Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе по изучению свойств песка в помощь воспитателю «Он и желтый и сыпучий…»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кузнецова Екатерина Николаевна

«Он и желтый и сыпучий…»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.

Задачи:

1. Образовательная:

-Закреплять представления детей о свойствах песка (сухой, сыпучий, легкий, мокрый, сохраняет форму, тяжелый)

-формировать умение исследовать свойства природных материалов.

-формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

-знакомить детей с применением песка человеком;

 

2. Развивающая:

- развивать интерес к природным материалам

-развивать восприятие, внимание, логику, память, мышление, мелкую моторику рук;

- развивать речь детей, обогащать словарь (песчинки, сыпучий, впитывает, передвигаются, лупа)

 

3. Воспитательная:

-воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность.

-воспитывать навыки соблюдения правил техники безопасности.
-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_po_izucheniyu_svoystv_peska.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе по изучению свойств песка в помощь воспитателю

«Он и желтый и сыпучий…»

Воспитатель ГБДОУ детский сад №2

компенсирующего вида Кировского района

Кузнецова Екатерина Николаевна

Санкт Петербург

2018г

«Он и желтый и сыпучий…»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.

Задачи:

1. Образовательная:

-Закреплять представления детей о свойствах песка (сухой, сыпучий, легкий, мокрый, сохраняет форму, тяжелый)

-формировать умение исследовать свойства природных материалов.

-формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

-знакомить детей с применением песка человеком;

2. Развивающая:

- развивать интерес к природным материалам

-развивать восприятие, внимание, логику, память, мышление, мелкую моторику рук;

- развивать речь детей, обогащать словарь (песчинки, сыпучий, впитывает, передвигаются, лупа)

3. Воспитательная:

-воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность.

-воспитывать навыки соблюдения правил техники безопасности.
-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка.

 

 

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская,  игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие» «Физическое развитие» «Речевое развитие»

 

Оборудование.

1. Аудиозапись «На берегу»

2. Ноутбук, слайды, с изображением, для чего и кому нужен песок.

3. Пластмассовая посуда: стаканчики, тарелочки, ложечки, формочки.

4. Песок, вода.

5. Весы.

 

Предварительная работа. Чтение стихов Л. Квитко «На песке», С. Маршак «Желтая страница», В. Берестов «Песочница», игры с песком: «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики» и др., ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы»; наблюдения на прогулке; беседы о мерах осторожности во время игр с песком.

Вводная часть:

Ребята, я приглашаю вас сегодня на новую прогулку, а куда вы сейчас узнаете. Садитесь на подушечки. Закрывайте глазки, слушайте. (Шум моря, берега)

Как вы думаете, где мы с вами сейчас оказались? (на берегу моря, на пляже…)

Что нас окружает? (песок, вода, камни…)

О чем мы сегодня будем говорить вы узнаете из загадки:

Он и желтый и сыпучий

Во дворе насыпан кучей

Если хочешь можешь брать

И в куличики играть.

Дети: Песок

(воспитатель достает коробку с песком)

Воспитатель: Правильно, это песок. Где можно встретить песок?

Дети: На улице, в песочнице, на море.

Воспитатель: Давайте посмотрим где песок добывают, как человек применяет его.  Посмотрите на экран.

2 слайд - Песок - это природный материал, полезное ископаемое. Песок встречается на берегах рек, морей и океанах.

3 слайд –   На территории РФ есть множество месторождений природных песчаных залежей. Его добывают в море, в реке, в карьерах.

4 слайд – люди применяют его в строительстве, для изготовления цементных растворов, кирпича, стекла.

5 слайд –    С помощью песка тушат пожары, песком зимой посыпают скользкие дорожки. Изготовляют песочные часы. А также используют для очистки воды.

6 слайд – для создания живописных картин, скульптур из песка

7 слайд – На детских площадках, в песочницах.

8 слайд – а еще есть место, где кроме песка ничего нет – это пустыня. В пустыне живут верблюды, змеи, ящерицы.

 Физминутка

Основная часть:

Давайте и мы с вами сегодня поиграем с песком, и познакомимся с некоторыми свойствами песка. Проходите к столам, но сначала оденьте фартуки, чтобы не испачкать одежду. Вспомните правила игры с песком в группе (внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот)

Вывод: Песком нельзя бросать друг в друга, брать его в рот, после игры обязательно вымыть руки.

Ребята, посмотрите на свои столы, что вы видите? Стаканчики с песком и водой, песок, лупы, весы…

Воспитатель.  Ребята, а кто помнит, как в природе появляется песок? (ответы детей)

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Воспитатель. Посмотрите внимательно, какого цвета песок?  

