Доклад: "Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Тищенко Марина Викторовна

материал будет полезен воспитателям доу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24 2Золушка»

Доклад:

«Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Воспитатель:

Тищенко М.В.

с.Ряженое

   Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать интеллектуальной пассивности, необходимо формировать у дошкольников продуктивные формы мышления. Один из эффективных методов работы- поисковая деятельность, а именно-экспериментирование.

  С самого рождения ребенок становится первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Он усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит, трогает, нюхает и делает сам. При активном действии ребенок в процессе познания участвуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

  Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, устанавливает взаимосвязи, тем активнее он участвует в образовательном процессе. Тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

  Чтобы помочь своим воспитанникам разобраться в вопросах: что же их окружает, как и почему это происходит, что человек может сделать, чтобы это изменить и использовать в повседневной жизни нужно создать необходимые условия ,т.е. организовать среду в ДОУ.

  В группе мы создаем свою мини- лабораторию по экспериментированию, где юные исследователи самостоятельно отвечают на вопросы, опираясь на наблюдения, ощущения, действия и эксперименты.  Ведь экспериментирование  охватывает все области деятельности воспитательно- образовательного процесса.

  Ребенок – творец собственной деятельности, он ставит перед собой цели и идет по пути ее достижения, порой даже этого не замечает. Наша задача- имея знания и опыт, организовать его активность в нужном направлении. Важно работать так, чтобы каждому ребенку было интересно и легко получать новый урок и опыт. Нам в этом помогают способности детей и их умение играть. В каждом разделе экспериментирования можно использовать знакомые нам дидактические игры. Например, для изучения природного явления «радуга» используем игру «Найди лишнее». При помощи развивающих карт закрепляем знания о свойствах радуги, ее внешнем виде, составе, а также еще раз упоминаем название геометрических фигур, цветовой гаммы. Воспитанники сами того не замечая, на прогулках выделяют существенные признаки и связи, анализируют явления. Казалось бы, обычная прогулка, все играют и вдруг… «смотрите, смотрите, здесь спящая пчела! Да, у нее на крыльях радуга! А я глазки прищурила и радугу увидела».

  В группе есть своя «лаборатория» : пробирки, мерные стаканы, коллекции и наборы металлов, пластмасс, дерева, камней, стекол, семян, измерительные приборы, микроскоп. На занятиях мы впервые пробуем использовать измерительные приборы: лупы, часы, линейки, весы, мерные стаканы.

  В ходе любого эксперимента нужно помнить о правилах безопасности, конечно, это проще запомнить, если использовать таблицы, схемы,  и стихи.

  Для организации занятий по экспериментированию важно создать не только уютную атмосферу тепла, но самое главное-   предметно-развивающую среду на основе методической литературы.  Для разработки занятий мы используем программу «Ребенок в мире поиска» (под ред. О.В. Дыбиной), рабочие материалы по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников Е.Е. Салминой по программе «Детство», методику детского экспериментирования Л.В. Рыжовой и др.

  Алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования:

-предварительная работа (экскурсия, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, зарисовки отдельных явлений, фактов) по изучению теории вопроса;

-определение типа, вида и тематики занятия;

-выбор цели, задач работы с детьми (как правило, познавательных, развивающих, воспитательных);

-предварительная исследовательская работа в мини-лаборатории с использованием оборудования с учетом сезонности, возраста детей, изучаемой темы;

-обобщение результатов наблюдений в различной форме (дневники наблюдений, рассказы, рисунки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

  Структура занятия-экспериментирования:

-постановка  исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте);

-прогнозирование результата (старший дошкольный возраст);

-уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе экспериментирования;

-распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей (старший дошкольный возраст);

-выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);

-наблюдение результатов эксперимента;

-фиксирование результатов эксперимента;

-формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Всем своим коллегам желаю творческих успехов и удачи. Пробуйте, и у вас получится обязательно. Ведь так прекрасно, что у нас есть возможность помочь нашим воспитанникам, а они- наше настоящее и будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина ...

Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования и оборудование

Дети дошкольного  возраста  по природе  своей – пытливые исследователи  окружающего мира.  Интерес  к экспериментированию и  исследованию сохраняется и развивается...

Консультация для педагогов «Организация среды в МАДОУ для детского экспериментирования»

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещ...

Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования

Консультация для педагогов в рамках проведения педагогического совета по экспериментированию...

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для детского экспериментирования".

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды....

организация среды в ДОУ для детского экспериментирования

ДОКЛАДна тему«Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»    Подготовила: И. С. Андросова...