поэтому весной перелетные птицы возвращаются к нам из теплых стран и вьют свои гнезда.  К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе». Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.  Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.  

в  апреле медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы.

Водят хоровод    

Птицы приносят людям пользу

Они истребляют огромное количество вредных насекомых, радуют нас своим пением  

Грач, ласточка, скворец, аист, соловей, кукушка, трясогузка, стриж, утка    

Грач

Грачи открывают весну. Питаются  червяками, личинками насекомых, которых находят в земле, копаясь в ней своим крепким клювом. Очень любят  сопровождать трактор, который работает в поле. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи.

Ласточка

Часами носятся ласточки в небе, ловят на лету комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и они сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Скворец

Скворец - певчая птица. Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинки насекомых, гусениц и тем самым приносят большую пользу.

 

  Птицы все домой спешат,                                       Долететь же – нелегко!

Весну встречать они хотят.                                   Ветер, ветер им мешает

Там, где солнышко – тепло                                      И с дороги их сбивает!

         

Превратятся в воду

Из замерзшей воды

Лед твердый, а снег рассыпчатый

Снег растаял и превратился в воду  

Снег тает от тепла, ведь ладошка теплая

Снег грязный

Лед и снег плавают в воде

Они легче воды        

Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды    

Дети предлагают ответы

Где был лед, вода холоднее  

Лед охлаждает воду

Выполняют движения в соответствии с текстом  

Выполняют

Томаты    

Свет, вода тепло

Ответы детей  

Дети благодарят Каркушу за интересные объекты                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

        

             

«Мы на луг ходили, хоровод водили»

Мы на луг ходили, (Дети, взявшись за руки, идут вправо по кругу.)
Хоровод водили.
Вот так, на лугу
Хоровод водили

Мы ромашки рвали, (Рвут ромашки, наклоняясь к полу)
Мяту собирали
Вот так, на лугу
Мяту собирали

Задремал на кочке (Имитируют «спящего зайчика»)
Зайка в холодочке (Прикладывая сложенные ладошки к щеке.)
Вот так задремал (Голову при этом слегка наклоняют то вправо, то влево)
Зайка в холодочке

Разбудить хотели (Показывают игру на дудочке. Обращать особое внимание на работу пальчиков.)
В дудочку дудели
Ду-ду ду-ду-ду
В дудочку дудели

Зайку мы будили( Показывают игру на барабане.)
В барабаны били
Бум-бум тра-та-та
В барабаны били

Ну-ка просыпайся (Грозят зайке указательным пальчиком в такт музыки.)
Ну-ка одевайся
Вот так не ленись (Хлопают в ладоши в такт музыки.)
Ну-ка просыпайся. (Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает.)

Мы с тобой попляшем (Свободный танец, прыжки)
В хороводе нашем
Вот так, мы с тобой
Весело попляшем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Экологическая тропа весной»

Программное содержание. Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарн...

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе "Экологические тропы весной"

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы «Путешествие по экологической тропинке весной»

Задачи:Обучающие: Расширять представления детей о се­зонных изменениях в природе; показать объекты экологической тро­пы весной; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

Возрастная группа: младшая Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружаю...

План-конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-дефектолога в средней группе «Экологическая тропа весной»

Интегрированное занятие  для детей средней группы: «Экологическая тропа весной», которое было разработано воспитателем средней группы и учителем - дефектологом с целью расширения и...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарн...

Конспект занятия (средняя группа) «Экологическая тропа весной.»

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаим...