КОНСПЕКТ Образовательной ситуации «Весенние новости родного края»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Давидовская Наталья Александровна

КОНСПЕКТ

Образовательной ситуации

 

Тема: «Весенние новости родного края»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка – Детский сад № 9» «Солнечный город»

Муниципального образования города Братска

КОНСПЕКТ

Образовательной ситуации

Тема: «Весенние новости родного края»

                                         

                                          Вид: интегрированное занятие

                                          Возраст: дети подготовительного к школе возраста

Составила: Давидовская Н.А.

воспитатель

г. Братск - 2015 год


Цель – Обобщать представления детей о весенних изменениях в растительном и животном мире родного края – Прибайкалья.

Задачи: 

Образовательные:

Закреплять у детей представления об изменениях в природе весной; о растениях, животных – обитателях тайги, озера Байкал, рек.

Продолжать учить  устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, жизни животных и растений, использовать модели.

        Формировать навыки экологического сознания: бережного отношения к природе; расширять представления о природоохранной деятельности человека (Красная книга).

Развивающие:

        Развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение сообщать информацию сверстникам, презентовать свою работу, пополнять словарный запас.

        Развивать творческие способности при создании коллажей, альбомов.

Развивать желание осуществлять природоохранную деятельность.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать сообща в компаниях, договариваться, слушать и слышать друг друга, выполнять правила.

Материалы:

Ноутбук,

экран,

презентация,

конверты с заданиями,

предметные картинки (звери, рыбы, растения),

карточки-схемы,

карточки – схемы о правилах поведения в лесу,

аудиозаписи, видеофильм о природе Сибири,

пластилин, стеки, ватман, клей, фломастеры, мелки, ножницы, перья, вата, солома, цветная бумага, салфетки,

магнитная доска, магниты,

песочные часы,

основа для солнышка, лучики солнца (красные, жёлтые, белые),

правила работы в компании.

Предварительная работа:

- Оформление альбома «Животный и растительный мир»;

- Просмотр слайдов «Байкал-жемчужина Сибири»;

- Просмотр слайдов «Зимующие и перелётные птицы»;

- Коллаж «Подводный мир Байкала»;

- Просмотр электронной книги «Природа родного края»;

- Д/И «4-й лишний»;

- Д/И «Рассели животных».

Ссылки на видео-фрагменты занятия на YouTube:

https://youtu.be/eaIXsm0o8KU - начало занятия, путешествие в весенний лес- 1,
https://youtu.be/Ar_9bML_3E8 - возвращение из весеннего леса, работа в компаниях-2,
https://youtu.be/D2urfqowbQA - Работа детей в компаниях - 3,
https://youtu.be/AGWnc2n-va8 - Работа в компаниях - 4,
https://youtu.be/1x7YilKYnKA - Презентация работ компаний -5,
https://youtu.be/CLPRwRvD0Lw - Презентация работ компаний, знакомство с Красной книгой-6,
https://youtu.be/-AmO5mX2_qk  - Рефлексия - 7


Ход:

Слайд 1. (тема)

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и поприветствуем друг друга.

(Приветствие в кругу)

Собирайтесь, дети, в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Давайте подарим, друг другу и гостям улыбку. Как стало светло и тепло, вы подарили всем свою добрую улыбку и хорошее настроение.

Слайд 2. (письмо на слайде)

Мотивация

- Ребята, нам пришло электронное письмо. Давайте повернёмся к экрану, чтобы было видно и прочитаем.

Слайд 3.(текст письма)

«Ребята, здравствуйте! Это я, Дед Краевед. Вы мне писали, что любите и знаете свой родной край. Есть ли у вас новости? Что интересного происходит?».

- Ребята, а у нас есть новости? Что мы можем сообщить Деду Краеведу?

- Как нам сообщить о новостях  Деду Краеведу? (альбом, письмо…)

- А мы с вами можем оформить  наши материалы в альбом или книгу, газету….. Согласны?

- Ребята, как  называется наш край? (Сибирь,  Прибайкалье…)

- Чтобы сообщить о весенних новостях, предлагаю отправиться собирать весенние приметы.

- Мы отправимся с вами в сибирский весенний лес.

 «Путешествие в лес»

Слайд 4. (Весна в лесу. 1 щелчок на слайде – появляется подснежник)

- Вы узнали это место?

- Помните мы приходили сюда зимой? Путешествовали с вами в зимний лес?

- Нет? Не узнали?  

- А что здесь изменилось? (ответы детей)

(Обобщение весенних изменений: солнце высоко, светит ярко, пригревает,  сосульки и снег тают, бегут ручьи, на реках ледоход, появляются первые цветы, трава, на деревьях появляются почки, прилетают перелетные птицы, строят гнезда, выводят птенцов, меняется поведение диких животных (просыпаются, меняют шкурку, выводят потомство)…)

 

- Посмотрите, какой красивый весенний лес. Сколько интересного он в себе таит.

