Проект "С днем рождения, родной Озерск!"
проект по окружающему миру

Ардашева Галина Николаевна

Материал по ознакомлению с родным городом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 51»

Проект по теме «С днем рождения, родной Озерск!»

для детей подготовительной группы  «Непоседы»

Воспитатель: Ардашева Галина Николаевна

г. Озерск Челябинской области

2016 год

Участники проекта: дети подготовительной группы «Непоседы», воспитатель группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: май 2016г. – сентябрь 2016г.

Актуальность.

Кризисные явления в различных сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, поставив их в разряд наиболее актуальных. Одним из приоритетных направлений является патриотическое воспитание дошкольников. Это направление актуальное и достаточно сложное. Основная причина этого – многоаспектность содержания работы. Ознакомление детей с родным городом (малой Родиной) – это фундамент патриотизма. Результаты диагностики знаний детей о родном городе свидетельствуют: есть проблема, которую необходимо решать. Анализируя анкету «Город, в котором я живу», предложенную родителям, поняли, что многие взрослые сами многого не знают о нем и не уделяют время ознакомлению ребенка с родным городом. Возникло противоречие: с одной стороны  - важность и необходимость ознакомления детей с родным городом, формирование у дошкольников патриотических чувств,  а с другой стороны – отсутствие целенаправленной, систематической работы по этому направлению. Это и привело к выбору темы проекта «С днем рождения, родной Озерск!»

Цель. Систематизация знаний детей о родном городе.

Задачи:

  • Пополнить знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, богатствах города.
  • Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать чувство уважения к труду озерчан, создающих красивый город.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.

Ожидаемый результат:

  • Применение полученных знаний об Озерске в добрых делах и поступках на благо родного города.
  • Сформированность патриотических чувств в процессе реализации цели, повышение значимости патриотического воспитания для детей.
  • Сплочение детей и родителей, воспитание будущих граждан своего города и страны.

Продукт проекта: праздник «С днем рождения, родной Озерск!»

Содержание совместной деятельности по решению задач.

1 этап – подготовительный.

  • Актуализация темы патриотического воспитания через изучение родного города родителями, заинтересовать идеей детей.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, сборники и т.д.).
  • Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация в группе уголка «Мой родной город Озерск».
  • Совместное составление плана, маршрута экскурсий (воспитатели, дети, родители).

2 этап – реализация.

Тематика и организация совместной деятельности в рамках проекта:

  • История города. 

- Просмотр фильма об истории возникновения города Озерска (место выбора расположения города, происхождение названия города, первооткрыватели Озерска).

- Просмотр видео роликов «Штрихи былого: от первых колышек на месте строительства будущего города до настоящего времени».

- Прослушивание аудиозаписей воспоминаний жителей города.

  • Улицы Озерска.

– Рассматривание иллюстраций, фотографий и открыток первых улиц города. Рассказы о происхождении их названий.

– Экскурсии по ближайшим улицам, микрорайону. Происхождение названий улиц.

– Дидактическая игра «Найди отличия» (сравнить характерные особенности старого и современного города).

- Дидактическое упражнение «Кто больше знает о своей улице» (составление рассказов об улицах Озерска).

– Дидактическое упражнение «Город будущего» (придумывание собственных названий улиц, объяснение, почему именно так названа улица).

- Изготовление макетов, схем «Моя улица».

  • Памятники, площади Озерска. 

– Целевые прогулки к памятникам и площадям: памятнику первостроителям города «Прометей», памятнику И.В. Курчатову (основателю ядерной физики), памятнику В.И. Ленину, памятнику героям Великой Отечественной войны, «Вечному огню» - памятному месту в честь защитников Советской власти на Урале.

– Дидактическая игра «Где находится памятник» (учить ориентироваться на карте-схеме, закреплять знания о памятниках города).

  • Культурное наследие города Озерска.

– Экскурсии во Дворец культуры «Маяк» (здесь работает большое количество взрослых и детских коллективов, многие из них носят звание «народные»), Дом культуры «Строитель»  (здесь работает много коллективов художественной самодеятельности).

 – Посещение спектаклей в малом зале Драматического театра «Наш дом», Кукольного театра «Золотой петушок».  

–– Посещение концертов с участием студентов Озерского городского колледжа искусств.

- Разучивание песен, стихотворений о родном городе.

- Организация выставки рисунков «Озерск мой любимый».

  • Места отдыха горожан. Город Озерск находится в живописном месте, окруженном лесами, озерами, горами. В городе сохранены деревья и кустарники.

    – Экскурсии в Парк культуры и отдыха и Детский парк.

– Рассказы родителей и воспитателя о Базах отдыха, оздоровительных лагерях.

  •  Озерск и спорт.

 – Рассматривание иллюстраций и фотографий спортивных комплексов города: дворца спорта «Гранит»; детской спортивной школы; спорткомплексов с бассейнами «Лидер» и «Дельфин»; стадионов «Труд», «Химик», «Авангард».

– Участие родителей, сотрудников и воспитанников в Городских спортивные праздниках и соревнования «Весенние ласточки», «Зарница» и «Летняя спартакиада».

  • Непосредственно-образовательная деятельность  «Знатоки родного города». Проходит в виде игры в КВН, где ведущие – родители. Конкурсы и задания по изученному материалу о городе. В программе стихи, песни о городе, эстафеты, выставка рисунков.
  • Праздник «С днем рождения, родной Озерск!» (приложение 1).

В ходе реализации проекта образовательная работа с детьми строилась на следующих принципах:

  • «Позитивного центризма» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка старшего дошкольного возраста).
  • Развивающего характера обучения.
  • Непрерывности и преемственности педагогического процесса.
  • Рационального сочетания разных видов деятельности.
  • Дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  1. этап – обобщающий.
  • Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями
  • Обобщение отзывов детских и родительских впечатлений, успехов и неудач.
  • Оформление фотовыставки «Озерск мой, красивый и милый, Озерск – ты прекрасен всегда. И утром в рассвете весеннем, и вечером, после труда» (А. Окулов).

Эффективность и результативность проекта:

  • Активизировался творческий потенциал всех участников проекта. Они активно включались в поиск нужной информации.
  • У воспитанников подготовительной группы проявились такие качества, как инициативность, любознательность, творческое воображение, самостоятельность.
  • Укрепились детско-родительские отношения.
  • Обнаружились новые проблемы, что является стимулом к познавательной активности детей, их саморазвитию.

Новая проблема: у участников проекта появился интерес узнать, чем знаменит родной край, каким трудом заняты его жители, какова его природа, а это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Об этом следующий проект «Урал – опорный край державы».

Методическое обеспечение проекта. Литература:

  1. Коротовских Л.Н. Детям об Озерске. - Челябинск, 2005.
  2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - М., 2005.
  3. Новоселова В.Н., Толстиков В.С. Тайны «Сороковки». -  Екатеринбург, 1995.
  4. Трякин П. Памятные места города Озерска. – Челябинск, 2002.
  5. Журнал. Совершенно открыто. № 3-1994.
  6. Признание в любви. Сборник самодеятельных авторов г. Озерска. 1995.
  7. Сайт Озерск74.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Мультимедийное оборудование.
  • Видеофильмы.
  • Фотоматериалы.
  • Аудиоматериалы.

Приложение 1

Сценарий праздника «С днем рождения, родной Озерск!».

Ведущий: среди просторов нашей огромной Родины есть край, где мы живем, где наш родной дом, наша родная земля. И где бы ни были, куда б ни ездили, всегда будем вспоминать свою родную сторону. Как называется этот край, где мы живем? Мы живем на Урале – это наша Родина.

Перекличка детей:

У каждого листочка,

У каждого ручья,

Есть главное на свете,

Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей,

Нет реченьки милей.

Для беленькой березы –

Опушки нет родней.

Есть ветка у листочка,

Овражек у ручья,

У каждого на свете

Есть Родина своя.

То место, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные,

Мы Родиной зовем.

Исполняется песня «Родина моя».

Ведущий: Прекрасен наш родной Урал, а как называется город, в котором мы живем? Верно, Озерск.

И все вы знаете, что в эти дни наш город отмечает свой день рождения. Сколько лет исполняется нашему городу? Давайте пройдем по его улицам и площадям, побываем на берегу озера, поговорим о наших горожанах.

Перекличка детей:

Сегодня день рождения

Отмечает свой

Озерск голубоглазый,

Город наш родной.

Пусть город славный наш растет,

Мы подрастаем с ним.

Мой дед строителем здесь был,

Он был здесь молодым.

Он говорил: «Здесь лес шумел,

Дремучий и густой, что жить в палатках начинал,

Когда был молодой.

