Конспект ИОС по образовательной области "Познавательное развитие" тема «Невидимка воздух».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Коротыч Татьяна Александровна

познакомить детей с понятием воздух; научить детей формулировать простые выводы в ходе познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности; обогатить словарный запас. способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментирования; развивать у детей экспериментаторские, исследовательский умения; развивать у детей умения прогнозировать результат и проверять свои предположения опытным путем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevidimka_vozduh.docx42.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рецензия

на конспект по организации познавательно – исследовательской

деятельности в средней группе

общеразвивающей направленности

Тема: «Невидимка воздух».

Воспитатель: Коротыч Татьяна Александровна.

Цель и задачи поставленные педагогом соответствуют программному содержанию и возрасту детей. Во время проведения образовательной ситуации использовались традиционные и инновационные методы.

Образовательная ситуация имеет определенную структуру, которую условно можно разделить на 6 частей.  Все части неразрывно связанны общим содержанием  и методикой.    

Педагог организовывает деятельность детей так, чтобы она стала не только интересной для каждого ребенка, но и позволило ему овладеть основными способами решения проблемной ситуации; предоставляет детям возможность для проявления активности и самостоятельности.

Поэтапно во время образовательной ситуации происходит смена видов деятельности, в которых дети закрепляли знания о первичных представлениях о воздухе. Это позволяет на протяжение всего времени сохранить положительный эмоциональный настрой. Структура игровой и образовательной деятельности  позволяет снять у детей утомляемость, перенапряжение за счёт переключения с одного вида деятельности на другой, а также повысить  работоспособность детей.

   Предложенные детям виды деятельности, с которым дети работали, способствуют формированию позитивной мотивации и росту познавательной активности, организации индивидуальной и групповой форм деятельности, способствуют развитию познавательных способностей воспитанников, формированию социально значимых качеств личности.

Были использованы следующие методы и приемы: исследовательский, наблюдение, фиксация результатов: опыты, экспериментирование. Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, творческое воображение. Образовательная ситуация проходила в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.

Опытно – экспериментальная деятельность построена и проведена в соответствии с требованиями ФГОС.

Заместитель заведующей по УВР        Кийкова И.В

Пояснительная записка.

Образовательная ситуация «Невидимка воздух» представлена по образовательной области «Познавательное развитие». Данная образовательная ситуация разработана для детей среднего дошкольного возраста. Целью ее является познакомить детей с формированием первичных представлений о воздухе.

Образовательная ситуация (экспериментирование) состоит из этапов, каждый из которых имеет свою цель.

Первый этап – постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи). Для того, чтобы подвести детей к основной теме экспериментальная деятельность, я загадывала детям загадки о воздухе. Отгадывая загадки и находя ответы на них, дети узнали о понятии воздух. Перед детьми стал вопрос, что это за такое, его невидно?

На втором этапе выдвижение предложении, отбор, способы проверки: дети выдвигали свои гипотезы по данной теме, для того, чтобы познакомиться с его свойствами.

На следующем этапе (проверка) мы с детьми провели эксперименты по теме, для того, чтобы расширить и углубить знания детей. Шла опытная проверка с помощью: 1. Ладошек, зажать рот и нос, сколько времени мы сможем не дышать. 2. Почувствовали воздух. Дети махали веером возле своего лица. 3. Полиэтиленовый пакет. Он тоненький, теперь поймали воздух в пакет.

Далее мы подвели итоги и сделали выводы. При помощи ладошек (мы поняли, что нам воздух просто необходим для жизни.) 2. При помощи веера, сделали вывод (Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.) 3. Полиэтиленовый пакет, (воздух прозрачный, бесцветный, невидимый, но его можно почувствовать).

Далее я провела динамическую паузу «Воздух невидимка». Во время проведения дети активно принимали участие в проведении физкультминутке. Цель, которую я ставила перед собой это не только дать детям проявить свою двигательную активность, но и способствовать развитию, внимания.

Такая структура опытно – экспериментальная деятельность позволяет снять у детей утомляемость, перенапряжение за счёт переключения с одного вида деятельности на другой, а также повысить работоспособность детей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  РАБОТЫ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ) В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

Тема: «Невидимка воздух».

