Познавательное развитие.Занятие - познавательное. "Путешествие с Зайцем Коськой и Родничком"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
"Путешествие с Зайцем Коськой и Родничком"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_poznavatelno.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Путешествие с Зайцем Коськой и Родничком» (по сказке Н.Грибачева «Заяц Коська и его друзья»
Цель:Создать условия для совершенствования представлений у детей о разнообразных свойствах воды и круговороте ее в природе.
Образовательные задачи:
- Уточнить и закрепить знания детей о воде и её значении для всего живого. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
- Развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе;
- учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
- Упражнять детей употреблять глаголы, характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется и т.п.
Развивающие задачи:
- Развивать исследовательские навыки, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Способствовать развитию любознательности.
- Развивать внимание и наблюдательность детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в частности к воде.
- Продолжать воспитывать культуру поведения в природе.
- Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
Методы и приёмы.
- Словесные: вопросы к детям, разъяснение, индивидуальные и хоровые повторения.
- Наглядные: рассматривание, показ, опыты.
- Практические: обследование предмета, игровые действия с предметом.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды, просмотр видеоролика «Урок чистой воды».
- Чтение сказки и просмотр мультфильма «Капитошка. Путешествие воды».
- Чтение сказки «Путешествие Капельки».
- Проведение отдельных опытов с водой.
- Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
- Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
- Знакомство с круговоротом воды в природе.
- Составление модели «Как человек воду использует».
Оборудование и материалы:
- ТСО: магнитофон.
- аудиозапись журчания и шума воды.
- лента голубая, изображающая ручей,
- с помощью камней, растений оборудован родник, полотна «моря, озера, пруда, лужи»,
- столы с оборудованием для проведения опытов,
- объемная модель и схемы: «Круговорот воды в природе».
- Оборудование исследовательского уголка группы для проведения опытов:вода, сосуды разной форм, воронка, полотенца, раздаточные подносы-тарелочки, клеенки, фартуки, прозрачные стаканчики, ложки, речной песок, сахарный песок, губка.
- Ключ во льду.
- Письмо от Зимы.
- Мягкая игрушка Зайца Коськи и Капитошки.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся путешествовать в сказку, где главной будет вода. Дверь в сказку откроем волшебным ключиком. Но что это произошло с ключиком? (демонстрация ключика, вмерзшего в льдинку)
Дети: Он вмёрз в лёд.
Воспитатель: Посмотрите, я нашла письмо. Оно от Зимы. Вот что она пишет: «В сказку попадёт только тот, кто знает о воде всё. Ответьте на мои вопросы, тогда и достанете ключик».
-Ребята, что вы можете рассказать о воде? Какая она?
Дети: Вода бывает холодная, тёплая, прохладная, прозрачная, мутная, жидкая, текучая, освежающая…)
Воспитатель: Вода имеет форму?
На столе лежит кубик и шарик, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Дети: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
Воспитатель: Какого цвета вода? (демонстрация опыта)
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей).
-А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Дети: делают выводы и предположения.
Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Дети: своего вкуса у воды нет.
Воспитатель: А бывает ли вода твёрдой? Когда это случается?
Дети: Зимой, когда наступают морозы.
Воспитатель: Что же это такое — «твёрдая вода»?
Дети:— Это лёд.
Воспитатель: Какие свойства льда вы знаете?
Дети: Холодный, хрупкий, прозрачный, гладкий, тает в тепле.
Воспитатель: показывает детям в каких состояниях бывает вода: жидкость в стакане, если воду нагреть получается – пар (открывает термос с кипятком, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается — лед (показывает бутылку со льдом).
Воспитатель: Где в природе встречается вода?
Дети: Озеро, ручей, родник, река, озеро, море, океан.
Воспитатель: Посмотрите на нашу модель «Водоемы», вот это ручей. Где же его начало?
Дети: Это родник.
Воспитатель: Откуда в роднике вода?
Дети: Она вытекает из-под земли.
Воспитатель: А где ручей заканчивает свой путь?
Дети: Он вливается в речку, а потом вместе с рекой в море.(дети проходят по напольной модели «Водоемы»)
Воспитатель: Вот мы и ответили на все вопросы Зимы. Посмотрите, лёд растаял и мы можем взять ключик. Давайте скажем все вместе: «Раз, два, три ключик сказку отопри»
Дети: повторяют слова.
Воспитатель: Силу для путешествия нам даст волшебный ручеёк. Пройдём по ручейку на носочках. (Звучат звуки воды, ручья)
Воспитатель: Теперь присядьте на бережке ручейка и слушайте сказку. Живёт в нашем лесу заяц Коська (ввод мягкой игрушки Зайца) – пушистая шёрстка, длинные уши. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, всё на свете разузнать хочет.
(Гимнастика для глаз)
Давайте и мы, как заяц Коська, постреляем глазами. Голова неподвижна, перемещаются только глаза: медленно вправо-влево, вверх-вниз. Наши глаза стали зоркими.
