«Воздух, вода. Экспериментальная деятельность». Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

«Воздух, вода. Экспериментальная деятельность».

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_nod.odt10.74 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «Воздух, вода. Экспериментальная деятельность».
  2. Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе

Цели: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) - это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода тает в себе много неизвестного. Проводя опыт, воспитатель и дети должны соблюдать правила безопасности: 1) бережно обращаться с растениями, не наносить им вред; 2) аккуратно работать со стеклянным оборудованием, с песком, солью.

Ход занятия

I. Беседа

Ребята, чем мы дышим? (Воздухом.) Давайте вдохнем воздух. Куда он попал? (В нос.) Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в легкие.

Показываю силуэт человека, его органы дыхания. Дети дышат носом — вдох, выдох.

- Ребята, давайте проведем опыт.

Беру шарик, надуваю его и сдуваю.

- Вот так работают легкие. Наши легкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.

- Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? (Наши легкие висели бы, как сдутые воздушные шарики. Мы не смогли бы жить.)

- Давайте проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. (Нам нечем дышать.)

- Без воздуха нет жизни. Ребята, а как выдумаете, откуда берется чистый воздух? (Чистый воздух нам дают растения, листочки.)

- Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения.

- А чтобы жили растения, что для этого им нужно? (Растениям необходима вода) .

Сказка «Спор»

Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на Земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь.

Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: «Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась Вода: «Я самая важная!» «Но и без воздуха не проживешь! — добавили растения. — Он нужен нам для того, чтобы дышать». Обрадовался Воздух: «Я самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле растениям темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце.

Физкультминутка.

Рано утром по порядку

Зайка делает зарядку.

Руки кверху поднимает,

Ими весело играет.

Он качает головой: вперед-назад,

Повороты выполняет,

Низко-низко приседает.

По дорожке скок да скок

И уселся на пенек.

Он вздремнул и потянулся,

Здравствуй, утро, я проснулся.

II. Экспериментальная деятельность

Опыт 1. «У воды нет запаха».

1 стакан – чистой воды без добавок, 1 стакан – воды из-под крана, 1 стакан – бесцветного лимонада.

Дети нюхают воду. Чем она пахнет?

Вывод: 1) Вода не имеет запаха, если она чистая.

2) Вода из водопроводного крана пахнет хлоркой – потому что ее очищают, чтобы она была безопасной.

3) Лимонад пахнет ягодами.

Значит, вода может иметь и не иметь запаха. Запах ей придают различные растворенные в ней вещества.

Опыт 2. «Вода жидкая, может течь».

2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой.

Переливаем из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках. Поэтому воду называют жидкостью.

Опыт 3. По рассказу Л. Толстого «Хотела галка пить».

Опускаем камешки в воду и наблюдаем, поднимается ли уровень воды в стакане.

Вывод: Если в стакан с водой и наблюдаем, поднимается ли уровень воды в стакане. Значит, вода обтекает камешки, а не проникает внутрь их.

Опыт 4.

3 стакана, соль, марганцовка, сахар.

Бросить в стакан с водой сахар, соду, кристаллики марганцовки. Что происходит?

Вывод: в результате растворения в воде сахара, соды, кристалликов марганца, получаются растворы: сладкий, содовый, марганцовый. Вода – хороший растворитель.

Итог занятия: Сегодня на занятии мы узнали об ученых и свойствах воды:

1. У воды нет запаха.

2. Вода – это жидкость.

3. Вода – хороший растворитель.

Но сколько еще нового и интересного вы узнаете в школе.

Нужно беречь воду, без воды умрет все живое, без воды не сделать очень многих простых, обычных дел, вода ничем не заменима. Только тогда можно говорить, что человек любит природу, когда он что-то делает для ее сохранения или хотя бы не причиняет ей вред


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовая деятельность. Конспект НОД по ручному труду в старшей группе.

«Волшебная клумба»Программное содержаниеОбразовательные задачи:Продолжать учить создавать предметные изображения с натуры и по представлению; учить делать цветы из бумажных полосок, сочетать цвета, со...

Познавательно-исследовательская деятельность. Конспект занятия на тему: «Свойства бумаги». Старшая группа

Цель: Продолжать формировать представление детей о свойствах  бумаги опытно-экспериментальным путем.Задачи:• Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, непрозрачная, мнется, пла...

Инновационная деятельность.Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе : «Я - Художник»

Конспект районного  НОД по изобразительной деятельности в старшей группе :«Я - Художник» в рамках инновационной деятельности по нравственному-эстетическому развитию дошкольников...

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Волшебная лаборатория воды, воздуха, металла"

Позволяет закрепить знания детей о свойствах и качествах металла; представления о воздухе и его свойствах. Способствует развитию интеллектуальной деятельности и поисковой инициативы; закреплению умени...

Познавательно-исследовательская деятельность Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием ИКТ Тема: «Моя семья»

Познавательно-исследовательская деятельность Конспект   занятия по развитию речив старшей группе с использованием ИКТ Тема: «Моя семья»...

Конспект открытого занятия «Вода - водица» по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе

       Конспект открытого занятия «Вода - водица»по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе...