Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Как появился автомобиль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Формирование у детей представления об истории появления автомобиля и развития автомобилестроения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kak_poyavilsya_avtomobil.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                       МКДОУ ЦРР-детский сад №17 г.Россоши

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему:

«Как появился автомобиль»

                                                     Выполнила воспитатель

                                                 Силкова Г.А.

Методическая разработка «Как появился первый автомобиль»

Программное содержание:

 Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля и развития автомобилестроения.

Программные задачи:

1. Рассмотреть предпосылки возникновения автомобиля, его изменения за время существования.

2. Формировать навыки исследовательской работы (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени).

3. Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.

Оборудование: наборы иллюстраций по истории транспорта, загадки о транспорте,  коробка с машиной, таблица пятиэкранка «системный оператор» (ТРИЗ), методическое пособие «Река времени».

 Методы повышения познавательной активности: • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей). • Сравнение. • Метод вопросов. • Решение логических задач. Методы повышения эмоциональной активности • Игровые и воображаемые ситуации. • Сюрпризный момент. • Элементы творчества и новизны. Методы обучения и развития творчества • Эмоциональная насыщенность. • Мотивирование детской деятельности. • Исследование предметов и их функций (обследование). • Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее). • Игровые приемы. • Неясные знания (догадки). • Предположения (гипотезы).

 Использование образовательных технологий:  Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, смена видов деятельности, элементы музыкотерапии и арттерапии. Личностно-ориентированная технология с опорой на личный опыт детей и личное информационное пространство. Интерактивная технология с включением беседы, дискуссии, практическая работа с обсуждением. Социоигровые технологии:  действие сообща в соответствии с поставленной задачей.  Проблемный вопрос: как появился автомобиль? Гипотеза: автомобиль создал человек для передвижения и перевозки груза.

Обучающие задачи:

- учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания при составлении описательного рассказа с помощью алгоритма;

- учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающей жизни;

- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

- формировать способ действий в ситуации затруднения.

Развивающие задачи:

- закрепить представление детей о разнообразии транспортных средств;

- закреплять умение правильно называть транспортные средства, их назначение и функцию;

- расширять знания детей об истории изобретения первого автомобиля как транспортного средства, облегчающего деятельность человека;

- развивать любознательность, находчивость, смекалку;

- поддерживать интерес к речевой деятельности, используя ИКТ.

Воспитательные задачи:

- побуждать детей интересоваться окружающим предметным миром;

- воспитывать наблюдательность, умение слушать, действовать по инструкции, работать в команде;

- воспитывать уважение к профессиям взрослых, работающих на транспорте.

Ход занятия:

I. Введение в ситуацию

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами. Хотите? Тогда ловите! Чтобы сохранить хорошее настроение на весь день положите его в кармашки.

Вы готовы к новым открытиям и исследованиям? (Ответы детей) Воспитатель показывает детям коробку, крепко перевязанную ленточкой.

 - Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что лежит в этой коробке. Я загадаю вам об этом загадку. А ленточкой она завязана, потому что отгадка у моей загадки быстрая, шустрая, умчится быстрее ветра, и не догонишь её.

 Послушайте загадку:

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

 На копытца дай резину.

 И тогда, поднявши пыль,

 Побежит... (автомобиль).

 - Верно, это машина – верный друг и помощник человека.

-Ребята, а для чего нужна машина? Ну не было бы ее и не надо! (ездить, быстро передвигаться, перевозить грузы, путешествовать и др.) А в далёком прошлом не было автомобилей, человек не знал что это такое. Сегодня мы с вами будем учёными исследователями и узнаем, как появился автомобиль.

Работа с пятиэкранкой.

 - А поможет нам в этом вот этот лифт (показывает пятиэкранку). Но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь – ещё и в стороны. Давайте покатаем на этом лифте автомобиль (помещает в середину изображение автомобиля); если поехать вниз, узнаешь части, из которых состоишь;  если вверх – места, где можешь быть; если назад – узнаешь прошлое, вперед – будущее. Сначала поедем вверх.

-  Где чаще всего мы можем встретить автомобиль? (на улице, на дороге) (вывешивает картинку с изображением улицы города)

 - Я надеюсь вы знаете правила пешехода?  (Ответы детей). Посмотрите на картинки и скажите все ли здесь правильно? (дети называют ошибки).

- А теперь пора двигаться вниз по волшебному лифту. Из каких частей состоит автомобиль? (Ответы детей).

Игра «Назови часть целого» 

Путешествие в прошлое.

 - Наш волшебный лифт поехал влево, это значит, что пора отправиться в прошлое автомобиля.

(дети садятся за столы)

-Как в прошлом передвигался человек? (Пешком, верхом на лошади).

 -Ребята, закройте глаза, сейчас мы перенесемся из настоящего в прошлое, когда человек ещё не придумал автомобиль. (Звук машины времени)

Рассказ воспитателя о предпосылках создания автомобиля и об изобретении первых автомобилей. 

Картинка 1.Мы оказались с вами в глубокой древности. Скажите, вы знаете, как жил первобытный человек? ( Ответы детей) Давным-давно в древности первобытный человек жил в пещере, носил шкуру вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги, ему приходилось догонять животных во время охоты, а иногда и убегать от хищников. Трудно ему было соревноваться с животными в беге.

Картинка 2.  Шли годы. Древний человек думал как же ему облегчить себе жизнь? И однажды он приручил дикую лошадь, и она стала для человека другом и помощником. Лошадь это не только красивое животное, но и первый помощник человека. Верно? Докажите. Как вы думаете, как помогала лошадь людям? С помощью лошади человек охотился, пахал землю, перевозил грузы, она стала для него первым транспортом.

