Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для детского экспериментирования".
консультация на тему

Шульпина Светлана Николаевна

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация развивающей

предметно-пространственной среды в ДОУ

для детского экспериментирования»

Люди, научившиеся наблюдением и опытом,

 приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

 и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.

К.Е.Тимирязев.

     

 

      Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Детское экспериментирование - это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его на долго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу.

Элементарность опытов заключается: 1) в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; 2)в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; 3) в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

 В результате организации детского экспериментирования :

  • У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково - исследовательской деятельности.
  • Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
  • Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
  • Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Основная задача ДОУ поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями , предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. При оборудовании центров экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей ;

- достаточность;

-доступность расположения.

В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

Материалы, находящиеся в центре экспериментирования, распределяются по разделам : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

 Младший дошкольный возраст.

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

-коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки», (зимы, весны, осени), «Ткани».

-песок, глина,

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр с водой;

- материалы для игр с мыльной пеной;

- красители (гуашь, акварельные краски и др.)

- лупы, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», «Ящик ощущений» (чудесный мешочек).

- бросовый материал :верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

-семена бобов, фасоли, гороха

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалом, доступные детям младшего возраста;

-персонажи ,наделенные определенными чертами ( «зайчик –любознайчик», «почемучка»). От имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст.

- книги познавательного характера для среднего возраста,

-тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки»(зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;

- Мини-музей (тематика различна, например «камни», «чудеса из стекла» и др.)

-Песок-глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

- красители (гуашь, акварельные краски и др.)

-семена бобов, фасоли, гороха;

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

-Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, « ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»,

- бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами;

-персонажи ,наделенные определенными чертами («утенок- удивленок», «почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация;

- карточки- схемы проведения экспериментов(заполняются воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст.

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- коллекции;

- мини-музеи (Например: «Часы бывают разные», «Изделия из камня»,

- материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».

- природный материал: камни, ракушки, спил, листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и др.;

- разные виды бумаги: обычная ,картон, наждачная, копировальная, и т.д.

- красители (гуашь, акварельные краски и др.);

-медицинские материалы : пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла , сито, воронки,, половинки мыльниц, формы для льда;

-приборы помощники: увеличительные стекла, песочные часы, микроскопы, лупы,;

-клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;

- мини- стенд «О чем хочу узнать завтра?»;

-карточки- подсказки (разрешающие – запрещающие знаки) «что можно- что нельзя»;

- персонажи наделенные определенными чертами («почемучки») от имени которого моделируется проблемная ситуации.

Литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004г.
  2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004г.
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. / Под.ред. Л.Н. Прохоровой М.,АРКТИ 2004г.
  4.  Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования. /      Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №10, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД  2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...

консультация для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда с учетом ФГОС"

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.Тот, к...

Консультация для родителей: Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Развивающая  предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в п...

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС"

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»  ВоспитательКоролёва марина Игоревна       Болхов, 2017В со...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...