Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: « Государственные символы России».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пронина Анна Абдулхамитовна

НОД формирующая представления о сущности и значении государственных символов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya.odt27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

 на тему: « Государственные символы России».

Цель:Формировать представления о сущности и значении государственных символов России у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о государственной символике Российского государства, их историческом происхождении.

Познакомить с образом солнца в народном искусстве.

Развивающие:развивать образное мышление, память, логику, речевую активность, расширять словарный запас.

Воспитательные:формировать  уважительное отношение к символам родной страны, воспитывать чувство патриотизма.

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое.

Словарная работа: двуглавый орёл; златокрылая, светозарная птица;златотканый престол, скипетр, держава.

Предварительная работа: проведение НОД по знакомству с гимном, гербом, флагом России, прослушивание аудиозаписи гимна, заучивание стихотворений, песен о Родине, о Земле- Матушке, чтение художественной литературы.

Оборудование: иллюстрации гимна, герба, флага России, аудиозапись гимна, листы бумаги, краски, кисточки, салфетки, баночки с водой.

 Ход.

Воспитатель: Ребята,сегодня у нас с вами необычный день, у нас гости. Давайте посмотрим на них, улыбнёмся и скажем «Здравствуйте!»

  • А ещё у нас с вами и необычное занятие, на котором мы будем говорить о нашей Родине, о её символах и так же познакомимся с образом солнца в народном искусстве, в сказке, загадке, песне..

Воспитатель: В каком государстве мы живём?

Дети: В России, в российском государстве.

Воспитатель: - Правильно, наша Родина-Россия.

  • А кто знает стихотворение про Родину?

   Родина.

                                                                                   М. Пляцковский

       Слышишь песенку ручья?

       Это-Родина твоя.

       Слышишь голос соловья?

       Это-Родина твоя.

       Руки матери твоей,

       Звон дождей, и шум ветвей,

       И в лесу смородина-

       Это тоже Родина.

 Воспитатель:  - Молодец, хорошее стихотворение про Родину                          Так в какой стране мы с вами живём?

Дети: В России.

Воспитатель: Назовите символы нашего государства.

Дети: Гимн, герб, флаг.

/Звучит запись гимна российского государства. Педагог и дети слушают гимн стоя/.

Воспитатель: Почему мы с вами стояли пока звучала музыка?

Дети: Это не просто музыка. Это звучал гимн нашего Государства. А когда звучит гимн надо вставать.

Воспитатель: Гимн -это особая, торжественная мелодия, гимн нашего государства. Когда мы встаём во время звучания гимна, мы выражаем своё уважение к государству.

Гимн песня, в которой народ славит свою страну.

Воспитатель: Что такое герб?

Дети: Символ нашего государства, отличительный знак Страны.

Воспитатель: Давайте, рассмотрим герб на плакате.

Какая птица изображена на гербе России?

Дети:Орёл.

Воспитатель: Сколько голов у орла?

Дети: Две.

Воспитатель:Что расположено над головами орла?

Дети: Короны.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: Три.

Воспитатель: Какого цвета крылья орла?

Дети: Жёлтого, золотого.

Воспитатель: На что похожи крылья орла?

Дети: На солнечные лучи.

Воспитатель: А на что похожа сама золотая птица?

Дети: На солнце.

Воспитатель: Молодцы, верно подметили, птица похожа на солнце.

     Давным давно в старину много сравнений и много имён  люди дали солнцу. Ведь солнце- это символ жизни. Они сравнили солнце с птицами- орлом, Жар-птицей. Солнце парит в небе, как златокрылая, светозарная птица.

А ещё лучи восходящего солнца напоминали петушиный гребень. Люди верили, что крик петуха прогоняет ночную тьму и приветствует восход солнца. Не зря, Петушок-Золотой гребешок, известный всем по детской песенке — потешке будит нас утром.

 Давайте, вспомним потешку, помогайте мне:

        Петя, Петя, Петушок-

        Золотой гребешок.

        Маслена головушка,

        Шёлкова  бородушка,

        Что ты рано встаёшь

        Деткам спать не даёшь?

Воспитатель: Желая подчеркнуть красоту солнца его сравнили с молодой девушкой, в сиянии лучей проходящей по небосклону.

         Этот образ сохранился в загадка:

         -Красная девушка по небу ходит.

         -Встану рано, бело и румяно.

