Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Ах, какая осень!»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Романова Лидия Васильевна

- обобщение представления детей об осени как времени года, ее признаках;

- уточнение представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;

- закреплнние представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_ah_kakaya_osen-1.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Ах, какая осень!»

Задачи:

Образовательные:

- обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;

- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;

- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период.

Развивающие:

- развивать внимание, память;

- улучшать общую моторику и координацию движений;

- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

Речевые:

- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;

- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина,  лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие;

- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Воспитательные:

- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;

- воспитывать чувство любви к родной природе;

- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Яну И., Митю О., Амалию К., привлекать  Даню, Тимошу, Леву  к комментированию ответов других детей.                                                              

Дидактический материал: кукла Незнайка, презентация «Ах, какая осень!», карандаши, разноцветные листья, карточки трёх цветов, маленькие игрушки (животные), дидактичес-

кие игры: «Времена года», «Найди тень (контур) предмета», «С какого дерева листок», «Назови листок».

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

• информационно – наглядный метод,

• словесный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

Ход занятия.

Воспитатель: 

- Ребята, знаменитый русский поэт А.С.Пушкин написал много стихотворений. Сейчас я прочту одно из них, а вы определите какое время года, описывает поэт:

Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса —

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и в золото одетые леса,

 В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

 И мглой волнистою покрыты небеса,

 И редкий солнца луч, и первые морозы,

 И отдаленные седой зимы угрозы…

Дети: Это осень.

Воспитатель: Наступают последние дни осени, мы должны будем с вами с ней попрощаться и вспомнить всё, что мы о ней узнали. А поможет нам в этом  Незнайка: он подготовил вам картины об осени (на экране появляется картина, где изображена осень).

Какое явление природы изображено на картинке?  /Слайды № 2-11/.

Дети: Дождь.

Воспитатель: Какое явление изображено на этой картинке?

Дети: Туман.

Воспитатель: Какое явление изображено на этой картинке?

Дети: Листопад.

Воспитатель:  Какие явления природы вы ещё знаете?

Дети: Облачность, ветер, осадки, долгота дня, заморозки.

Воспитатель: К какой природе их можно отнести?

Дети: К неживой природе.

Воспитатель: Назовите признаки осени в неживой природе?

Дети: Осенью день становится короче, а ночь длиннее.

Воспитатель: Почему погода становится прохладной?

Дети: Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной

Воспитатель: Какие осадки характерны для осени?

Дети: Чаще идут дожди, поздней осенью, в конце ноября у нас выпал снег.

Воспитатель: Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни?

Дети: По утрам бывает туман или заморозки, иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда. По утрам, на траве, замечаем капельки росы, когда мы идем по улицам - сыро, слякоть.

Воспитатель: Что-то Незнайка заскучал, давайте вместе с ним поиграем.

Дид. игра «Природные явления» (На экране появляются картинки с изображением природных явлений, если это явление относится к осени - дети хлопают один раз, если нет- то не хлопают). ( См. презентацию)

Воспитатель: Молодцы ребята.

Незнайка, а что ты знаешь о растительном мире?

Незнайка: Ну, он большой, красивый, зелёный.

Воспитатель: И всё? Ребята давайте расскажем Незнайке, что мы относим к растительному миру?

Дети: К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.

Воспитатель: Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени?

Дети: Осенью опадает листва с деревьев, начинается листопад.

Воспитатель: Яна, Митя, а вы  что еще интересного вы можете добавить о листьях?

Воспитатель: А теперь отгадываем загадки. /Слайд № 12/.

1. Летом вырастают зелёными,

    А осенью опадают желтыми.

2. Под ногами лежат,

    Зашагаешь — шуршат,

    Яркие, цветные,

    Краешки резные.

Воспитатель: Что это?

Дети: Листья.

Воспитатель: Что же меняется в жизни трав и цветов?

Дети: Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.

