Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру

Серго Галина Анатольевна
Трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_opyty_so_svetom.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста

Участники: педагоги ДОУ

Тема: Опыты со светом.

Цель: трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

  • Дать понятие о возникновении света и тени.
  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приёмами  практического взаимодействия с     окружающими предметами.

Оборудование: фонарики, цветные стекла, картон, деревянные дощечки, кусочки ткани, зонт, свеча, настольная лампа.

Ход мастер – класса

Педагог:

Уважаемые участники!

Перед вами набор для экспериментирования со светом и звуком.

В набор входит методическое пособие и оборудование  для проведения опытов.

Я хочу Вам рассказать  историю о Солнце и Электрической лампе.

Солнце, заглянув в окно, увидело Электрическую Лампу, висящую на потолке, и, глядя свысока, надменно сказало: «Как ты смеешь, дерзкая стекляшка, ярко светить наравне со мной, с Солнцем? Я людям даю свет, тепло, без меня погибла бы жизнь на земле!»

На что Электрическая Лампа отвечала: «С тобой трудно спорить, Солнце, ты великое светило, но светишь только днем, а вечером уходишь за горизонт, и становится темно. А людям трудно в темноте, вот они и включают меня, электрическую лампу. А я, в отличие от тебя, Солнца, могу светить и вечером, и ночью!»

Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.

Что является естественным источником света для нас?

Участники:  Солнце, луна, свет звезд, полярное сияние, светлячки, молнии, костер (предполагаемый ответ).

Педагог:

Действительно, всё это естественные источники света.

А в темное время суток, что ещё помогает нам видеть окружающий мир?

Участники:

Электрические лампы, люстры, фонари, свечи, фонарики (предполагаемый ответ).

Педагог:

То, что сделано  руками человека – это искусственные источники света.

Обратите внимание, на столе коробка. В ней  находится искусственный источник света. Что это,  вы узнаете, отгадав загадку:

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Участники:

Фонарик (предполагаемый ответ).

Педагог:

Прежде, чем вы возьмете  фонарики, ответьте,  как ими пользоваться, чтобы они не принесли  вред?

Участники:

Включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться (предполагаемый ответ).

Педагог:

Берите в руки фонарики, проверьте, как они работают.

(воспитатель открывает зонт)

Педагог:

Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Включайте свои фонарики.

Что нам дают фонарики?

Участники:

Свет.

Педагог:

Как светят фонарики в темноте?

Участники:

Ярко (предполагаемый ответ).

Педагог:

Если луч от  фонарика направим вверх, что произойдёт?  

Участники:

Наверху будет светлое пятно (предполагаемый ответ).

Педагог:

На что похож свет от фонариков?

Участники:

— Круг, планету, цветок, луну (предполагаемый ответ).

Педагог:

— А если направим свет от  фонарика вниз. Где будет светло?

Участники:

— Внизу, на полу (предполагаемый ответ).

Педагог:

— Давайте приблизим фонарики к полу, что происходит?

Участники:

— Свет уменьшается.

Педагог:

— А если фонарики удалить от пола, что произойдёт?

Участники:

— Светлое пятно  становится больше.

Педагог:

— Свет рассеивается.

(воспитатель закрывает зонт)

— Что произойдёт, если мы посветим фонариками в пространство?

Участники:

— Свет будет тусклым, слабым  (предполагаемый ответ).

Педагог:

— Посмотрите, что еще лежит в коробке?

Участники:

— Тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон.

Педагог:

— Поиграем с этими предметами.

— Как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать через дощечку? 

Участники:

— Нет.

Педагог:

— Почему?

Участники:

— Дощечка не пропускает свет (предполагаемый ответ).

Участники проводят опыты с дощечкой, цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

Педагог:

— Через какие предметы свет проходит?

Участники:

— Свет проходит через тряпочку, ладошки, цветные стекла.

Педагог:

— Через какие предметы свет не проходит?

Участники:

— Дощечка, картон.

Педагог:

— Рассмотрим другие искусственные источники света. 

— Что это за предметы?

Участники:

— Настольная лампа и свеча.

Педагог:

— Для чего они нужны?  

Участники:

— Освещать комнату, читать, печатать на компьютере (предполагаемый ответ).

Педагог:

— Попробуем узнать,  от какого источника  будет больше света?

— Что для этого нужно сделать?

Участники:

— Включить свет.

Педагог:

— Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать?

Участники:

—  Включить в розетку.

Педагог:

— Фонарик тоже включаем в розетку? 

Участники:

—  Нет,  у него есть батарейки.

Педагог:

— Как «включить» свечу? 

Участники:

—  Её надо зажечь.

Лампа стоит на столе, фонарик в руках участника, свеча у воспитателя. Участники сравнивают яркость света.

Педагог:

— Какой источник  светит ярче?

Участники:

— Настольная лампа – самая яркая, потом – фонарик, самый слабый свет от свечи.

Педагог:

— Закройте глаза. Откройте. Что изображено на экране?  

Участники:

— Это тень.

(воспитатель закрывает свет  от прожектора)

Педагог:

— Есть ли  сейчас тень? 

Участники:

— Нет.

Педагог:

— Почему не стало тени?  

Участники:

— Нет света.

Педагог:

— Значит, бывает тень без света? 

Участники:

— Нет.

Педагог:

— В работе с детьми, можно использовать свойство тени для развития у них воображения.

(воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки)

Педагог:

— Покажите, тени других животных, птиц.

(участники показывают тени)

Педагог:

—  Для чего мы это делаем?

Участники:

— Развиваем у детей  любознательность, формируем первичные представления о предметах окружающего мира (предполагаемый ответ).

Педагог:

— В рамках реализации ФГОС ДО,  учреждение создает условия для развития интересов детей, любознательности, творческой активности; формирования представлений об объектах окружающего мира.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов «Использование техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества. Задачи: познакомить педагогов с техникой работы с бу...

Мастер класс для педагогов «Использование техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества. Задачи: познакомить педагогов с техникой работы с бу...

Мастер-класс для педагогов «Кружковая работа по легоконструированию, для детей старшего дошкольного возраста».

middot;        Ознакомление педагогов с кружковой  деятельностью в группе. Расширение и уточнение представлений педагогов о Лего-конструкторе и формы орга...

Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».

Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...