Организационная образовательная деятельность «Что такое чай».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Коробова Галина Вениаминовна

Углубление и систематизирование знаний о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_konspekt.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная образовательная деятельность «Что такое чай».


Интеграция образовательных областей«Здоровье»«Коммуникация»«Социализация,«Познание».

Задачи:

-углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития;

-развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;

-формировать навыки исследовательской деятельности;

-воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры;

-знакомить с китайской народной музыкой, музыкой восточных стран.

Методы и приемы:

Наглядный (демонстрация);

Практический (опыты, эксперементирование);

Игровой (дидактическая игра, воображаемая ситуация);

Словесный (беседа, рассказ)

Логика образовательной деятельности:

Дети сидят на стульчиках. Звучит китайская музыка.

  2..Сегодня к нам в гости пришли герои одного мультфильма. Кто их узнает? ( Мулан и Шенк из м/ф «Мулан»).

Кто знает в какой стране они живут?

. Они приглашают нас отправиться в путешествие, в древнюю страну – Китай. Мулан и Шенк прислали вам сюрприз. (Показывает ларец). Как вы думаете, что внутри (Дети высказывают предположения).

Внутри ларца – маленькие мешочки. Я их вам раздам. А вы потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Как вы думаете, что храниться в мешочках? (Дети ощупывают мешочки, нюхают). Вы догадались, что в них? (Дети отвечают). Я вам подскажу. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в мешочках. Будьте внимательны.

 

Испекли мы угощенье, 
Тортик, пряники, печенье.
Поскорей друзей встречай,
Что нальёшь друзьям, ты? …..(Чай)

Действительно, это чай – прекрасный, полезный напиток. Сегодня мы поговорим о нём. Родина чая – Китай. Давайте найдём эту страну на глобусе. Наша страна, Россия, граничит с Китаем на востоке.

.3. Демонстрируются слайды о Китае.

4.Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай. Однажды очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел насколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив её, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли. Чаем полоскали рот.

5. С древних времён в Китае существует красивая чайная церемония. Может, кому-нибудь из вас посчастливиться стать участником такой церемонии.

- А хотите узнать, что из себя представляет чай? Для этого давайте проведем небольшое исследование. Рассмотрим чаинки в лупу.

- На что похожи чаинки? Какого размера? Какого цвета? Запах?

Чай это листя с чайного дерева или куста.

6.Чайные деревья достигают в высоту 15 м.

7. А вот перед вами чайные кусты. Сбором чайных листьев занимаются в основном женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. Они срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с двумя листочками.

8. Их сортируют по размеру и вялят на тёплом воздухе. Затем скручивают и сушат.

9.После сушки получается вот такой чёрный рассыпчатый чай.

-Кто из вас знает, почему чай называют чёрным? Действительно, черным чай назвали из-за его цвета..

10. После сбора чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, пакеты, коробки и доставляют в магазины.

Сейчас очень популярны чайные пакетики. Изобрели их в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шёлка, ссыпал туда небольшими порциями чай и успешно возил его в такой вот «упаковке» в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели, почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо в пакетиках, опуская их в чашку. Так появился чай в пакетиках.

Ребята, мы познакомились с родиной чая – Китаем, с правилами его сбора и упаковки. А знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и для его поддержания не только пьют чай, но и ежедневно делают зарядку? Давайте и мы разомнёмся.

Упражнения под китайскую музыку.

-А теперь давайте попробуем стать дегустаторами. (Дегустаторы – люди, которые пробуют еду и напитки на вкус и определяют их качество.). Дети пробуют черный чай и высказывают свое мнение. Какой он на вкус.

Теперь воспитатель предлагает пододвинуть к себе тарелку №2. Какой чай на ней? Какие чаинки? Какого цвета?

Дети рассматривают в лупу чаинки зелёного чая, высказывают свои версии.

Верно. Зелёный чай готовят точно из таких же чайных листочков, что и чёрный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому чаинки у него крупные, зелёные. Чай может продаваться крупнолистовой, среднелистовой и измельченный как в пакетиках.

А ещё чай бывает красным и жёлтым в зависимости от обработки чайного листа.

На экране слайды с изображением красного и жёлтого чая.

Мы, ребята, убедились, что чай бывает разных цветов.

Давайте рассмотрим содержимое тарелки №3. Пододвиньте её поближе. Рассмотрите всё в лупу, понюхайте. Чем пахнет этот чай? Только ли листики чая находятся на тарелке? Что вы ещё видите? Что на твоей тарелке?

Воспитатель расспрашивает детей о содержимом на тарелках, дети высказывают свое мнение.

Действительно, чай бывает с разными добавками. Я приглашаю вас продегустировать этот чай. Какие фрукты есть в этом чае?

Дидактическая игра «Узнай на вкус». Вызываются несколько человек, которым завязывают глаза и дают чай в прозрачных стаканчиках. Они угадывают по вкусу чай, а остальные дети по цвету проверяют правильность ответов.

Сегодня мы рассматривали чай в лупу, нюхали его. Пробовали на вкус. Узнали, что чай бывает чёрный, зелёный, красный, жёлтый, у него может быть разный вкус. Я вам рассказала, как собирают и обрабатывают чай.

А теперь давайте поиграем. Мы будем подбирать определения к слову «чай». Я начну, а вы продолжите. Чай ароматный.

Дети продолжают (вкусный, крепкий, терпкий, сладкий, чёрный и т. д.)

Воспитатель хвалит детей, говорит что они подобрали много интересных, точных слов к слову «чай».

Воспитатель обращает внимание, что в ее чашке очень черный чай. А кто знает, как можно изменить цвет чая, осветлить его? (Ответы детей).

У меня есть подсказка. Я вам сейчас дам кое-что попробовать, а вы скажите, что это. (Даёт каждому ребёнку по кусочку лимона.)

Чем я вас угостила? Правильно, это лимон. Опустите дольку лимона в чашку с чаем, надавите на него ложкой. Изменился ли цвет чая? Каким стал его вкус? (Ответы детей).

Для выращивания чая нужны особые условия: тепло, чистый воздух и много влаги. Чай, ребята, растёт не только в Китае, но и в Индии, Японии, Турции.  В нашей стране тоже выращивают чай, в Краснодарском крае. (отмечает листочком на карте). В России очень любят чай, он стал нашим национальным напитком, но об этом мы поговорим на следующем занятии.

Наши друзья из Китая Мулан и Шенк говорят вам до свидания и ждут вас в гости на китайской земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...

Конспект организационной образовательной деятельности в средней группе на тему «Такие полезные камни» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: познавательно...

Организационная образовательная деятельность «Что такое чай».

Углубление и систематизирование знаний о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития...

Организационная образовательная деятельность «Что такое чай».

Углубление и систематизирование знаний о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития...