Конспект организационной образовательной деятельности Образовательная деятельность « Познавательное развитие» Раздел: Окружающий мир « Дикие животные зимой» Возрастная группа: старше-подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Идиятова Эльвира Айратовна

Ознакомление детей с жизнью диких животных зимой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_zimoy.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад с.Карамалы-Губеево

Муниципального района Туймазинского района Республики Башкортостан

Конспект организационной образовательной деятельности

Образовательная деятельность « Познавательное развитие»

Раздел:  Окружающий мир « Дикие животные зимой»

Возрастная группа: старше-подготовительная группа

Воспитатель:        Идиятова Э.А.

с.Карамалы-Губеево

                                                                 2023.г

Конспект по организованной образовательной деятельности.

Область: Познавательное развитие

На тему: «Дикие животные зимой.»

Цель: расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

Задачи:

Образовательные:

 5лет-. упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой   обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».

6 лет: обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособления животных к среде обитания в зимний период.

Развивающие: 

Развивать у детей словообразовательные навыки. Развить координацию речи с движениями. Развивать зрительное внимание.

Воспитательные:

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование:

    картинки с изображением диких животных с загадками; запись

    музыки, .

Словарная работа: короткохвостый, длиннохвостая

                                  Ход занятия:

Воспитатель:

Встанем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем «привет» и «добрый день»!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

С добрым утром!

--Дети, посмотрите какая у меня красивая снежинка. Сейчас мы будем передавать её друг другу и называть любое слово, связанное с зимой.(мороз, снег, метель ,вьюга, лёд, санки и т.д.)

--Как вы думаете, кому ещё зимой приходится трудно?(диким .животным)

--Хотите узнать как зимуют животные в лесу.(Да)

--Давайте отправимся в путешествие ,в лес. Только на чём?(ответы)

--Дети ,так, как сейчас зима, предлагаю отправиться на лыжах.

--Ну что ж, одевайте(имитируют)шапки, куртки, сапоги и лыжи.

  Берём палки и вперёд!(звучит музыка со звуками метели и вьюги).

                    (выставляется картина  «Зимний лес»).

--Вот мы и в лесу. Посмотрите как красиво здесь. Что вы видите на картине?(ответы детей).

--Здесь очень красиво, но мы пришли сюда для того, чтобы узнать как зимуют животные.

                   (воспитатель подводит детей к картинке,

                    Которая стоит оборотной стороной).

--Для того чтобы мы узнали ,кто здесь живёт, нужно отгадать загадку:

По снегу бежит-петляет

К лету шубку меняет        

На снегу его не видно

 Волку и лисе обидно.        (заяц)

        (воспитатель поворачивает картинку )

Заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном

--Какой заяц?(трусливый, пугливый, маленький, длинноухий….)

--Какая шубка у него? А летом?(ответы)

--Зачем он меняет её?(ответы детей)

--Есть ли дом у зайца?(ответы детей)

--У зайца какой хвост?(короткий)

--Значит заяц какой?(короткохвостый)

--Что вы можете сказать о лапах?(передние -короткие, а задние- длинные)

--Да, это так. Во время прыжка он выбрасывает сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние .Поэтому заяц легко взбегает  на горку, а вот спуститься с горы ему очень трудно .Есть такая пословица»В гору вскачь ,а с горы хоть плач»

--Чем питается заяц?(корой деревьев ,замёрзшей ягодой,….

--Значит заяц- это какое животное?(травоядное)

--Ну что ,о зайце мы всё узнали, идём дальше.

 (подходим к следующей картинке)

Загадка:  Хвост пушистый ,мех золотистый

        В лесу живёт, а в деревне кур крадёт.

        (лиса)

(поворачиваем картинку)

--Какая лиса?(рыжая, пушистая, красивая…)

--У лисы какой хвост?(длинный)

--Значит лиса какая?(длиннохвостая)

--Как вы думаете ,она запасает корм на зиму? Чем она питается?

(ответы детей)

     Лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками.

 Ну а если не довелось поймать зайца ,лиса идёт в ближайшую деревню и ворует кур.

--Можем ли мы назвать лису  травоядной?

--А как называют таких животных?(хищники)

 (идём дальше)

--Дети, а почему мы в лесу не видим ежа?(зимой спят)

--Где спят ежи?(в норках)

Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны.

