Дидактические игры со старшими дошкольниками на тему "Космос"
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Смольянинова Галина Алиповна

Дидактические игры со старшими дошкольниками на тему "Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для старших дошкольников на тему «Космос»

«Найди лишнее, или Исключение понятий»

 Цели: 

- развитие логического мышления (анализ и синтез);

-  развитие умения проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку; развитие памяти.

Ход игры: Первый уровень (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям наборы из четырех картинок. Перед детьми ставится задача - найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему. Второй уровень (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей - найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему.

                Для темы «Покорение космоса» предлагаем такую мотивацию. Воспитатель: «Мы космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошенько, что в предлагаемых наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ».

Предлагаемые наборы слов:

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

 4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

 5. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

6. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

7. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

8. Дом, печь, дым, хлев, будка.

9. Береза, сосна, дуб, осина, клен.

 10. Василек, роза, ромашка, лютик, ландыш.

 11. Яхта, колесо, машина, автобус, самолет.

12. Лук, морковь, яблоко, огурец, помидор.

13. Секунда, минута, вечер, час, неделя.

14. Самолет, пароход, поезд, техника, автомобиль.

15. Карандаш, ручка, фломастер, кисть, чернила.

16. Слон, жираф, носорог, пингвин, бегемот.

 17. Книга, тетрадь, карандаш, блокнот, альбом.

18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

 19. Роза, гвоздика, пион, василек, георгин.

20. Дерево, пластмасса, стекло, стол, сталь.

                 Наборы слов можно составить самостоятельно. В начале обучения детей игре, набор может состоять из трех слов, а затем расширяться до четырех, потом до пяти.

(Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996)

Игра  «Укрась слово»

Цель: развитие образного мышления, воображения.

Ход игры:  Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительное и ставится задача за 1 минуту набрать  как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» свое слово.

(Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996)

«Дверная скважина»

Цель: развитие зрительной памяти и пространственного мышления.

 Ход игры: Воспитатель: «Предлагаю будущим космонавтам еще одно испытание на сообразительность. Я покажу вам картинки с изображением того, что вы можете увидеть на далекой планете. Но представьте, что иллюминаторы в нашем корабле маленькие, экраны ваших скафандров тоже невелики. Поэтому видеть всю картинку целиком вы не можете. Вы увидите отдельные фрагменты и должны догадаться, что же изображено на картинке».

                Для игры необходимо приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, по площади примерно вчетверо превосходящий размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие круглой формы (как иллюминатор). Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4-5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит лист в течение 1 минуты. Затем один из игроков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и воспитатель объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том, что изображено на картинке.

Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! М.: Глобус, 1995

«Звук потерялся»

 Цель: развитие внимания, развитие фонематического слуха.

Ход игры: Воспитатель: «Космонавты должны быть очень внимательны. Сейчас мы потренируем наше внимание в одной простой игре». Воспитатель называет заранее подобранные простые слова, в которых пропущен какой-то звук, без которого слово превращается в бессмыслицу. Дети должны говорить, какой именно звук пропущен и как будет правильно звучать слово. Игра проводится в кругу, воспитатель бросает мяч одному из детей, тот должен вернуть мяч вместе с правильным ответом.

 (Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М .: Просвещение, 1991)

 «Разведчики»

Цель: развитие у детей наблюдательности, коммуникативности, организаторских способностей. Ход игры: Воспитатель: «Наш космический корабль совершил посадку на неизведанной планете. Прежде чем высадиться на ней и разбить лагерь, мы должны провести разведку. Давайте выберем разведчика и командира. Остальные дети образуют отряд, или группу разведки».

                  В комнате стулья расставлены хаотично. Разведчик прокладывает маршрут между стульями, обходя их с разных сторон. Командир наблюдает за действиями разведчика, а потом проводит свой отряд по проложенному маршруту. Можно построить игру и по-другому: командир ведет отряд из того места, где закончил свой путь разведчик, в то место, из которого разведчик вышел.  После игры дети обсуждают правильность действий командира и допущенные им ошибки.

(Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании. - М., 1992

 «Что изменилось?»

 Цели: тренировка наблюдательности, развитие зрительной памяти.

Ход игры: Воспитатель: «А сейчас мы проверим, какая память у наших космонавтов». Для игры первоначально выбирается группа из 7-9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Воспитатель вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид всех участников игры. На это дается 1-2 минуты. После этого водящие удаляются в другую комнату. По указанию воспитателя дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм или прическу. Затем по очереди вызывают водящих. Каждый из них должен назвать те изменения, которые заметил. Побеждает тот, кто заметил больше изменений.

Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании. - М., 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для старших дошкольников по теме: "Зимние виды спорта".

Данный методический материал используется при составлении конспектов комплексных логопедических занятий и занятий по логопедической ритмики с детьми старшего  дошкольнго возраста....

Музыкально-дидактические игры для старших дошкольников

Материал для использования в свободной деятельности....

Дидактические игры для старших дошкольников

Надеюсь этот материал будет полезен для музыкальных рукодителей...

Музыкально дидактическая игра для старших дошкольников

Предлагаю для музыкальных руководителей дидактическую игры на развитие звкковысотного слуха, на развитие чувство ритма, на развитие тембрового слуха...

Электронно-дидактическая игра для старших дошкольников "Помоги Звездочету"

Занимательная игра для знатоков Солнечной системы!...

Музыкально-дидактические игры для старших дошкольников.

Музыкально-дидактические игры способствуют формированию у детей интереса к музыкальному искусству, расширению музыкального кругозора и закреплению знаний. Материал оформлен в виде карточек....

Конспект дидактической игры для старших дошкольников "Путешествие в зимний лес"

Многофункциональная дидактическая игра для детей 5- 6 лет на прогулке....