Чтоб мирной жизнь у нас была,

Построили завод,

Со всей страны к нам приезжал

Трудовой народ.

Мой папа строил детский сад,

Мы дружно в нем живем.

Вот только с другом подрастем,

Построим рядом дом.

В Озерске нравится нам все,

И площади, и парки,

Пусть музыкальные звучат

В честь города подарки!

Исполнение песни «Поздравительная».

Ведущий: А вы знаете, что в нашем городе живет маленький, удивительный народ? Все взрослые любят и много делают, чтобы этот народ рос крепким, здоровым и умным. Все знают, что это за народ? Наши гости не знают. Давайте споем веселую песню и все догадаются.

Исполнение песни «Отгадай».

Ведущий: Да. Это дети, самое любимое население нашего города. Для них в городе и парки, и кинотеатры, театры, поликлиники, Дома культуры и детские сады. Давайте отправимся в путешествие по нашему городу, а начнем с парка.

В парке этом стадион,

Каждому ли он знаком?

В парке нашем есть качели,

Расписные карусели.

В тире можно пострелять,

По аллеям погулять.

Здесь всегда полно гостей.

Ждут и взрослых и детей.

Проводится танец-игра «Разноцветная игра».

Ведущий: А сейчас перенесемся на одну из самых красивых улиц нашего города – проспект Карла Маркса.

На этом проспекте есть много разных магазинов. Здесь находится и фонтан, где любят играть дети. Но особенно мы любим ходить в кинотеатр «Октябрь», сядем поудобнее и посмотрим фильм о нашем городе.

Просмотр видеофильма «Озерск».

Ведущий: красив и молод наш город и создан он руками наших имам и пап. Какие замечательные дома, сады, магазины построили их трудовые руки наших земляков.

Чтение стихов о городе.

Исполнение песни «Вырастает город».

Ведущий: А сейчас мы с вами будем строителями и построим город.

Игра «Построй дома».

Ведущий: а сейчас мы отправляемся дальше. У нас на пути одно из самых любимых зданий: театр кукол «Золотой петушок».

Наши дети не только любят смотреть спектакли в театре, но и сами могут показать спектакль. Предлагаем вашему вниманию спектакль «Город, в котором я живу».

Ведущий: А сейчас расскажем, как мы весело живем и что делаем в детском саду.

Рассказывание стихотворения Успенского «Что мы делали в детском саду».

Ведущий: Весело нам в детском саду и в честь праздника мы исполним гимн детского сада.

Ведущий: Вот и закончился наш праздник, но у города день рождения и как всем именинникам давайте споем нашему городу «Каравай» (дети исполняют песню и угощаются пирогом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД "С Днем рожденья, родная Земля!"

22 апреля отмечается всемирный День Земли. Это  не просто большой, а поистине глобальный праздник — Международный день Матери-Земли проводимый под эгидой ООН, — день нашего общего уютного дома. П...

Сценарий празднования дня рождения детей старшего дошкольного возраста «С днем рождения поздравляют клоуны Клепа и Конфетка»

После четырех лет, ребенок уже запоминает, что есть такой день, который бывает только раз в году, когда он родился. И этот день очень важный и радостный! И с тех пор начинается ежегодное ожи...

Сценарий праздника дня рождения детей старшего возраста «С днем рождения поздравляют клоун Клепа и Лунтик»

Создать праздничное, радостное настроение, положительные эмоции у детей, желание вместе играть и веселиться. Формировать нравственные представления дошкольников. Развивать речь детей, умение выс...

Тематическая неделя в средней группе "С днем рождения, родной город!"

В статье раскрывается  образовательная деятельность с детьми и родителями по формированию первоначальных представлений о родном городе - малой Родине в рамках тематической недели. Воспитанники вк...

- «С днем рожденья - родной Борисоглебск»

Формировать гражданско-патриотические переживания дошкольников, воспитывать эмоционально-ценностное отношение к культурно-исторической и социальной жизни родного города Борисоглебска. Развивать творче...

Сценарий праздника посвященный Дню рождения Арьи "С Днем рождения родной Поселок"

Сценарий посвященный дню рождения Арья "Сднем рождения родной Поселок"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с родным городом Ростовом-на-Дону в средней группе «С Днем рождения, любимый город!»

Оптимизировать нравственно-патриотическое воспитание детей, как системное условие личностного развития ребенка в пространстве ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО и внедрения ФОП ДО....