Разработка конспекта познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Как сделать бумагу своими руками»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Познавательно - исследовательская деятельность "Как сделать бумагу своими руками"дает возможность: расширить представление детей о свойствах бумаги и способах ее изготовления; развивать исследовательские умения воспитанников выдвигать гипотезы, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, к бумаге и желание рационально ее использовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка конспекта познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Как сделать бумагу своими руками»

Тимофеева Ольга Николаевна

Образовательные задачи: расширить представление детей о свойствах бумаги и способах ее изготовления.

Развивающие задачи: развивать исследовательские умения выдвигать гипотезы, делать выводы работать с оборудованием  использовать алгоритм при выполнении эксперимента;

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, к бумаге и желание рационально ее использовать. Формировать умения  работать в коллективе: слушать товарища,  оказывать помощь.

Предварительная работа. Просмотр презентации: «История изготовления бумаги », рассматривание коллекции «Бумага».

Оборудование: Алгоритм выполнения эксперимента, ёмкость с водой, использованная бумага(для принтера), клей ПВА, блендер, большая миска для замешивания бумаги; оборудование на каждого ребенка: фартуки, разнос, пяльца с натянутой тканью, губка, ёмкость для воды, салфетка из ткани, газета.

Ход занятия

Педагог вносит открытки, сделанные из самодельной бумаги,  и много использованной детьми бумаги.

Педагог: Ребята, посмотрите, что для нашей работы в исследовательской лаборатории я  сегодня приготовила? (какую- то поделку, подарок, открытки и много бумаги ). Педагог предлагает детям  потрогать,  рассмотреть открытки.

Педагог: как вы думаете, из чего они сделаны? (из картона,  из бумаги.)

Вы хотите научиться делать такие открытки, например, в  подарок маме, сестре?

Дети выражают согласие.

Педагог: а вы знаете, из чего делают бумагу ? (Из деревьев).

Педагог: Ребята, чем больше мы используем бумаги, тем больше вырубят деревьев  для её изготовления.  Подумайте, как  мы с вами можем спасти несколько деревьев от вырубки? (Можно рисовать на листе бумаги сначала с одной стороны, потом с другой стороны.. Можно разрезать лист бумаги на четыре части и рисовать на маленьких листочках.)

Педагог: Я, предлагаю подумать, как можно ещё раз использовать эту бумагу? Педагог показывает черновики. (. Можно закрасить краской и сверху нарисовать  свой рисунок  Можно сделать  из этой бумаги игрушку.)

Педагог: Я думаю, что мы можем сделать из неё новую бумагу д ля открыток.  В интернете я нашла схему, как можно сделать бумагу самим. Попробуем сделать бумагу? Дети выражают согласие.

Мы уже с вами работали по схемам. И я уверена, нам не составит труда ее прочитать.  

 Педагог: а что мы можем прочитать на схеме? ( как действовать, какое оборудование использовать)

Педагог: предлагает рассмотреть алгоритм и обсудить этапы выполнения эксперимента.

Педагог: Посмотрите на схему.  Как вы думаете, что обозначает первая карточка? (Я думаю, что нужно взять лист бумаги, порвать его на мелкие кусочки и положить в чашку. Затем в чашку с бумагой  налить воды и клей.  image1

Педагог: Какие действия и оборудование изображены на второй карточке? (Нужно перемешать бумагу в чашке.)

Педагог: Как называется прибор, который нам поможет? Вспомните, какие приборы на кухне помогают маме измельчить продукты?  Посмотрите, на схеме обозначена электрическая розетка, как вы думаете, что это может означать? (Это электроприборы. Это могут быть комбайн, миксер, мясорубка).image1

Педагог: а я принесла блендер. Педагог показывает детям блендер.