Воспитатель: А сейчас немного поиграем, расскажем Незнайке о листочках.

Дид. игра «С какого дерева листок? / слайд № 15/. (Сначала дети работают по слайду № 15, а потом дети собирают разбросанные на полу листочки и рассказывают, какие листочки они собрали.) Молодцы, правильно.

 Незнайка: Давайте поиграем в мою любимую игру « Назови листочек». Теперь о листочках я все знаю. Я называю дерево, а  вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина – калиновый

каштан – каштановый

липа – липовый

Незнайка: Молодцы, правильно ребята!

(Слышатся звуки животного мира: мяукает кот, рычит медведь, фыркает ёжик, стрекочет кузнечик)

Воспитатель: Ребята, давайте встанем и посмотрим, что происходит в группе. (Дети подходят к столу, где стоят животные (маленькие игрушки)

Воспитатель: Это они нас звали. Давайте их развеселим и вернёмся к Незнайке, он у нас совсем один.

Физ. минутка:

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («Доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («Отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (Слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (Руки под щеку, наклонить голову)

Воспитатель: Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного.

 Кого мы относим к животному миру?

Дети: К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.

 

Воспитатель: Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?

Дети: Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.

 

Воспитатель: Даня, ты хочешь что-нибудь добавить?

Даня: Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.

 

Воспитатель: Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?

Дети: Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.

 

Воспитатель: Что меняется в жизни птиц с приходом осени?

Дети: Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.

 

Воспитатель: А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?

Дети: Такие птицы называются перелетными.

Воспитатель: А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. Почему они не улетают?

Дети: Осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.

Воспитатель: Как же выживают оставшиеся с нами птицы?

Дети: Эти птицы живут рядом с человеком и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.

Воспитатель: Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дид. игра «Улетают – не улетают» (Дети встают около стульчиков.)

Воспитатель: Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.

Ворона (з), соловей (п), дятел (з), журавли (п), голубь (з), ласточка (п), воробей (з), утка (п), скворец (п).

(з) - зимующая птица, (п) – перелетная.

Воспитатель: Молодцы!  Вы очень внимательны.

Воспитатель:  Ребята, у вас в руках карточки трёх цветов. Сейчас на экране будут появляться картинки из растительного мира, животного и природные явления осенью. Если вы увидите картинку из растительного мира, то вы показываете зелёную карточку. Если из животного мира – то красную, а если это природное явление – то синюю. Но могут на картинке одновременно быть и то и другое, тогда вы показываете несколько карточек вместе. Мы приглашаем нашего гостя Незнайку поиграть с нами.

Воспитатель показывают карточки с деревьями, изображения животных, радуга и т.д..

Воспитатель: А теперь садимся за столы и выполним задания на карточках. Надо найти контур (тень) предмета.  (Надо соединять карандашами предмет и контур).

Дид. игра «Найди контур». / Слайд № 16 /

Воспитатель:  Каждый постарался на славу! Незнайка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами? Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными? Всех ребят мы наградим очень весёлыми смайликами.

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Мы с вами были в гостях у осени. Дети, что вам понравилось?

/Ответы детей./ 

Воспитатель: Мы прощаемся с Незнайкой. До свидания!  

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать дошкольников.// Дошкольное воспитание N12, 2005.

Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 200 – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема Осень. Звук [о]. Буква О,о.

Интегрированный подход к организации образовательной деятельности с целью профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Осень. Звук [о]. Буква О, о.»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла »

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла » Милюк Е.О., воспитатель Васильченко Л.В., воспитатель, МБДОУ «Детский с...

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе "Путешествие в осенний парк"

Непосредственная образовательная деятельность включает в себя: Познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Осень"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лексичееской теме " Осень" в подготовительной группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»

Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для детей подготовительной группы. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы в начале года....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Осень»

Цель; продолжать формирование представления детей об осенних изменениях в природе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по рисованию Осенние деревья

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по рисованию Осенние деревья...