         -Умоюсь росой, расчешу золотые косы.

Воспитатель: Молодцы. А ещё человеку солнце напоминало добрую, заботливую, ласковую Матушку.

-Давайте все встанем и споём песенку

        «Выйди, солнышко», слова И. Мазнина.

Выйди, солнышко,

Выйди, красное.

Полно спать тебе

В мягком облаке.

Не к лицу тебе

Лежебокой быть

Не к лицу прослыть  привередою.

                                                            Выйди,солнышко,

                                                            Выйди, красное.

                                                            Полно спать тебе

                                                            В мягком облаке.

                                                            Поднимись скорей

                                                            В небо чистое-

                                                            Освети, согрей

                                                            Землю Матушку.

Воспитатель: Молодцы, садитесь.

От солнца многое зависело в крестьянской жизни и поэтому они представляли себе солнце-могущественным царём. Во дворце Царь Солнце восседает на златотканом престоле. Возле престола стоят сёстры Солнца-Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Заря Утренняя провожает Царя Солнца утро. Весь день Царь Солнце разъезжает на колеснице по небу. А когда наступает вечер его встречает Заря Вечерняя. Но время шло и забывался смысл и значение поэтических обзоров природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом.

Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орёл стал гербом России.  А на груди орла в красном щите- серебряный Всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём Дракона. Это говорит о том, что если враг придёт на нашу землю, мы будем драться с ним беспощадно и победим.

Физминутка: Руки вверх я поднимаю  и до солнца дотянусь.

                        Руки в стороны раскину и конечно удивлюсь.  

                        Повернусь я вправо, влево красоту всю рассмотрю.

                        И попрыгаю от счастья ведь Россию так люблю!      

Воспитатель: Дети мы с вами слушали гимн, рассматривали герб, а какой символ мы не назвали?

Дети: Российский флаг.

Воспитатель: Дети, вы конечно хорошо запомнили как выглядит Российский флаг. Давайте вспомним.

Дети: Российский флаг- это белая, синяя и красные полосы.

Воспитатель:Что означает белая полоса?

Дети: Мир и чистоту совести.

Воспитатель: Что означает синяя полоса?

Дети: Небо, верность, правду.

Воспитатель: Что означает красная полоса?

Дети: Огонь и отвагу.

Воспитатель: Правильно, белый, синий и красный цвета, которые отвечали народным представлением о красоте окружающего мира, добре и справедливости.

Воспитатель: А сейчас давайте пройдём к столам и нарисуем Российский флаг на чистом листе бумаги. Теперь давайте давайте посмотрим, правильно ли вы выполнили задание. Молодцы, все справились.

Воспитатель: Итак, в какой стране мы с вами живём?

Дети: В России.

Воспитатель: Назовите символы нашего государства.

Дети: Гимн, герб, флаг.

Воспитатель: Верно, сегодня мы с вами говорили о том, что мы живём с вами в России в великой стране,  которая имеет свои символы, свои отличительные знаки- гимн, герб, флаг, которым мы гордимся. Потому что, это те вещи, с которых начинается наша Родина , которую мы любим такой какая она есть. Любим просто за то, что это наша страна. О нашей Родине много сложено песен  и сейчас одну из них мы с вами исполним: «Здравствуй, Родина моя»

  1. Утром солнышко встаёт

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дому я,

Здравствуй,улица моя.

  1. Я пою и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути

Ты скорей, дружок, расти.

  1. Отвечаю травам я,

отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я,

Здравствуй, Родина моя.

Воспитатель: Наше занятие закончилось, давайте попрощаемся с гостями и пойдём играть.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы».

Конспект НОД(старшая группа)Тема:   «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы»...

Конспект тематической образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Государственные символы России»

Программные задачи  Формировать начальные представления о происхождении современного герба, о функциональном назначении герба.  Формировать элементарные представления о проис...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».

Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Береза – символ России»

С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки которые волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывая ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюб...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Россия - Родина моя!"»

ООД закрепляет знания детей о своей большой родине - России, а также знания о народно - прикладном искусстве, которые дети получили ранее на занятиях по ознакомлению с окружающим, по продуктивной деят...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Государственная символика России».

Что должны знать дети этого возраста о государственных символах? Как можно доступно об этом рассказать и поиграть....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Государственные символы России».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: «Государственные символы России».Образовательные области: «Познавательное развитие», «...