Цель: формирование первичных представлений о воздухе.

Задача: обнаружить воздух.

Познавательное развитие: способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментирования; развивать у детей экспериментаторские, исследовательский умения; развивать у детей умения прогнозировать результат и проверять свои предположения опытным путем.

Речевое развитие: познакомить детей с понятием воздух;научить детей формулировать простые выводы в ходе познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности; обогатить словарный запас.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня в руках два шарика, подскажите пожалуйста, а чем похожи эти шарики?

C:\Users\Татьяна\Pictures\800px_COLOURBOX8785333.jpg

Почему? А чем отличаются? Что внутри шарика, как Вы думаете?

Дети: (ответы, размышления детей)

Воспитатель: А хотите узнать, что внутри шарика?

Воспитатель: Послушайте дети мою загадку:

Через нос проходит в грудь.

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух!

Воспитатель: Что мы вдыхаем носом?

Что такое воздух?

Для чего он нужен?

Можем ли мы его увидеть?

Где находится воздух?

Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Дети: (ответы, размышления детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно. Действительно, воздух очень важен для людей, так как без пищи человек может прожить две недели, без воды – три дня. А вот без воздуха человеку будет невозможно прожить и минуту.  Хотите проверить?

Дети: (ответы, размышления детей)

Воспитатель: Предлагаю вам ладошками зажать рот и нос, сколько времени вы можете не дышать. Правда, это невозможно?!

Все мы поняли, что нам воздух просто необходим для жизни. Но его нельзя, ни увидеть, ни потрогать руками. Так, может, и нет никакого воздуха, а все это лишь разговоры? Давайте проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: (ответы, размышления детей)

Воспитатель: А если мы не можем видеть воздух, значит он какой?

Дети: (ответы, размышления детей)

Воспитатель: Дети, а хотите почувствовать воздух? Давайте с вами проведем игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

Молодцы, у нас все получается

Дети: (ответы, размышления детей)

Воспитатель: А теперь возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: (ответы, размышления детей)

Воспитатель: Мы можем сложить его в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Дети: (ответы, размышления детей)

Воспитатель: А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? 

Дети: (ответы, размышления детей)

Воспитатель: Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Дети: (ответы, размышления детей)

Воспитатель: Давайте проверим, действительно внутри находится воздух? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (шипение)

Дети: (ответы, размышления детей)

Воспитатель: Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем. Какой сейчас можно сделать вывод? (Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

Дети: (ответы, размышления детей)

Воспитатель: Вы отлично поработали, а теперь немного отдохнем и вспомним веселый ветерок, который играл с листочками на нашей площадке.

Физкультминутка:

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

 Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Воспитатель:

Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

 Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Воспитатель: Скажите, ребята, о каких свойствах удивительного, необходимого нам всем воздуха мы сегодня узнали с помощью опытов, исследований и экспериментов?

Дети: (ответы, размышления детей) Воздух нам необходим, он невидим, бесцветен.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично поработали и многое узнали. Надеюсь, что то, в чем вы убедились с помощью эксперимента, вы не забудете никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Невидимка - воздух"

Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Невидимка воздух" ст.гр.

 Образовательные задачи:           - обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;- подвести к пониманию того, что возд...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

Конспект НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Невидимка – воздух».

Конспект НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕТема: «Невидимка – воздух»....

Конспект занятия для детей старшей группы "Невидимка-воздух"

Занятие составлено с учетом интересов детей старшего дошкольного возраста. Дети с огромным удоволствием участвовали в опытах и экспериментальной деятельности, с интересом отвечали на занятии....

Конспект занятия по образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух его свойства и значение для живых организмов».

Конспект занятия по образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух его свойства и значение для живых организмов». Подготовительная группа....

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Невидимка – воздух или как обнаружить воздух».

Краткая аннотация к работе:  образовательная деятельность по познавательному развитию детей разработана в соответствии со структурой занятия «открытия» нового знания в технологии деят...