- Ребята, а вы знаете, как вести себя в лесу?

- Предлагаю вам объединиться в пары (мальчик-девочка),  взять карточки с правилами поведения в лесу  и объяснить.

(Карточки – схемы о правилах поведения в лесу). 

- Что ж, правила поведения в лесу вы знаете. Тогда…закройте глаза…

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

- Откройте глаза, мы с вами очутились в весеннем лесу.

Слайд  (1 щелчок на слайде - эффект увеличения, появление подснежников)

 

- Посмотрите вокруг, оглядитесь, вдохните глубоко.

- Чем пахнет воздух в лесу? (Свежестью, елкой, сосной, шишками, хвоей, влагой от снега, весной)

- Ребята, посмотрите какие красивые, высокие деревья. А что происходит весной с деревьями?

(Они просыпаются ото сна.)

- А как это происходит? (на деревьях набухают почки, появляются листья…)

- А теперь давайте прислушаемся: все ли звуки можно услышать в весеннем лесу!!!  И почему?

(При нажатии на подснежники на картине, слышны звуки:

1-й подснежник:  уханье совы;

2-й подснежник: хруст снега;

3-й подснежник: вой волка;

4-й подснежник: кваканье лягушки;

5-й подснежник: звук капели;

6-й подснежник: голоса птиц.)

- Весёлый щебет, перезвон! Он  вам знаком?

- А в зимнем лесу мы его слышали? Почему нет?

- Птицы радуются весне, скоро вернутся перелётные птицы и щебет станет ещё громче.

- А сейчас предлагаю выйти из картины и поиграть.

- Закройте глаза. Раз, 2, 3, повернись, и из леса возвратись.

- Предлагаю присесть на ковёр.

 (перейти на следующий слайд нажатием на стрелочку 🡪 слева внизу)

Слайд 5. (3 зимующие птицы и 1 перелётная птица: клёст, сова, КУКУШКА, дятел)

- Игра называется «4-й лишний».

- Угадайте, кто здесь лишний!

- Почему? Что у них общего?

(перейти на следующий слайд нажатием на стрелочку 🡪  слева внизу)

Слайд 6. (3 перелётные птицы и 1 зимующая птица: утка, СИНИЦА, кукушка, скворец. Возможен вариант выбора детьми, что лишняя утка, т.к. она водоплавающая.)

- Почему? Что у них общего?

(перейти на следующий слайд нажатием на стрелочку 🡪 слева внизу)

Слайд 7. (3 перелётные птицы и 1 насекомое: утка, МУХА, снегирь, дрозд)

- Почему? Какая связь?

(перейти на следующий слайд нажатием на стрелочку слева внизу)

Обобщение:

- Что мы можем сообщить Деду Краеведу о птицах Сибири?

- Почему некоторые птицы остаются зимовать, а другие улетают?

МП игра «Соберёмся в стаи»

- Дорога для перелета птиц трудная и дальняя и чтобы лететь было легче, они собираются в стаи.

- Я предлагаю сейчас вам поиграть в игру «Соберёмся в стаи» (деление на 2 компании).

- Под музыку вы свободно двигаетесь по залу как птицы. Когда музыка прекращается, вам надо собраться в стаи и взяться за руки по столько игроков, сколько вы увидите на экране.

(Игра проводится под музыку. Игра длится 1 раз: на экране показывается цифра 5. Дети объединяются в 2 компании по 5 человек).

Слайд 8.

(Нажать на значок звука. После того, как музыка прекратится, 1 щелчок мышкой - на экране появляется цифра «5». Через 4 сек. цифра исчезнет.)

- У нас с вами получилось 2 компании.

- Пожалуйста, занимайте  места за столами (можно вокруг стола стоя).

- Продолжаем собирать весенние новости о Прибайкалье?

Работа в компаниях

- Выберите, пожалуйста, посыльного в своей компании  и отправьте его за заданием. Посыльный получит задание, а потом объяснит его вам.

- Предлагаю вам посмотреть и вспомнить правила работы в компании и соблюдать их.

Слайд 9. (правила работы в компании: говорить вполголоса, работать дружно, следить за временем)

 

(Выбор посыльного. Жеребьёвка - посыльный выбирает конверт с заданием и карточками. Получение задания и объяснение его своей компании:

Одна компания соберёт информацию и  материал и расскажет о весенних изменениях в  растительном мире Сибири, Прибайкалья - сделает коллаж на ватмане (используя дополнительные средства выразительности: фломастеры, мелки, пластилин, перья, вата, кусочки меха, ткани, цветной бумаги и др.)

Вторая компания – о весенних изменениях в животном мире и оформит страницы альбома: из картинок формата А-5 выбрать картинки с изображением животных нашего края и схемы весенних изменений (линька, изменение цвета меха, вывод детёнышей на свет.)