Побежал заяц Коська вперёд, вдруг увидел – Родничок, а из него ручеёк течёт.
Заяц Коська: Ты кто?
Воспитатель-Родничок: Я Родничок. Вот попутешествовать хочу, посмотреть далёкие края.
Заяц Коська: Вот здорово, побежали наперегонки. Ребята, давайте вместе пройдем путь с Родничком и Зайцем Коськой. (дети двигаются по маршруту напольной модели)
Воспитатель: Побежали, — согласился Родничок.
Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца.
Прибежали Родничок и Заяц Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино.
Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, — забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты?
А тут я. — ответил Родничок из реки. — Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее! Дети двигаются вдоль ручья и реки макета:
Физкультминутка:
Солнце, солнце высоко
(На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло
(Легкие поглаживания руками по лицу) .
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей,
(Бег по кругу) .
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните,
(Ходьба по кругу) .
Воспитатель: Бежит речка из множества ручейков, изгибается, да всё впереди зайца. Отделился Ручеёк от речки. Весь день и целую ночь бежал по берегу Ручейка Заяц-Коська. Наконец наступило утро. Устал Коська, отдыхает. Хорошо летом: солнышко припекает, жарко. Смотрит Коська по сторонам, а Ручейка нигде нет.
Заяц Коська: Эй, Родничок, где ты?
Воспитатель — Родничок: А я тут, посмотри наверх. Я теперь Капелька-Капитошка. Нас здесь много.
Поднял Коська глаза и видит в небе облачко покачивается.
Воспитатель: Ребята, а как же Родничок туда попал?
Дети: Ночью он туманом стал, а утром солнышко пригрело, вода в ручейке согрелась, Родничок испарился и поднялся капельками в облачко. Стал Капелькой Капитошкой(демонстрация игрушки Капитошки)
Воспитатель: Давайте с вами проведём эксперимент – как образуется туча и пойдет дождь.
Дети: выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.
Воспитатель: Наступила осень. В лесу дождь пошел. Много Капелек Капитошек вернулись из тучки-облачка на землю. Спрятался Заяц. Давайте ребята и мы найдем укрытие от дождика. Слышит — шумит что-то. Ребята, помогите Зайцу определить, что же это шумит.(Звучит запись журчания воды)
Дети: высказывают предположения.
Заяц Коська: Эй, кто там?
Воспитатель-Родничок: Это я, Родничок, обратно вернулся.
Воспитатель: Ребята, как же он в ручей попал?
Дети: Вместе с дождём, Капельками Капитошками в ручеёк упал.
Дети: (рассуждают) Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко.
Воспитатель-Родничок: Потом вверху похолодало, дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся.
Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал. Что же с ним произошло?
Дети: Поменял серую шубку — на белую.
Воспитатель: А Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.
Воспитатель: Стал зайчик на морозе греться – резвиться: нырнул в сугроб, а оттуда голос Родничка: «Здравствуй, Коська, вот мы и опять встретились»
Воспитатель: Ребята, как же Родничок в сугроб попал?
Дети: Он в тучке замёрз, превратился в снежинку, и в сугроб упал.
Воспитатель: Как красиво зимой, кругом блестящий снег лежит. А вам нравится зима? Споём песню «Что вам нравится зимой».
Дети: поют песню
Воспитатель: Так и жили Заяц Коська и Капитошка до весны. А как солнышко пригрело, что же случилось с сугробом?
Дети: Снег растаял, из него потёк ручеёк.
Воспитатель: И снова заяц Коська стал путешествовать с Ручейком и Родничком(оставляем игрушку Зайца у модели Родничка). Наша сказка закончилась. Понравилась она вам? Сколько в ней было чудесных превращений Родничка. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка, назовем их.
Дети: рассказывают о превращениях Родничка.
Воспитатель: Вы устали? Вам трудно было? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии с зайцем Коськой, Капитошкой и Родничком? Дети делятся впечатлениями о путешествии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По познавательному развитию Занятие по ПДД в старшей группе тема: Путешествие в страну «Почемучек»
Образовательная задача: Дать детям представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, закрепить знание дорожного знака – «пешеходный переход».Развивающая задача: Познакомить и учить р...
НОД - познавательное развитие (занятие
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»Энгельсского муниципального района Саратовской области. КонспектНОД – Познавательноево 2-ой младше...
НОД - познавательное развитие (занятие
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»Энгельсского муниципального района Саратовской области. КонспектНОД – Познавательноево 2-ой младше...
Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»
Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....
Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами".
Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами"....
Познавательное развитие. Занятие на развитие зрительного восприятия. «Такие полезные овощи».
Учить называть свойства сенсорных признаков предмета (Цвета, величины, формы); находить заданный признак в предмете; компенсировать нарушения зрительного восприятия в единстве с развитием познавательн...
Конспект интегрированного (развитие речи, познавательное развитие) занятия в старшей группе: "По страницам сказок"
Конспект интегрированного (развитие речи, познавательное развитие) занятия в старшей группе: "По страницам сказок"Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.Задачи:Об...