Дети. Ответы детей

Воспитатель.

Давайте с вами посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит?

Ребятавозьмите один стаканчик с песком, кончиком ложки наберите чуть-чуть песка и насыпьте его на поднос.
Возьмите лупу и внимательно рассмотрите песок. Из чего же состоит песок?

Дети. Ответы детей (камешки, песчинки)

Воспитатель.

Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу. Как выглядят песчинки?

 Дети. Ответы детей

Воспитатель.

 - Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). 
- Похожи ли песчинки одна на другую?

Дети. Ответы детей

Воспитатель. 

-   песчинки отличаются по цвету, по форме, по размеру. (Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки)

Воспитатель.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок. Песчинки бывают разными по величине, форме, цвету. Они не прилипают друг к другу, лежат отдельно друг от друга. (Выставить картинку «Состав песка»)

Воспитатель. Ребята, попробуйте медленно, что бы получилась небольшая горка, небольшими струйками, высыпать оставшийся песок на поднос.

Дети выполняют задание 

Воспитатель. Легко ли он сыплется?

Дети. Легко.

Воспитатель. Почему горка у основания шире? А верхушка осыпается вниз

Дети. Ответы детей

Воспитатель. 

Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Песок-это сыпучий природный материал. (Выставить картинку «Сыпучесть песка»)

 

Воспитатель. В стаканчик с песком нальем воды. Следим, как вода впитывается. Потрогайте песок. Каким он стал? Куда исчезла вода?

Дети. Ответы детей

Воспитатель.

Вывод: Песок легко впитывает воду. (Выставить картинку)

Воспитатель.

Попробуем так же насыпать мокрый песок на поднос. Не получается?! Почему?

Дети. Ответы детей

Воспитатель.

В мокром песке вода, которая склеивает песчинки между собой.

Попробуйте слепить куличик при помощи формочки  из сухого песка.

А теперь из мокрого песка.

Почему куличик получилось слепить только из мокрого песка?

Дети. Ответы детей

Воспитатель.

Вывод: В сухом песке между песчинками – воздух, с помощью которого песчинки легко передвигаются между собой, и не сохраняют форму, а в мокром песке вода, которая склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. (Выставить картинку)

Воспитатель.

Как вы думаете, какой песок тяжелее: сухой или мокрый?
Дети. Ответы детей

Давайте проверим с помощью весов. На одну чашу насыплем сухой песок, а на другую чашу – мокрый песок. Какая чаша перевесила? Что это означает?

Дети. Ответы детей

Воспитатель.

Вывод: Мокрый песок тяжелее, чем сухой песок. В сухом песке между песчинками находится воздух, а во влажном - вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому стаканчик с влажным песком тяжелее. (Выставить картинку)

Воспитатель.

Давайте ребята вымоем руки.

Вам понравилось играть с песком?

Давайте еще раз вспомним, о каких свойствах песка мы сегодня говорили

Дети. Ответы детей (по «Цепочке» еще раз проговариваются все выводы с использованием иллюстраций)

Заключительная часть:

Воспитатель.

Давайте немножко отдохнем, поиграем:

Пальчиковая гимнастика «Песок»:

Всё, что только захотим,

Из песка мы смастерим. – Хлопки в ладоши.

 

Коля лепит колобок, - имитация лепки.

А Иринка теремок - сделать «крышу» из рук.

 

Люба лепит разных рыб, - имитация движения рыб.

Ну а Вера – белый гриб - сжать одну руку в кулак и

накрыть ладошкой второй.

Воспитатель.

Ребята, давайте на память о лете нарисуем картину, но не красками, а песком.

Рассматривание картины и распределение заданий, выполнение.

Как же красиво у нас все получилось (показать картины гостям)

С помощью какого свойства песка мы с вами смогли сделать эти картины? (сухой, сыпучий)

А когда мы пойдем с вами на прогулку, мы построим песчаную крепость, с помощью свойства мокрого песка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе "Природа и нравственное воспитание у старших дошкольников"

Данная методическая разработка представляет собой авторскую модификацию традиционного материала по нравственному и экологическому воспитанию, заложенного в программах Н.В. Нищевой и О.А. Воронкевич, п...

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе "Насекомые"

Цель: Закрепить знание детей о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков....

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие на корабле»

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без п...

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе Тема: История создания нитки

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюОО: Познавательное развитиеВозрастная группа: средняя группа, 5-6 лет.Воспитатель: Курганская Ек...

Методическая разработка по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте«Пернатые друзья». Разработала воспитатель Беляева И.П.

Методическая разработка по познавательному развитию  в старшем  дошкольном возрасте«Пернатые друзья». Разработала воспитатель Беляева И.П....