Текст к презентации к комплексному тематическому занятию "Блокада Ленинграда",
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Толмасова Елена Олеговна

В тематический план работы "Празднование 70-лет Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г." в подготовительной группе №4  провели комплексное тематическое занятие с презентацией "Блокада Ленинграда". В него вошли сведения о городе, о начале ВОВ, оборона Ленинграда, трудности блокадного периода, жизнь во время блокады,дети блокадного Ленинграда, освобождение от блокады, память живых о героях Ленинграда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог. Давным-давно, 300 лет назад, царь Петр 1 заложил на пустынных берегах Невы город. Назвал он его своим именем. Так появился Петербург. Постепенно он рос, обретая привычный нам облик. Ажурные мосты и блестящая рябь рек и каналов, роскошь дворцов и музеев, свежесть и прохлада парков и садов, размах и красота пригородов – Пушкина, Гатчины, Павловска, Петродворца…

Петербург несколько раз менял название. Название Санкт-Петербург он сменил сначала на Петроград, а затем на Ленинград. Именно это имя навсегда останется в памяти людей, как символ мужества и патриотизма. Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Слайд 1.

(диск «Времена года. Чайковский» № 2)

Слайд 2.

В Ленинграде белые ночи,

Июнь сорок первого года.

Выдалось жаркое лето

К утру отдыхает природа.

Спит Летний сад, свет зари над Невой,

Розы, фиалки цветут.

И кто мог подумать, что бомбы, обстрелы

Вмиг тишину оборвут.

(диск «Сообщение о нападении. Левитан»)

Слайд 3

Редела ночная мгла. Наступал день, которому суждено было сохраниться навеки в памяти народной – воскресенье, 22 июня 1941 года. Стрелки часов приближались к 4-ём. В эти минуты пограничники заметили быстро надвигающиеся с запада тучи.  Границу пролетали сотни самолетов, на крыльях которых были черные кресты. Началась Великая Отечественная война Советского народа.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.

Слайд 4

Напали фашисты на нашу страну,

Шли танки,  летели снаряды.

Отцы, деды, братья ушли на войну

Сражаться с фашистской армадой.

В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили город, отрезали Ленинград от всей земли. Вокруг Ленинграда образовалось кольцо. Казалось, еще чуть-чуть и враг войдет в город, ступит на исторические камни своим кованным сапогом.

В первые годы войны родилась замечательная песня «Священная война» призывая людей на борьбу. Все ,кто мог держать оружие, ушли на фронт.

(диск «Священная война» муз. А. Александрова.)

Слайд 5

Гитлер решил стереть Ленинград с лица Земли. Капитуляция не должна быть принята, даже в том случае, если бы она была предложена противником. Город обрекался на полное уничтожение вместе с жителями. Враг подступал к городу.

Посмотрите на карту. Если земля нарисована коричневым, значит ее захватили фашисты. На ней нарисована фашистская схвастика. А там, где стоит Красная Армия, нарисованы красные звезды.

Слайд 6

В городе оставались в основном женщины и дети. Женщины рыли окопы. Это было очень не легко, так как с воздуха вражеские самолеты бросали бомбы и поливали пулеметным огнем. Но на десятки километров протягивались противотанковые рвы, создавались наблюдательные пункты.

Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли,

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли

Враги окружили наш город,

В блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

Рано зима в этот год наступила.

Морозы пришли, холода.

И в мирную жизнь ленинградцев

Ворвалась нежданно беда.

Слайд 7

Город изменился. Не было толпы прохожих, разрывались снаряды, фугасные бомбы, выла сирена. Жители героического города сносили тяготы, не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не сдаваться в плен, рабство к фашистам.

Охваченный войною

Блокадный Ленинград.

На улицах трамваи

Замерзшие стоят.

Разрушенные здания

И надпись на стене:

«Опасно при обстреле

На этой стороне».

В водопроводных кранах

Не вода, а лед

И только прорубь невская

Горожан спасет.

Слайд 8

6 декабря 1941 года вышел из строя водопровод. Принести ведро воды становилось проблемой, часто сложной, а иногда и неразрешимой. За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник мутной воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад к скользской полынье.

Слайд 9

Сколько испытаний принесла блокада!  Город был изолирован от большой земли. Главным врагом Ленинграда стал голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба.

Слайд 10

Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба – небольшой (125 гр) кусочек в день. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

Блокадный хлеб. Из чего он только не выпекался! Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Применяли жмых – льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять раз перетряхивали мешки из под муки.

Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого. Мечтали люди об этом хлебе.

Слайд 11

Но ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, передавали последние новости с фронта, звучали стихи, музыка. Музыка помогала бороться и оставалась с ними до самой победы.

Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую он назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни и нашествии врага, о борьбе и победе. Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале филармонии. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником. И ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе Филармонии. Зал Филармонии был полон, а публика была самой разной: вооруженные моряки и пехотинцы, а так же одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие граждане.

Новое произведение Шостаковича оказало сильное воздействие на многих слушателей, заставив плакать не скрывая слез. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а так же громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку. Они считали, что город почти умер. И тогда они начали понимать, что проиграли эту войну.

(диск «Седьмая симфония»)

Слайд 12

Но помощь с большой земли пришла через Ладожское озеро, когда оно покрылось льдом. Несмотря на крайнее истощение лошадей и на тонкий лед, вечером 20 ноября в Ленинград был отправлен конно-санный обоз. В осажденный город были доставлены первые десятки тонн муки.

Слайд 13

22 ноября на лед вышла первая автоколонна грузовых автомобилей. Когда застыл лед на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. Дорогу по льду Ладоги назвали «Дорога жизни». Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков – всех тех, кто под бомбежкой и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу работал на «Дороге жизни».