Картинка 3.   Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал?

КОЛЕСО - великое изобретение, которое изменило жизнь людей.

Картинка 3 . Люди стали делать повозки на колёсах. В них стали запрягать лошадей, быков. Хороша ли была телега? (Дети отвечают.) В чем были недостатки? (Дети рассуждают.) Со временем человек придумал кареты…Появился первый транспорт на колёсах. Прошло много лет, но весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес.

-Сможет ли машина двигаться без колёс?

 КАРТИНКА 4, 5.  Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги, в сани. Знатные люди ездили в каретах. В кареты запрягали не одну, а несколько лошадей.

Картинка  6. Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее, на дальние расстояния. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошади, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля.

Картинка 7. Первые автомобили были похожи на кареты или повозки, поэтому их так и прозвали – «безлошадные повозки». Что же приводит в движение автомобиль? (двигатель, мотор)

Картинка 8.

 -Машин на дорогах становилось всё больше и больше, не стало на улицах лошадей с повозками. Началось время автомобилей. Нравится вам такой автомобиль? Как вы думаете, удобный он был? Быстро можно было ездить на нем? (Дети высказывают свои предположения.)

Подвижная игра «Движение транспорта»

 (Воспитатель называет вид транспорта, дети имитируют движения – летают, плавают, ездят)

- Ребята понравилось вам путешествие в прошлое? Пора возвращаться в наше время. Закройте глаза, мы возвращаемся. Звук машины времени.

Картинка 9.

-Ребята, мы с вами вернулись в наше время. - В настоящее время по дорогам ездят разнообразные модели автомобилей, с каждым годом появляются новые и новые: спокойные и надежные машины, удобные и скоростные, с хорошей проходимостью и безопасные. В современных машинах есть навигаторы, (спросить детей, что ещё есть в современных машинах) подушки безопасности, кондиционеры и многое другое. Человек чувствует себя уютно в своём автомобиле, он может ездить на далёкие расстояния, без особого труда, давит на педаль, немного поворачивает руль, и автомобиль едет сам. Автомобиль это великое изобретение человека, но всё ли так хорошо?

 Игра «Хорошо-плохо» Ребята, а сейчас поиграем в игру «Хорошо-плохо». В любом предмете есть хорошее и плохое. Автомобиль – это хорошо, почему? (Хорошо: автомобиль используют для передвижения людей, перевозки груза, он быстро может довезти в нужное место, в нём тепло, уютно.) Автомобиль – это плохо. Почему? ( Плохо: автомобиль загрязняет воздух выхлопными газами при сгорании топлива, попадает в аварии, надо заправлять бензином, а он дорогой, пробки бывают.)

В наше время автомобили есть самые разные даже специальные.  

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Цель: учить словообразованию по способу слияния двух основ; уточнить название, функцию машины; развивать внимание, активную мыслительную деятельность.

Мешает бетон – бетономешалка.

Поливает дорогу – поливальная машина.

Снег убирает – снегоуборочная машина.

Молоко возит – молоковоз.

Бензин возит – бензовоз.

Воду возит – водовозка.

Асфальт укладывает – асфальтоукладчик.

-Человек постоянно хочет сделать автомобиль всё лучше и лучше. Путешествие в будущее.

 -Наш лифт поехал вправо, нам пора поговорить о будущем автомобиля. 

-Ребята, каким вы представляете автомобиль будущего? Давайте пофантазируем. (Ответы детей.  Воспитатель размещает фото автомобиля будущего в лифте справа).

Картинка 10. Уже сегодня учёные, изобретатели, дизайнеры работают над машинами будущего. Они разрабатывают автомобили, работающие на солнечных батареях, от электричества и не загрязняют воздух; автомобили амфибии, которые могут ездить по дорогам и плавать по воде, во время плавания колёса убираются и автомобиль превращается в катер; летающие автомобили уже стали не из мира фантастики, их тоже разрабатывают и представляют на выставках, они проходят первые испытания. Пройдёт немного времени, и мир автомобилей изменится. Без автомобиля мы не можем себе представить жизнь, ведь теперь он - друг и помощник человека.

Как называется вот эта машина? (Бетономешалка.) А что она делает? (Мешает бетон.) Интересно, как называется машина, которая поливает дорогу?

-А сейчас я вам предлагаю стать конструкторами и дизайнерами автомобиля будущего. Давайте нарисуем его красками.

Рисование автомобиля будущего.

Игра «Река времени»

 -Вы очень много узнали об истории создания автомобиля, предлагаю вам заключительную игру «Река времени». Предлагаю взять по одной картинке и расположить на макете «Реки времени» что было сначала, что потом. Вот так человек на протяжении всего времени пришёл к созданию автомобиля, и сейчас продолжает делать его всё лучше.

Рефлексия

- Ребята понравилось вам путешествие? Что нового интересного вы узнали? Как появился автомобиль? Что же люди изобрели, чтобы исполнить свою сказочную мечту о чудо-машинах? (сначала колесо, потом двигатель, его поставили на повозку, и появился автомобиль) Спасибо вам, ребята, за работу.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Экологическая тропа"

Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь....

Конспект познавательно - исследовательской НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Мебель"

Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема "Мебель". Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект познавательно-исследовательской дея-тельности в старшей группе «Где прячется крахмал?»

способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использования в жизни человека....

Конспект познавательно-исследовательского занятия с детьми старшей группы.

Конспект познавательно-исследовательского занятия с детьми старшей группы. Тема: “Бабочки”.Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, восприя...