Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Колесникова Светлана Николаевна

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека.

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

ЗАДАЧИ:

Образовательные: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятий о защите его от загрязнений;

формировать понятие о том, что в природе всё взаимосвязано и человек не должен нарушать эту взаимосвязь;

Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать и анализировать, мыслительную деятельность;

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру и желание расширять свой кругозор.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, упругий.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: полиэтиленовые мешки, магнитофон с записью ветра, салфетки, насос, круглый шарик, лебедь из воздушного шарика, губки для мытья посуды, прозрачная ёмкость с водой, баночки с водой, стаканчики, рисунок «Кому нужен воздух? ».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: технология музыкального воздействия, исследовательская технология, физкультурная минутка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: чтение книг, разучивание стихотворений по данной теме.

ХОД:

Воспитатель загадывает загадку:

Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь.

Он невидимый, но все же без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час, но невидим он для нас! (воздух)

Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

- Ребята, а вы видите воздух?

Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

- Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы?

Первое его свойство – прозрачность.

Воздух нельзя увидеть, зато мы его можем ощутить.

Опыт: помашем ладошкой в лицо.

- Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется.

Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

Опыт: возьмём полиэтиленовый мешок и наполним его воздухом. Мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим. Почему он стал упругим?

Следовательно, воздух упругий.

- А какого цвета воздух? (бесцветный) .

- Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный) .

- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

- А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

- Когда его можно услышать? (дует ветер) .

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра) .

Ветер – движение воздуха.

Воздух способен двигать предметы.

Опыт: салфетка на столе, подуем на неё.

- Ребята, а есть ли воздух внутри нас?

Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.

Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.

Физминутка:

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе,

Одеваться по погоде.

Будем с воздухом дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

А кому ещё нужен воздух? Детям демонстрируется рисунок «Кому нужен воздух? ».

- Ребята, а где ещё может прятаться воздух? (В предметах, воздушные шары) .

Воздухом можно наполнить шарик.

Опыт с воздушным шаром.

- Какую форму имеет шарик? Круглую.

- А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл? Овальную.

Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета.

А сейчас давайте попробуем наполнить шарики воздухом при помощи насоса. (Воспитатель надувает шар для моделирования игрушек.)

Ребята, вы знаете, что из таких шариков можно делать различные модели игрушек.

(Надуваем и делаем лебедей) .

Я сегодня для вас приготовила подарок сюрприз.

Лебедь – красивая редкая птица. Лебеди живут и в наших краях. К сожалению, их очень мало. Поэтому, лебеди занесены в красную книгу. Это означает, что их нельзя истреблять. Лебедей нужно беречь и охранять.

Лебеди очень любят воду. Сейчас мы наших лебедей опустим в озеро и посмотрим, как они будут плавать.

- А почему лебеди не тонут?

Воздух держит их на поверхности воды.

Опыт. Возьмите в руки сухие губки и сожмите их в руке. Что при этом происходит?

В отверстиях губки находится воздух. Медленно опускайте губку в прозрачную ёмкость, понаблюдайте, как поднимаются пузырьки воздуха. Их место заняла вода. Губка стала мокрая и тяжёлая.

Вывод: В губке есть воздух, его можно увидеть, когда он вытесняется водой.

А теперь я предлагаю вам провести другие опыты.

Воспитатель берет в руки стакан. Ребята как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы) .

В стакане ничего нет? Сейчас проверим.

У вас на столах баночки с водой и стаканчики. Повторяйте за мной.

Опыт. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обращать внимание, что стакан нужно держать прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Дети высказывают свое мнение. Делают вывод, что в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт. Теперь воспитатель предлагает ребятам снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив.

- Что появляется в воде? (Дети отвечают.)

Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода!

А теперь давайте подведем итог нашей беседы и опытов.

Воздух окружает нас со всех сторон, мы им дышим.

Воздух можно услышать.

Воздух прозрачный, мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

Ветер – это движение воздуха.

Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

Воздух может двигать предметы.

Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли.

- Кому же нужен воздух? (демонстрируется рисунок) .

Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, ни в коем случае нельзя его загрязнять.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека.

