Конспект НОД "Мир шахмат" в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шабаева Лариса Вениаминовна
Дети заходят  в группу играть в шахматы. Дети подходят к столам, где лежат шахматы, раскрывают, а фигурок нет.
Воспитатель - А что случилось?
Воспитатель предлагает поискать шахматные фигуры. Ребята ищут фигуры, не находят.
Проблемная ситуация
Воспитатель предлагает обратить внимание на мольберт, на геометрические фигуры.
- Как думаете, может не случайно здесь геометрические фигуры?
- Под каждой геометрической фигурой прячется задание. Если мы попробуем выполнить эти задания, может фигуры вернутся к нам.
Дети подходят к мольберту, рассматривают на нем геометрические фигуры (квадрат зеленого цвета, круг желтого цвета, треугольник, квадрат красного цвета, прямоугольник широкий и узкий синего цвета). Ответы детей на вопросы воспитателя. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Конспект непосредственно-образовательной деятельности  по познавательному развитию (подготовительной группе)  

                                               Тема:  «Мир шахмат»

Цель: Формировать у детей интерес к игре в шахматы.

Задачи:

1.Развивать логическое мышление, внимание, память и речь, ориентировку в пространстве.

2. Закрепить навык работы с шахматной доской: направление  на шахматной доске «диагональ», «вертикаль», «горизонталь», правильно передвигать фигуры по шахматной доске.

3.Воспитывать умение работать в коллективе, в паре, вырабатывать уверенность в своих силах.

Ход

1.Мотивация.                                                                                                                                                                               Дети заходят  в группу играть в шахматы. Дети подходят к столам, где лежат шахматы, раскрывают, а фигурок нет.

Воспитатель - А что случилось?
Воспитатель предлагает поискать шахматные фигуры. Ребята ищут фигуры, не находят.

Проблемная ситуация

Воспитатель предлагает обратить внимание на мольберт, на геометрические фигуры.

- Как думаете, может не случайно здесь геометрические фигуры?

- Под каждой геометрической фигурой прячется задание. Если мы попробуем выполнить эти задания, может фигуры вернутся к нам.

Дети подходят к мольберту, рассматривают на нем геометрические фигуры (квадрат зеленого цвета, круг желтого цвета, треугольник, квадрат красного цвета, прямоугольник широкий и узкий синего цвета). Ответы детей на вопросы воспитателя.

2. Актуализация знаний по теме «Мир шахмат»

Задание «Шахматные пазлы»

- Возьмите фигуру, которая не синяя и не красное, и не круг. Как называется  эта фигура (зеленый квадрат).

- Рассмотрите, что изображено на квадрате с обратной стороны? Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? (собрать шахматную доску).

- Ребята, делятся на 2 команды, собирают пазлы шахматной доски. Кто быстрее выполнит. За выполненное задание на экране появляется фигура ладья.

Задание: « Угадай-ка, какая ты шахматная фигура»

Выберите следующую геометрическую  фигуру с заданием. Найдите лишнюю фигуру. Как называется эта фигура? (желтый круг).

- Почему лишняя? (нет углов).

- Рассмотрите, что изображено с обратной стороны круга? Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? (На обратной стороне желтого круга нарисованы маски фигур).

- Ребенок в шапочке должен узнать фигуру, задавая вопрос детям, которые отвечают «да», «нет».

Ребенок задает вопросы,  используя мнемотаблицу. Воспитанники  выбирают ведущего, воспитатель одевает маску шахматных фигур.

Вопросы:                                                                                                                                                                                            - Я черная фигура? (да, нет).                                                                                                                                                

 - Я могу ходить по вертикали? (да, нет).                                                                                                                                      

 - Я могу ходить по горизонтали? (да, нет).                                                                                                                              

 - В начальной позиции я стою на 2 линии? (да, нет).                                                                                                  

- Я главная фигура? (да, нет).                                                                                                                                                

 - Я могу ходить назад? (да, нет).                                                                                                                                                    

- Я стою рядом с королем? (да, нет).                                                                                                                                        

 - Я стою рядом с конем? (Да, нет).                                                                                                                                                        

 - Давайте посмотрим, не появились ли еще фигур?                                                                                                          

 - За выполненное задание на экране появляется фигура слон.

Задание «Найди адрес шахматных фигур»

- Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием. Красная , но не квадрат. Как называется та фигура? ( красный треугольник).

- Рассмотрите, что изображено на  красном треугольнике с обратной стороны? На обратной стороне треугольника адреса (a1? , b2, c3, d4, e5,f6, g7, h8).

- Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? Что означают  цифры и буквы?(адреса шахматных фигур).

- Для выполнения этого задания, необходимо найти себе пару. Адреса шахматных полей нужно выложить на шахматных досках, используя логические блоки Дьенеша.   Дети выбирают себе пару, выполняют задание. За выполненное задание на экране появляется шахматная фигура – конь.

- Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием. У этой фигуры все стороны равны. Как называется та фигура? (красный квадрат).

- Дети рассматривают задание на обратной стороне красного квадрата.                                                                                

- Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? (разминку). Дети выполняют движения, проговаривая текст разминки.

В поле много есть дорожек.                                                                                                                                     Будь и смел и осторожен.                                                                                                                                                    Вверх и вниз пойдешь  - это вертикаль                                                                                                                    Вправо-влево-горизонталь.                                                                                                                                                                           А с угла на угол, вдаль                                                                                                                                                                Нас ведет диагональ.

За выполненное задание на кране появляется фигура – король.

Задание «Волшебный мешочек». Ребята возвращаемся к мольберту.

- Следующая геометрическая фигура больше по размеру. Как называется эта фигура? (синий треугольник).

- Дети достают из мешочка фигуры, на ощупь определяют и называют фигуру. За выполненное задание на экране появляется фигура ферзь.

- Дети на мольберте осталась последняя фигура с заданием. Какая эта фигура? (узкий, синий прямоугольник). Дети рассматривают задание  «Повтори рисунок». За выполненное задание появляется фигура пешка.

- Давайте проверим, все фигуры мы собрали? Можем теперь играть в шахматы?

3. Итог. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...