Чтоб жизнь спасти ленинградцам, зимой в сорок первом году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

Бомбежки, метели, заносы…

Уходят машины под лед,

Но каждый шофер твердо верил,

Что город любимый спасет.

«Дорогой жизни» Ладогу назвали, надеждой на спасение людей.

Раненых, больных и истощенных

Везли полуторки из города людей.

Слайд 14

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде осталось почти 400 тысяч детей. И, конечно, взрослые старались сберечь детей, укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой. Только отстояв город, можно было спасти детей.

Слайд 15

В Ленинграде продолжали работать школы. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, они были голодными и обессиленными. В тетрадках не писали, так как в холодных классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Девчонка руки протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла.

(Ю. Воронов)

Слайд 16

В апреле 1942-го немецкие самолеты разбрасывали над нашими частями листовки: «Ленинград – город мертвых. Мы стерли этот город с лица земли.» Фашисты круглосуточно бомбили город. Умерших от голода и убитых отвозили на кладбище на санках и самодельных тележках.

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. На целый день выдавали маленький кусочек черного хлеба.

Слайд 17

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним из символов блокады.

Слайд 18

У детей Ленинграда было особое военное блокадное детство.

Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.

У пятилетнего Илюши Р. Ампутировали раздробленную голень левой ноги. Проснувшись после наркоза, мальчик понял, что произошло, и разрыдался. Но несколько минут спустя, вытер слезы и сказал: «А чего это я реву-то? Отрастет же нога! Вон у ящериц отрастает же оторванный хвост, а я что – хуже ящерки!»  Две докторши стояли рядом, гладили его вихрастую голову и молчали. Не могли же они сказать сейчас милому малышу, что именно потому, что он намного «лучше» ящерки, нога у него не отрастет.

Слайд 19

Твоя душа взметнулась в небо,

Голодное покинув тело.

А мать несла краюшку хлеба

Тебе, сынок… Да не успела…

(Коковкина Е. Н.)

Слайд 20

Почти все детские сады в Ленинграде работали круглосуточно, так как матери трудились на оборонных заводах по 2-3 смены.

За свой недолгий путь земной

Узнал малыш из Ленинграда

Разрывы бомб, сирены вой

И слово страшное «БЛОКАДА»

Слайд 21

У многих ленинградских детей не стало в те дни дома, семьи. Детский сад обязан был заменить им все: отца, мать, привычную жизнь.

Детский сад стал для таких ребят надежным убежищем. «Не пойду домой, - говорил мальчик, - дома холодно и страшно. Мой папа перед смертью очень стонал и просил хлеба, а мама долго плакала». (Из книги «Дети рисуют блокады», Э. Голубева, А, Крестинский)

На развороченномпути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

-«Где твоя мама, мальчик?»

-«Дома».

-«А где твой дом, сынок?»

-«Сгорел.»

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Слайд 22

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда».

Дети помогали взрослым. Они тушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с фашистских самолетов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам; работали на станках, заменяя, ушедших на фронт отцов…

Дети блокадного города,

Как рано вы повзрослели

И вместо бантиков, галстуков

Военную форму одели.

Вы на заводах работали,

Дедам, отцам помогая,

Сил не щадя и без отдыха,

Едва до станков доставая.

Вы в медсанбатах трудились,

Раненых, больных спасали,

Мыли палаты, стирали бинты,

Дежурили, ночи не спали.

Слайд 23

В 12-15 лет становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Слайд 24

 Дети старались ни в чем не уступать взрослым. Не было таких дел, в которых они бы не участвовали.

Слайд 25

900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокоренных ленинградцев.

14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января 1944 года полностью освободили Ленинград от фашистской блокады.

В тот день, прорвав кольцо блокады,

Наш город из последних сил

Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,

И в яростных сраженьях победил.

Слайд 26

Снятие блокады.

Слайд 27

27 января –день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Этот день является воинской славы России.

Слайд 28

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо,

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась;

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут.

Слайд 29

В Ленинграде три военных кладбища. Самое большое мемориальное кладбище Пискаревское, на котором похоронено 470 тыс. человек. Тысячи безымянных могил. Около одной могилы всегда много народа, они стоят и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись: «Доченька, если я могла дать тогда…»

Кто осквернил? Кто позабыл

Блокады страшные года…

Кто бросив на дорогу хлеб

Забыл, как умирал сосед,

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом в слезах.

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Им не достался тот кусок,

Кусок, не подаривший жизнь,

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Слайд 30

Вечный огонь.

Минута молчания – ведь это не много.

Постойте же, люди, молчанье храня!

Давайте встанем, помолчим,

Почтим героев Ленинграда,

Всех, чьи жизни унесла

В суровый час блокада.

(диск «Звук метронома»)

Минута молчания.

8 мая 1965 года городу Ленинград присвоена высшая степень отличия – звание Город-герой.

Слайд 31

Покуда сердца стучатся – помните,

Какой ценой завоевано счастье, пожалуйста – помните!

В память о тех блокадных днях, прошу вас – помните!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация -презентация "Анализ Программы " От рождения до школы". Комплексно - тематическое планирование по ФГТ".

Консультация в помощь педагогам детских садов.. Постепенный переход к реализации ФГТ в ДОУ....

Презентация "Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ"

Презентация содержит информация , как реализовать комплексно-тематический принцип при организации образовательного процесса в ДОУ: планировании, через проектную деятельность....

Презентация "Исследовательская деятельность старших дошкольников на основе комплексно - тематического планирования"

На сегодняшний момент особую важность приобретают технологии взаимодействия  педагога с детьми. Одной  из эффективных считаю технологию исследовательской деятельности, ведь поисковая а...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...