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

ЗАДАЧИ:

Образовательные: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятий о защите его от загрязнений;

формировать понятие о том, что в природе всё взаимосвязано и человек не должен нарушать эту взаимосвязь;

Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать и анализировать, мыслительную деятельность;

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру и желание расширять свой кругозор.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, упругий.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: полиэтиленовые мешки, магнитофон с записью ветра, салфетки, насос, круглый шарик, лебедь из воздушного шарика, губки для мытья посуды, прозрачная ёмкость с водой, баночки с водой, стаканчики, рисунок «Кому нужен воздух? ».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: технология музыкального воздействия, исследовательская технология, физкультурная минутка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: чтение книг, разучивание стихотворений по данной теме.

ХОД:

Воспитатель загадывает загадку:

Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь.

Он невидимый, но все же без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час, но невидим он для нас! (воздух)

Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

- Ребята, а вы видите воздух?

Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

- Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы?

Первое его свойство – прозрачность.

Воздух нельзя увидеть, зато мы его можем ощутить.

Опыт: помашем ладошкой в лицо.

- Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется.

Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

Опыт: возьмём полиэтиленовый мешок и наполним его воздухом. Мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим. Почему он стал упругим?

Следовательно, воздух упругий.

- А какого цвета воздух? (бесцветный) .

- Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный) .

- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

- А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

- Когда его можно услышать? (дует ветер) .

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра) .

Ветер – движение воздуха.

Воздух способен двигать предметы.

Опыт: салфетка на столе, подуем на неё.

- Ребята, а есть ли воздух внутри нас?

Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.

Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.

Физминутка:

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе,

Одеваться по погоде.

Будем с воздухом дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

А кому ещё нужен воздух? Детям демонстрируется рисунок «Кому нужен воздух? ».

- Ребята, а где ещё может прятаться воздух? (В предметах, воздушные шары) .

Воздухом можно наполнить шарик.

Опыт с воздушным шаром.

- Какую форму имеет шарик? Круглую.

- А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл? Овальную.

Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета.

А сейчас давайте попробуем наполнить шарики воздухом при помощи насоса. (Воспитатель надувает шар для моделирования игрушек.)

Ребята, вы знаете, что из таких шариков можно делать различные модели игрушек.

(Надуваем и делаем лебедей) .

Я сегодня для вас приготовила подарок сюрприз.

Лебедь – красивая редкая птица. Лебеди живут и в наших краях. К сожалению, их очень мало. Поэтому, лебеди занесены в красную книгу. Это означает, что их нельзя истреблять. Лебедей нужно беречь и охранять.

Лебеди очень любят воду. Сейчас мы наших лебедей опустим в озеро и посмотрим, как они будут плавать.

- А почему лебеди не тонут?

Воздух держит их на поверхности воды.

Опыт. Возьмите в руки сухие губки и сожмите их в руке. Что при этом происходит?

В отверстиях губки находится воздух. Медленно опускайте губку в прозрачную ёмкость, понаблюдайте, как поднимаются пузырьки воздуха. Их место заняла вода. Губка стала мокрая и тяжёлая.

Вывод: В губке есть воздух, его можно увидеть, когда он вытесняется водой.

А теперь я предлагаю вам провести другие опыты.

Воспитатель берет в руки стакан. Ребята как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы) .

В стакане ничего нет? Сейчас проверим.

У вас на столах баночки с водой и стаканчики. Повторяйте за мной.

Опыт. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обращать внимание, что стакан нужно держать прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Дети высказывают свое мнение. Делают вывод, что в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт. Теперь воспитатель предлагает ребятам снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив.

- Что появляется в воде? (Дети отвечают.)

Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода!

А теперь давайте подведем итог нашей беседы и опытов.

Воздух окружает нас со всех сторон, мы им дышим.

Воздух можно услышать.

Воздух прозрачный, мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

Ветер – это движение воздуха.

Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

Воздух может двигать предметы.

Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли.

- Кому же нужен воздух? (демонстрируется рисунок) .

Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, ни в коем случае нельзя его загрязнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Коммуникация").

Цель. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе " Наблюдение за муравьями"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность».Цель: Расширить знания детей о муравьях, их образе жизни.Задачи: Воспитательные: Воспитывать бережное о...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ

Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети  выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами противопожарной безо...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».

Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи « Составление рассказа по картине «Ежи» Старший воспитатель: Эльдарова Б.М.

Программное содержание;- Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.- Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана- Закреплять умение при ...