- перелётная птица;                                   - откладывание икры (щука, окунь, хариус);

- зимующая птица;                                - вывод детёнышей на свет (медведь, нерпа);

      - линька (волк, лиса);                         -   -изменение цвета меха (заяц, белка).

- Следить за временем вам помогут песочные часы. Они покажут время выполнения этого задания (10 минут).

- Советуйтесь друг с другом и помогайте друг другу. Не забывайте правила.

(под музыку  о природе Сибири, Байкала дети выполняют задания)

Слайд (нажать на значок звука)

- Если вы закончили свою работу, предлагаю подойти и помочь другим ребятам, подсказать.

- Готовы? Время закончилось.  

- Сейчас вам предстоит презентовать свою работу, рассказать о своей работе другим детям.

- Ребята, давайте присядем с вами в круг, разместим на доске ваш коллаж.

- Полюбуйтесь, какая работа получилась (интересная, красочная)

- Постарались.

- О каких наиболее интересных весенних новостях вы хотели рассказать Деду Краеведу?

(Дети презентуют результаты выполнения своего задания: коллаж с изображением весенней растительности нашего края.)

- Почему такая красота появляется весной в растительном мире? (природа пробуждается ото сна)

- Вторая компания, о каких наиболее интересных весенних новостях вы хотели рассказать Деду Краеведу?

(о жизни животных весной)

- Какие новости о весенних изменениях в жизни животных вы добыли?

(заяц, белка – меняют цвет меха, лиса и волк меняют мех на более лёгкий…)

(Презентация альбома со схемами)

- Ребята, посмотрите ещё, полюбуйтесь на ваши работы!

- Сколько весенних новостей - изменений в природе!

Слайд 10.

- Мы такие дружные, ребята. Давайте сейчас с вами ещё дружно отдохнём и разомнёмся:

Вместе по лесу идем (ходьба на месте)

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг, (остановились)

Тысяча цветов вокруг. (руки в стороны)

Медуница, кашка, клевер, (повороты головой)

И направо и налево. (повороты туловища)

К небу ручки протянули, (поднимают руки вверх)

Позвоночник растянули. (прогнулись)

Весело мы отдохнули, (руки на поясе)

В гости к лесу заглянули.

- Ребята, весна принесёт  нашему краю ещё больше красоты,  которую мы с вами должны беречь, предлагаю заглянуть в Красную книгу нашего края и продолжить знакомиться с редкими экземплярами  природы нашего края.

- Давайте подойдём к экрану.

Слайд 11-16. (растения и животные из Красной книги)

- Ребята, почему они занесены в Красную книгу?  (редкие, могут исчезнуть, нужно охранять)

- Что мы можем сделать, чтобы природа всегда радовала нас своей красотой и была к нам щедра?

(Беречь и охранять)

- Ребята, давайте всегда беречь наш родной край, наши реки, наши леса и поля, ведь мы знаем с вами правила охраны природы.

Подведение итогов:

- Мы собрали много новостей о весенних изменениях родного края:

1)  Перелётные птицы возвращаются в Сибирь из тёплых краёв;

2)  Какая красота вокруг появляется в растительном мире весной.

3) Какие изменения весной произошли и ещё произойдут в животном мире.

- Я предлагаю все материалы, которые мы сегодня с вами собрали отправить Деду Краеведу по почте.  

Рефлексия:

- Ребята, кто считает, что сегодня постарался,  выполнил свою работу и получил удовольствие и хорошее настроение, возьмите жёлтый лучик.

- Те, ребята, кто считает, что старались, но ещё многое нужно повторить, научиться чему-то, узнать, доделать работу, возьмите красный лучик.

- А те ребята, кому может быть не понравилось наше путешествие, было не интересно, скучно,  возьмите белый лучик.

Слайд 17. (Нажать на значок звука - музыка природы)

- Ребята, я предлагаю вам прикрепить свои лучики к нашему солнышку и улыбнуться.

(Дети прикрепляют лучики к солнцу.)

Слайд 18. (СПАСИБО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Путешествие по родному краю"

Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие по родному краю" проводилась в рамках проекта "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем".  С помо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности " «Путешествие по родному краю»

Цель: Воспитывать нравственно-патриотические чувства к краю Краснодару, уважение к людям прославившим край.Программные задачи: Формировать гражданскую позицию по отношению к своему краю, любовь и...

Конспект образовательной деятельности "Путешествие по родному краю"

Конспект образовательной деятельности "Путешествие по родному краю"...

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по родному краю»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по родному краю»...

Конспект. Организованной образовательной деятельности. Путешествие по родному краю

Цель: Обобщение знаний  о Краснодарском крае. Активизация познавательной и речевой активности.                Образовательные задачи:·...

Образовательная ситуация "Осенние новости Родного края"

Обобщающее интегрированное занятие с детьми подготовительной группы...

Конспект образовательной деятельности "Путешествие по родному краю с матушкой- Кубанушкой"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29муниципального объединения Каневской районКонспект образовательной деятельности«Путешествие по родному краю с матушко...