Педагог:  но, ребята, при использовании электрических приборов всем следует соблюдать некоторые правила безопасности. А какие правила безопасности необходимо соблюдать при использовании электроприборов?  Как вы считаете, дети одни  могут пользовать электроприборами? (Нет)

Педагог: Посмотрите на следующую карточку, как вы думаете, что мы будим делать дальше и какие  предметы нам потребуются для работы?  (разносы ,сито, чашка с бумагой.)image4

Педагог: Что мы будем делать потом? (Наберём ситом из чашки бумажной каши и поставим на разнос.)

Педагог: Рассмотрим следующую карточку.  Как вы думаете, что на ней изображено и что мы будим делать? (Нужно взять тряпочку и накрыть сито).image5

Педагог: Ребята, кашица из бумаги получится жидкая, ведь мы будем добавлять воды при её размешивании. Посмотрите на следующую карточку. Чем мы будем убирать лишнюю жидкость из сита? ( губкой.)image3image6

Педагог: рассмотрим следующую карточку. Что вы можете сказать? (Нужно взять газету и накрыть сито с бумагой.)

Педагог: Рассмотрите  следующую карточку очень внимательно, как вы думаете, какие действия на ней изображены? (Поднять разнос наверх.)image7

Педагог: Я думаю, что нужно перевернуть сито и отделить бумагу на газету. Сверху полученную бумагу прикрыть другой газетой. Вы согласны со мной.image1

Педагог: Что нам подсказывает последняя карточка ?  (Положить  сверху на газету  тяжёлую книгу.)

Педагог: Как вы думаете для чего это нужно сделать? (Тяжёлая книга нужна для того чтобы бумага стала ровной).

Педагог предлагает детям самостоятельно подготовить  необходимое оборудование для эксперимента.

Педагог совместно с детьми готовит однородную массу из бумаги, воды и  клея,  измельчая ее блендером. Дальнейший этап изготовления бумаги дети выполняют самостоятельно.

 Педагог обращает внимание детей на алгоритм  действий при проведении эксперимента.

 Педагог предлагает тем детям, которые справились с работой,  помочь своим сверстникам.  Педагог предлагает тем детям , которые утратили интерес к работе или не справляются, действовать вместе , сообща.

В ходе эксперимента педагог задает вопросы или просит детей прокомментировать свои действия.

Когда дети заканчивают свою деятельность педагог предлагает  поискать в группе тяжелые  предметы и следит, чтобы все аккуратно разместили их на бумаге.

 Педагог: А теперь, друзья, нужно проявить терпение и дождаться, когда бумага высохнет. И только тогда  мы с вами изготовим из неё открытки. Что мы должны приготовить к следующей встрече? (Цветы, ленточки, бусинки, стразы, краски.)

Рефлексия: Педагог: Ребята, вам понравилась наша встреча в исследовательской лаборатории? Что вы узнали нового? Чему вы научились? ( научились изготавливать  бумагу.)

Педагог: А кто хочет рассказать, как он делал бумагу? Можно использовать карточки для составления своего рассказа.

Дети рассказывают о том, как они изготовили бумагу.

Педагог: Ребята как вы считаете, у нас получится спасти несколько деревьев от вырубки? Почему?(мы сделали бумагу из старых, исписанных листов., а потом оформим на ней открытки к празднику и не будем покупать их в магазине и так мы сохраним несколько деревьев.

Список использованной литературы:

1.Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Под редакцией О. В. Дыбиной. М., 2008
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольника. М., 2010
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. М., 2004
4. scrapbooking4u.ru›master-class/8-makingpaper.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Какой бывает вода?»

Конспект  познавательно - исследовательской деятельностив старшей группе  на тему: «Какой бывает вода?» Приоритетная образовательная область: ПознаниеЦель:Познакомить детей с некоторыми...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства» Интеграция образовательных областей: социально – комму...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Формы организованной образовательной деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.Цель: Научить детей определять наличие воздуха вокруг нас и показывать способы ег...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Как появился автомобиль»

Формирование у детей представления об истории появления автомобиля и развития автомобилестроения....

Конспект познавательного- исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Стекло»

Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Программное содержание:Познакомить с рукотворным материалом — стеклом, рассказать о его свойствах и качествах;Развивать любознательность, речь детей,...