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Загадка: Хожу в пушистой шубке

         Живу в густом лесу

        В лесу на старом дубе

        Орешки я грызу        (белка)

        (поворачиваем картинку)

--Как называется дом , в котором живёт белка?(дупло)

--А как зимует белка?(ответы детей)

--К зиме белка утепляет своё гнездо. Строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев, делает запасы, может съесть побеги кустарников и почки деревьев.

--Белка очень ловкий и проворный зверёк. целый день прыгает с ветки на ветку. Прячется от своих врагов среди густых ветвей и в дуплах.

--Чем служит хвост для белки?(он согревает её в морозы и      помогает при прыжках)

--Чем питается белка зимой?(ответы детей)

--Значит белка какое животное?(травоядное)

       Белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны.

Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую. 

   (подходим к следующей картинке)

Загадка:    День и ночь по лесу рыщет

        День и ночь добычу ищет

Ходит бродит он молчком

Уши серые торчком        (Волк)

        (поворачиваем картинку)

Волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями, поэтому очень опасны.

--Какой волк?(серый ,лохматый, большой)

--Как называется его дом?(логово)

--Значит чьё это логово?(волчье)

---Что вы знаете об этом животном?(ответы детей)                              

--Чем питается волк?(ответы детей)

--Значит волк кто?(хищник)

Загадка:        Кто в лесу огромней всех?

        Кто богатый носит мех?

        Кто в берлоге до весны        

                      Днём и ночью смотрит сны?        (Медведь)

--Как называется жилище медведя?(берлога)

--Значит это чья берлога?(медвежья)

--Кто знает в какое время года у медведицы рождаются медвежата?

--Зимой .Потому,что только зимой у медведя есть дом.

--Пока медведи спят, мы поиграем в игру.

Медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником. Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они образуют над ней шалаш. Так получается берлога.

Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом.

Медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен.

        (подходим к следующей картинке)

Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете

Загадка: Тяжелы рога по весу

        Ходит важно он по лесу

        Он хозяин ,а не гость-

        Хмурый и сердитый.                    (Лось)

        (поворачиваем картинку)

--Как вы думаете, чем питается лось?(ответы детей)

--К числу основных кормов лосей относится ива, сосна ,осина, рябина

--В оттепели они гложут кору. За сутки зимой взрослый лось съедает 12-15 кг.

--Дети, подумайте и ответьте, могут ли выжить лесные животные без кормов зимой?(нет)

--Кормят и заботятся о лесных животных- лесники .Для всех животных в лесу они делают «Пункты питания»

--Ну, что ж ,наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой. Поехали!!!(имитация езды на лыжах под музыку)

Итог:

--Понравилось ли вам наше путешествие?

--Что нового вы узнали?(ответы детей)

--Будем оберегать птиц и зверей?(Да)

Как готовится к зиме белка?

- Что делает ёж, чтобы пережить зиму?

Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц, лиса и волк нет?

Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу?

Как проводит зиму заяц?

Что можно сказать про волков?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД ОО "Познавательное развитие" раздел: "Окружающий мир" в подготовительной к школе группе. Тема: "Зимующие птицы"

"Зимующие птицы"Цель: Создание социальной ситуации развития познавательной деятельности через уточнение представлений о зимующих птицах и их корме.Задачи:·        Со...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательное развитие) в младшей группе \'\'Жилища диких животных\'\' с использованием информационно-коммуникационной технологии

Конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательное развитие) в младшей группе \'\'Жилища диких животных\'\' с использованием информационно-коммуникационной технологии. Цель: формировани...

Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) детей средней группы на тему: «День рождения Медвежонка»

Цель зтого занятия закрепить  знания  детей о количественном счете; знать и  называть  геометрические фигуры, продолжать закреплять знания   и умения детей  соотносить ци...

Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию (Обучение грамоте) в подготовительной группе на тему: "Путешествие в Буквоград"

Цель: Продолжать давать знания: что такое алфавит, из каких звуков он состоит. Продолжать учить делать звуко-буквенный анализ  слов с помощью звуковых кубиков и схем; продолжать знакомить д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Познавательное развитие. Тема: «Дикие животные»

Познавательное развитиеТема: «Дикие животные»Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений. Интегрируемые образователь...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Дикие животные»Цель: формирование лексико - грамматического строя речи.Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитательные задачи):Образовательные:• расширить и акти...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Домашние и дикие животные»

Цель:• Закрепление знаний детей дошкольного возраста о диких и домашнихживотных.Задачи:• Закреплять знания детей о диких и домашних животных;• Формировать умение различать животных, пра...